Выступление на педсовете Здоровый учитель — здоровый ученик!


МБОУ СОШ № 5. Масло Е.В. учитель биологии.
Здоровый учитель-здоровый ученик.
Как часто мы задумываемся о своем здоровье как о ценности?
Здоровье – тема не новая, но во все времена актуальная. По первому образованию я медицинский работник, по второму образованию - педагог и тема сохранения и укрепления здоровья детей мне особо важна. Актуальность здоровья подрастающего поколения на современном этапе развития общества опосредована требованиями высокотехнологичной экономики, в которой предстоит работать в ближайшем будущем сегодняшнему школьнику. Бесспорным является тот факт, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, педагоги не могут не заниматься их здоровьем.
Для формирования ценностного отношения к здоровью требуется выполнение определенных действий со стороны педагога:
Первый шаг направлен на создание психолого-педагогических условий:
создание психологической благоприятной образовательной среды.
формирование умений оценивать и прогнозировать состояние своего здоровья; выработку навыков саморегуляции.
Одним из приёмов данного шага является рефлексия. На своих уроках биологии использую различные виды рефлексии: рефлексия настроения, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала, рефлексивный экран.
Второй шаг предполагает организацию педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью.
Третий шаг предусматривает организацию оздоровительной деятельности школьников на уроках биологии.
Организация учебного процесса на уроке выстраивается с учётом позиции технологии здоровьесбережения. Планирование урока строится с учётом плотности, и применением физкультминуток.
Ранжирование – распределение по мере трудности содержания урока.
Индивидуализация и дифференциация обучения в зависимости от состояния здоровья, познавательных возможностей и темпа учебной деятельности школьников.
Увеличение двигательной активности, может происходить, через чередование рабочих поз детей, свободное перемещение в классе, использование для зрительного восприятия всё пространство учебной комнаты. (использование точечного массажа, массаж кистей рук, цветотерапии,…).Для сохранения и укрепления здоровья применяю следующие группы средств:
Средства двигательной направленности: движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки, оздоровительная гимнастика, лечебная физкультура, подвижные игры и др.
Оздоровительные силы природы: занятия на свежем воздухе, взаимодействие с живой природой.
Гигиенические факторы: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами – личная и общественная гигиена, соблюдение общего режима дня, питания и сна, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ).
Реализация вышеназванных педагогических условий обеспечивает формирование отношения к здоровью как ценности у школьников.
Чтобы создать физиологичный урок (т.е. урок, соответствующий жизненным процессам, происходящим в организме), почувствовать радость творчества, учитель должен быть здоровым. Именно от его здоровья зависит, любит или не любит учитель свой предмет и своих учеников. Если учитель не здоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие урока, что может подорвать здоровье учеников. Сохранение и укрепление здоровья находится в руках самих учителей. В какой то степени и об этом говорят слова знаменитого педагога-новатора Щетинина: «Чтобы вести за собой, надо и себя вести, не останавливаясь в этом движении к себе лучшему ни на один день».
Не только технологии обучения влияют на функциональное состояние организма детей. Личность учителя, его стиль взаимодействия с учениками также оказывают существенное влияние. Позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности и контакта с учащимися.
Основная мысль: каждый человек – хозяин своей судьбы. В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».