Выступление на педсовете Классный руководитель — ключевая фигура воспитательного процесса в школе (Из опыта работы классного руководителя Ананьевской И.В.)


Педсовет «Классный руководитель – ключевая фигура воспитательного
процесса в школе»
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Классный руководитель – центральная фигура воспитательного процесса. Нет работы более сложной и трудной. Его деятельность многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и победы, но огорчения и неудачи. И вместе с тем нет работы в школе более интересной, дающей большую отдачу. Управление воспитанием классного коллектива – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества. Руководство воспитательным процессом – это стремление быть нужным каждому и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.
Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
На сегодняшний день в нашей школе трудятся 8 классных руководителей. Коваль Н.М. и Ананьевская И.В. работают в спаренных классах, что добавляет трудностей в работе. Немальцева О.Э.ведёт классное руководство в 6 и 7 класее, что тоже тяжело. Воспитательная система школы построена на основе концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Воронежской области. Мероприятия проводятся различной направленности. Это и художественно-эстетические, и трудовые, и экологические, и мероприятия патриотической направленности. Всё чаще школам приходится участвовать в проектной деятельности. И в дальнейшем количество проектов будет только увеличиваться. Наша школа принимает недостаточное участие в этом виде деятельности. А если и участвует, то только силами отдельных педагогов. А эта работа интересна и её может выполнить любой педагог или классный руководитель.
          Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.      Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.     Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.      Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.     Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?      Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.      Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.      В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, он должен быть методически и психологически подкован, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбираться в трудовом законодательстве, а также уметь ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий.
  Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Классный час – это деятельность школьника как личности, это осмысление школьником, причастным обществу и человечеству в целом, жизни как наивысшей ценности. В процессе такого осмысления школьник становится личностью и развивается в личность.
В нашей школе не всегда удаётся проводить классные часы. Причиной этому можно считать очень большую нагрузку учителей, учеников, расписание движения автобусов. А если всё складывается удачно, то не все классные руководители систематически проводят их. Это накладывает отпечаток на формирование личных ценностей подрастающего поколения. Зачастую классные часы превращаются в балаган и обсуждение пустых вопросов. Дети не хотят идти на классный час, потому что считают это пустой тратой времени, им не интересно. В дальнейшем тематику классных часов нужно выбирать…исходя из интересов учащихся и существующих проблем в классе...
Благодаря различным реформам в системе образования в школах сокращена ставка вожатого. А обязанности распределены между классными руководителями и заместителем директора по воспитательной работе. Все классные руководители в течение учебного года проводят праздничные мероприятия. Это Новый год, А ну-ка, девушки, Мамина улыбка, Папин праздник, День учителя и другие. Подготовка к этим мероприятиям занимает очень много времени. Взрослые ученики сами готовят сценарии, копаются в Интернете. Малыши с удовольствием учат стихи, разучивают сценки и танцы. А на выступлениях чувствуют себя настоящими звездами. Концерты получаются очень яркими и интересными благодаря огромной и качественной подготовке.
     Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.      Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.      В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные кружки, факультативы, выпуск стенгазет, совместная организация и участие в различных внеклассных мероприятиях.
Выступление Морозовой Н.П. Самое главное в общении с детьми…
Ельшина Т.В. Самое главное в общении с родителями…
Немальцева О.Э. Работа классного руководителя соц.педагога с трудными детьми.
Свиридова Н.Н. Что значит быть классным руководителем…
     Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.      Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке."Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - ребенка, учителя, родителя - и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…" А.А. Захаренко
---------------------------------------------
  Решение педсовета:
Внести классный час в расписание как отдельный урок.
Допускается проводить классные часы совместно т.е. 8 и 9 кл. вместе.
Организовать проведение открытых классных часов 1 раз в четверть.
Возобновить проведение предметных недель, в рамках которых проводить открытый Кл. час или внекл. Меропр., выпуск стенгазет.
Обязать всех классных руководителей участвовать в проектной деятельности областного или районного уровня.