Выступление на педсовете по теме:: «Обобщение опыта работы с одаренными детьми на уроках регионального цикла»


Обобщение опыта работы с одаренными детьми на уроках регионального цикла

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
· интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)
Кроме того, он выделял знания и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категориям одаренных тех детей, которые проявили показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин «одаренность» на «потенциал».
Для педагогов концепция Джордж.Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет педагогической деятельности учителя башкирского языка и литературы занимаются развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой, приносит свои плоды.Наши учащиеся являются победителями, призерами городских, всероссийских олимпиад, конкурсов.
Система нашей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во время внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа)
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
В учебной деятельности наша работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого используем следующие формы:
 подготовка презентаций (по башкирскому языку и литературе);
 создание и защита проектов по теме исследования;
 организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
 организация образовательной коммуникации в групповой деятельности.
Во внеурочной деятельности создаются условия для реализации интереса к углублённому изучению башкирского языка и литературы. Целью этой деятельности является воспитание учащихся на основе изучения родного языка и изучения творческого наследия великих писателей и поэтов, формирование личности, имеющей активную жизненную позицию, способной к творческому самовыражению; развитие фантазии, творческих способностей учащихся, их языкового дара, развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»; стимулирование интереса к духовному богатству; формирование исследовательских умений, навыков и приёмов общения в разных ситуациях.
Важнейшей формой работы с одаренными детьми в практике нашей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки к творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Педагоги гимназии ведут активную методическую работу в целях привлечения учащихся к олимпиадному движению, выявляют интеллектуально одаренных школьников. На городских, всероссийских дистанционных олимпиадах «Глобус», «Кладезь знаний» ученики занимают достойные места. Например, в этом учебном году:
Муниципальный этап олимпиады по баш.яз. 2место – Гильманова, 3 место – Виденеева А.(учитель Исхакова М.Х.)
Международная олимпиада «Глобус» 1 место – Абайдуллина Г., Галин Р.( уч.Мухаметьянова Г.Х.)
Всероссийская олимпиада «Кладезь знаний» 1 место – Заманова А.(уч.Разяпова Н.А.)
Муниципальный этап олимпиады по истории и культуре Башкортостана - 2 место – Абайдуллина Г.( учитель Фролова Л.А.)
Традиционными являются муниципальные конкурсы: конкурс чтецов, конкурс творческих работ, посвященный Дню Республики Башкортостан, «Горжусь тобой, родной Башкортостан», также ежегодно наши ученики принимают участие в городском конкурсе юных сказителей эпоса «Урал Батыр», «Здравствуй, здравствуй, сказка», «Жемчужины Башкортостана», «Цвети, мой край Башкортостан», в научно – практических конференциях «Ибрагимовские чтения», «Валидовские чтения» и занимают призовые места. Данные конкурсы направлены на возрождение и развитие школы исполнителей - сказочников, сэсэнов, на сохранение и распространение лучших образцов башкирского народного творчества и творчества народов мира, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию башкирского народа у подрастающего поколения.
И закончу своё выступление словами великого человека Федора Ивановича Шаляпина:
«Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески …»