Выступление на педсовете по теме Организация работы с научным текстом на уроках окружающего мира


Организация работы с текстом на уроках окружающего мира
в начальной школе
В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.
Предлагаю вашему вниманию приемы организации работы на уроке окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное, ответственное восприятие текстового материала научной статьи учебника.
Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой.
1 этап - подготовительный (до начала чтения), 2 этап – основной (в процессе чтения), 3 этап - заключительный (после чтения).1 этап (подготовительный)
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.
Приемы работы:
«Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями , догадаться о чем пойдет речь в тексте)
Пример: 4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, астероид)
Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)
Пример: 1 класс Тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята, лисички, мухомор)
Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять о чем пойдет речь)
Пример: 1 класс Тема «Экскурсия в зоопарк»
Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)
Пример: 1 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных)
Анонс предстоящей работы ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)
Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» ( Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)
Пример: 1 класс Тема « Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным?) Тема «Твои одноклассники» (Как заиметь много друзей?)
2 этап ( основной)
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми
Приемы работы:
Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)
Пример: 4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб)Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)
Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”
1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________
2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________
Какая зима в субтропической зоне? _____________________
3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.
4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?
А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.
5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными: _____________________________________________________________
6. В переводе с латинского языка “суб” означает
А) “из”; Б) “под”; В) “через”.
7. Чем питаются цикады?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
8. Чем питается богомол?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
9. Чем питается жужелица кавказская?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа) Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»
1.Найди на физической карте России (стр. 64) Уральские горы. Допиши предложение:
“С запада от Уральских гор лежит ____________________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит ___________________________________ равнина”.
2. Восточно-Европейскую равнину называют __________________________________________________________________________
3. Западно-Сибирская равнина – самая плоская и низкая равнина на Земле, поэтому здесь так много ________________ .
4. В старину Уральские горы величали _________________________________________ . ____________________________________________________________________________
5. Уральские горы считают границей между ___________________ . Самые высокие горы России _______________________________ . Высочайшая гора в России _____________________ .6. Горы, расположенные на юге Сибири: ______________________________ .
7. Пользуясь картой на странице 64, ответь на следующие вопросы:
А) Полезные ископаемые, которые добывают на Западно-Сибирской равнине ---------------
Б) Полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе --------------------
В) Полезные ископаемые, которые добывают в Уральских горах------------------------
Г) Самая высокая гора Алтая.--------------её высота ------------------
Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)Пример: 1 класс Тема « Какими бывают растения» 4 класс Тема « Полезные ископаемые».
5. Выборочное чтение. (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа « Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны,2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» -животный мир . 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)
Чтение с остановками. ( чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)3 этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
Работа с пословицами. ( детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста инфрмации)
Пример: 1 класс Тема « Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» ( «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»)
Дополнение текста . ( детям предлагается дополнить текст своими примерами)
Пример: 1класс «Азбука культурного поведения» , «Домашние питомцы»
Игра «Плюс или минус» ( учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак - )
«Ярмарка вопросов» ( дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)Пример: 4 класс по темам исторического блока.
Составление памяток, инструкций.
Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»
Проигрывание жизненных ситуаций. ( практическое применение полученной из текста информации )
Пример : 1 класс « Мы теперь ученики» , «Уроки общения»