Выступление социального педагога Барышевой Е.Ф. «Формирование социально значимых качеств личности волонтера». 22 марта 2015 года.

ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР
для заместителей директоров школ
«РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»
22 марта 2015 года


Выступление социального педагога
Барышевой Е.Ф.
«Формирование социально значимых качеств
личности волонтера»



Уважаемые коллеги!
Всем известно, что школа является одним из важнейших агентов социализации личности.
Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной социализации.
Сюда включаются как познание человеком социальной действительности, так и овладение навыками индивидуальной практической и групповой работы. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Современное общество ставит перед нами задачу воспитать социально-значимую личность, способной к инициативе и творчеству.
Эта задача, определяет необходимость использования в работе социального педагога методик развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
Под жизненными навыками понимается набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста.
Это сфера переживаний личности, которая рассматривается не через установление диагнозов, а через описание жизненных недостающих умений.
Жизненно важные навыки комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Большинство учащихся не знают, как вести себя конструктивно в тех или иных обстоятельствах.
Проблемы учащихся, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием определенного навыка или навыков в поведенческой сфере. Поэтому этим навыкам нужно учить детей, расширяя диапазон навыков по мере приобретения жизненного опыта. Начинать учить так же, как можно научить писать и читать.
И я в своей работе социального педагога стараюсь формировать жизненно важные навыки как инструмент предупреждения асоциального поведения и средство приобретения жизненного опыта через добровольческое движение.
Я хочу перечислить эти жизненно важные навыки и умения, необходимые для социализации личности:
- НАВЫКИ ПОЗИТИВНОГО И КОНСТРУКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ - способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности Они также являются базой для формирования чувства собственного достоинства;
- НАВЫКИ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ - способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье;
- НАВЫКИ САМООЦЕНКИ И ПОНИМАНИЯ ДРУГИХ - способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота;
- НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМИ ЭМОЦИЯМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЯМИ - осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей;
- НАВЫКИ АДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ - способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас;
- НАВЫКИ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - способность конструктивно и "цивилизованно" выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов;
- НАВЫК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ - способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом;
- НАВЫК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ - помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных ситуаций;
- НАВЫКИ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ - способность объективно анализировать, систематизировать и умело пользоваться информацией любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло, свободно ориентироваться В постоянно меняющейся жизненной ситуации;
- НАВЫКИ ТВОРЧЕСТВА - способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте и знаниях других людей.
Согласитесь, что этими жизненно важными навыками должен обладать любой человек, а значит не только наш воспитанник, но и любой педагог в школе.
В процессе приобретения данных навыков у учащихся появляется желание и потребность быть полезными, оказывать помощь людям и влиять на окружающих, побуждая их к социальной активности.
Применение данных умений и навыков осуществляется учащимися в повседневной жизни, а значит и в общении с людьми, как дома так и в школе.

В своей работе я использую различные методики: методика коллективных творческих дел, методика креативного мышления, методика «мозговой штурм», методика «гражданский форум».
И более подробно я хочу остановиться именно методике «гражданский форум», которая нацелена на формирование жизненно важных навыков и умений обучающихся.

В ее основе лежит новый подход к постоянному общественному диалогу, искусством ведения которого надлежит овладеть каждому молодому человеку.
Эта дискуссионная методика подразумевает поиск данных путей как в политической сфере, так и в сфере общественной жизни.
Гражданский форум одновременно является формой вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность и в то же самое время это эффективное средство обучения жизненно важным навыкам, без которых волонтерское движение не может существовать.

Применение методики Гражданский Форум помогает мне решать ряд задач:

Это форма общественного обсуждения, которая способна продвигать школьников на первую ступеньку гражданского участия и добровольческого движения.
Форум это способ преодоления безразличия к социальной действительности, негативным сторонам жизни.
Благодаря участию в Форуме у ребят формируется собственный взгляд и приобретаются знания, которые становятся основой их жизненного опыта и главной составляющей их социализации.

1. Методика учит умению мыслить в масштабах интересов всего общества, анализировать, выявлять преимущества и недостатки того или иного подхода, задумываться о последствиях.
Это одно из основных качеств социализированной свободной личности.

2. Участнику любой дискуссии важно уметь быть услышанным и слушать других, стараться понять, что стоит за позицией оппонента и с какими сторонами его точки зрения можно согласиться.

3. Форум призывает к терпимости, сопереживанию, взаимопониманию, значит, имеет большие возможности в нравственном воспитании и социализации подростков.

4. Данная методика это путь к объединению людей, который помогает в выработке реальных совместных действий для решения проблемы, а также в том, чтобы почувствовать себя частью общества. Участники Форума рассматривают себя действующими лицами в добровольческом движении, что помогает им включаться в различные гражданские инициативы и волонтерские акции и проекты.

























13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14415




Заголовок 815