Использование разнообразных форм работы с учащимися иностранного языка.


Использование разнообразных форм работы с учащимися на уроках иностранного языка
Сегодня трудно найти человека , оспаривающего необходимость владения иностранным языком .Расширяется международное сотрудничество ,улучшаются деловые контакты в области внешних экономических и культурных связей ,значительно увеличивается возможность общения с нашими зарубежными друзьями. Поэтому значение владение иностранного языка для человека ,мечтающего сделать успешную карьеру ,бесспорно велико. И , наконец , владение иностранным языком становится все более неотъемлемым качеством культурного, образованного человека. Каждому учителю иностранного языка , бесспорно ,хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, заинтересовать детей языком, развивать их познавательный интерес и творческую мыслительную активность. Первоочередным условием повышения интереса к предмету «Иностранный язык» является формирование коммуникативной мотивации. Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы , как:
доброжелательная обстановка на уроке;
положительный эмоциональный климат;
доверительные отношения между учителем и учащимися ,а также между самими учащимися.

На уроках иностранного языка могут быть использованы различные методы и приемы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков. Неделя иностранных языков ,олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету, то есть использование активных методов обучения. Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Почему же так важно создание ситуации успеха ? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога , ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя – стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности.
Эффективным средством формирования положительной мотивации у учеников является наглядность. Наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую функцию. Все средства наглядности (иллюстрированные и жесты, которые использует учитель)создают эффект «присутствия»в какой- то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять. Говоря об эффективных средствах формирования положительной мотивации ,следует отметить, что самым интересным видом деятельности для ребенка является игра .Она является естественной формой деятельности ребенка. Игра несет в себе большой положительный заряд в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы ,которая обсуждается в жизненной ситуации. При организации игры многое зависит от учителя ,его эмоциональности ,с одной стороны ,и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным –с другой стороны, в особенности ,если ведущие в игре -дети. По меткому выражению Л.С. Выготского , «игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.Применяя игры на уроках ,нужно помнить о некоторых моментах: выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован; должно быть задействовано как можно больше учащихся ;игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся; языковые игры должны проводиться на иностранном языке; нельзя забывать о том ,что игры не могут заменить систематической учебы, интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале ,нужно применять их в меру, целесообразно и планово.
Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыки работы самыми разнообразными источниками информации и таит в себе массу других преимуществ. Компьютер значительно облегчает труд преподавателя, делая процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным.
Самое простое применение Интернета- это использование его как источника дополнительного материала для преподавания и подготовки к занятию. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
использовать большое количество иллюстративного материала ;интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения ,что особенно важно для развития их обще-учебных навыков.
Стандартную систему форм учебной деятельности на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая .Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работ.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит работу со всем классом в едином темпе. В процессе объяснения, показа ,он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих .Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника ,стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащихся.
Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала. Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учеников. На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, темп работы. Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания : они требуют большего внимания от учителя ,и больше времени на выполнение заданий. Если же снизить темп, то негативно скажется на сильных учащихся ,которых удовлетворяет не увеличение количества задач ,а их творческий характер, усложнение содержания .Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной работы.
Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение ,пишет рассказ и т.е. Индивидуальной задачей может быть работа с учебником ,справочником, словарем, картой.
Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков ,для обобщения пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ ,самостоятельных и контрольных заданий в классе.
Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания , вырабатывать необходимые умения ,навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает ,осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других ,а результат этих усилий, его оценка ,касаются и интересуют только ученика и учителя. Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащихся.
Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам обучения. В ее основу положены идеи Ж-Ж Руссо Й.Г. Песталоцци. Песталоцци считал ,что умелое сочетание индивидуальной и групповой форм учебной деятельности повышает активность, самодеятельность учащихся ,создает условия для взаимного обучения ,что способствует успешному овладению умениями и навыками.
Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса .Выделяют следующие формы группового взаимодействия :
Парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работы вместе . Парная форма используется для достижения любой дидактической цели: , усвоение, закрепление, проверка знаний и т.е. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом .она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить ,вести дискуссию.
Кооперативно-групповая учебная деятельность-эта форма организации обучения в малых группах учащихся , объединенных общей учебной целью .По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи ,которыми он выполняет. Выполняя часть общей для всего класса цели , группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения . Главные итоги такого обсуждения записываются всеми присутствующими на занятиях.
Дифференцированная групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями .Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.
Звеньевая форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах , управляемых лидерами .Ученики работают над единственной задачей .
Индивидуально- групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе , а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.
Группы могут быть гомогенными (однородными) , т.е.объединенными по определенным признакам ,например, по уровню учебных возможностей, или гетерогенными(разнородными),когда в группу входят сильные и слабые ученики, лучше стимулируется творческое мышление ,осуществляется интенсивный обмен идеями .Для этого предоставляется достаточно времени для выражения различных взглядов ,подробного обсуждения проблемы ,для рассмотрения вопроса из разных областей.
Учитель руководит работой каждого ученика косвенно ,через задачи ,которые он предлагает группе ,и которые регулируют деятельность учащихся .Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества ,потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае ,если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за помощью к учителю.
В групповой учебной деятельности у учащихся успешно формируются умения учиться, планировать ,моделировать, осуществлять самоконтроль ,взаимоконтроль ,рефлексию и т.е.Важную роль она играет в реализации воспитательной функции обучения . В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность ,умение доказывать и отстаивать свою точку зрения ,культуре ведения диалога. Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так , чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в их успехах и плодотворных межличностных взаимоотношений.
Заключение
Уроки иностранного языка- бескрайнее поле для творчества .Особенно важно это учитывать ,работая в специальной школе ,где в основе каждого урока должен лежать дифференцированный подход с элементами нетрадиционных методов обучения.
Говоря о детях младшего школьного возраста ,при выборе технологии их обучения нужно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников (повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от однообразия),что требует частой смены форм методов и приемов обучения. Учить языку- это искусство ,малышей- искусство искусств.
Для эффективного обучения важно:
Изучать личность каждого ученика и коллектив в целом(путем наблюдения на уроке и вне его ,обмена мнениями с коллегами ,бесед с родителями);
Использовать при организации общения по возможности такие ситуации и предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика , связанные с его личным опытом, побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуации общения;
Поддерживать интерес к учащимся с низким речевым статусом и низким статусом популярности при организации парной и групповой форм работы;
Систематически обращать внимание коллектива учащихся на успехи отдельных детей в деятельности.
От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету , но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Для осуществления задач , стоящих перед учителем иностранных языков необходимо постоянно работать над самообразованием . Большой выбор методической литературы , наглядных пособий , широкие возможности компьютера , интернетных ресурсов дают возможность для творческой работы . Я считаю, что необходимо широко применять информационно- коммуникативные технологии в образовательном и воспитательном процессах , чтобы:
быть технически грамотным специалистом;
быть в курсе всех событий в образовании;
сделать процесс обучения более наглядным, доступным, увлекательным. Информативным;
активизировать творческую деятельность учащихся.