Социально-педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся в системе дополнительного образования


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА г. РОСТОВА-НА-ДОНУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»


Социально-педагогические условия
формирования ценностных ориентаций учащихся в системе дополнительного образования
Статью подготовил(а):
Новохатская Нина Викторовна
Должность:
методист высшей квалификационной категории,
педагог дополнительного образовани
высшей квалификационной категории
Место работы:
МБУ ДО ЦВР «Досуг»

2017 г.
_________________________________________________________
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Российская Федерация
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет ее содержательную сторону и составляет основу взглядов на окружающий мир, других людей и себя самого, наконец, мировоззрения, ядро мотивации и «философии жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Наиболее важным с точки зрения формирования ценностных ориентаций личности является подростковый возраст. Особое значение для формирования его ценностной структуры имеет характерная для этого периода специфическая ситуация развития. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Именно  учреждения  дополнительного  образования  обладает  боль- шим  потенциалом  для   развития    ценностных  ориентаций,  т.  к.  дополнительное  образование  ориентировано  на  свободное  избранное  под-ростком освоение  знаний,  способов  деятельности,  ценностных  ориентаций.  Это  особенно  важно  в  подростковом  возрасте,  для  которого  актуальны  потребности  в  самоутверждении,  в  друге,  занять  достойное  место  в  коллективе,  в  общении  со  сверстниками.  Следовательно,  дополнительное  образование  способствуют  удовлетворению  интересов  личности,  ее  склонностей,  способностей  и  содействует  ее  самореализации  и  культурной  адаптации,  выходящие  за  рамки  стандарта  общего  образования. 
Социально-педагогические условия  деятельности  учреждения  дополнительного  образования,  влияющие  на  формирование  ценностных  ориентаций  подростка  можно  представить  следующим  образом:
вариативность,  отсутствие  государственных  стандартов  и  строгой  регламентированности,  что  существенно  расширяет  традиционные  формы,  методы  и  технологии  работы  с  детьми  различных  категорий  с  учетом  интересов  каждого  воспитанника,  позволяя  увеличить  веер  возможностей  для  осуществления  выбора  и построения  индивидуальной  образовательной  траектории,  удовле-творяя  постоянно  изменяющиеся  индивидуальные  образовательные  потребности,  создавая  условия  для  творческого  раз-вития  каждого  воспитанника,  его  адаптации  к  социальным  изменениям  и  приобщения  к  культурным  ценностям;общей  гуманитарной  направленностью  всех  видов  образовательной  деятельности,  диалогичностью,  актуализируя  субъектную  позицию  воспитанников,  создавая  ситуацию  успеха,  что  позволяет  сформировать  положительное  отношение  к  миру,  людям,  природе  и  самому  себе,  тем  самым  способствуя  формированию  ценностных  ориентаций;
коммуникативной  функцией  деятельности  учреждений  дополнительного  образования,  способствующей  социализации  подростков.  В  контексте  данной работы    под  социализацией  понимается,  процесс  становления  личности.  В  процессе  такого  становления  происходит  усвоение  индивидом  языка,  социальных  ценностей  и  опыта  (норм,  установок,  образцов  поведения),  культуры,  присущих  данному  обществу,  социальной  общности,  группе,  и  воспроизводство  им  социальных  связей  и  социального  опыта;
содержание  образовательного  процесса  имеет  комплексный  потенциал  (обучающий,  воспитательный,  развивающий),  предоставляя  веер  направленностей  дополнительного  образования:  естественнаучная образовательная направленность, физкультурно-спортивная,  художественная,  туристско-краеведческая,  техническая,  социально-педагогическая; учреждение дополнительного образования может иметь консолидирующую роль при моделировании воспитательной системы, интегрируя возможности всех располагающихся в собственном микрорайоне социальных институтов.
Например, воспитательная система МБУ ДО ЦВР «Досуг» Пролетарского района г. Ростова-на-Дону естественным образом трансформируется в целостное развивающее образовательно-воспитательное пространство района, в котором УДО играет координирующую и объединяющую роль.
Анализ консолидации деятельности различных социальных институтов свидетельствует:
- основой воспитательной системы района остается детско-молодежная общественная организация «Союз верных друзей», в числе приоритетных направлений деятельности которой является военно-патриотическое направление. Деятельность организации естественным образом трансформируется в образовательное пространство района, в частности во все 14 школ. Целью организации является социализация членов детской организации посредством творческой самореализации личности в социокультурной среде;
- сотрудничество с библиотекой им А.С. Пушкина дает положительный результат в передаче поколениям исторических и национальных ценностей нашего региона и истории России в целом (проведение конкурсов, викторин, бесед о героях воины и труда нашей малой Родины, встречи с интересными людьми, выставки новых книг о наших соотечественниках и об истории нашего края и др.);- работа подростковых клубов «Заря», «Мужество», «Сокол» направлена на сохранение, воспроизведение традиций малой Родины, ее народов, познание своих корней и фиксирование полученных знаний в конкретной деятельности (изготовление национальных костюмов, описание, исследовательская работа по поиску фольклорного материала, пополнение экспонатами музея этнографии);
- тесное сотрудничество с парком им В. Черевичкина дает возможность воспитывать патриотизм у детей на примере пионеров-героев и их подвигов. (Здесь ежегодно проводится военно-патриотический фестиваль, дни памяти юного героя, спортивно–ориентированные игры, посвященные памяти В. Черевичкина и других пионеров погибших во время ВОВ, встречи с сестрой юного героя.);
- сотрудничество с детским домом № 2, военным госпиталем, а также с центром социальной защиты детства по проведению мероприятий для малообеспеченных семей и детей - инвалидов позволяет воспитать в детях милосердие, желание помочь близким, проявить себя с лучшей стороны, суметь рассмотреть, где нужна их помощь (проведение концертов и спектаклей, игровых программ и интеллектуально-познавательных викторин, сбор игрушек и вещей первой необходимости);- работа Совета Ветеранов направлена на воспитания в детях и молодежи района патриотизма, терпимости, любви к Отечеству, веры в себя и будущее страны (вечера встреч с ветеранами, акция «Письмо ветерану», уроки мужества и др.);
- сотрудничество с центром занятости помогает решить проблему профессиональной занятости ребенка в каникулярное время, что способствует воспитанию умения ценить и рационально использовать свое время, умение трудиться на благо других и себя, беречь труд других и ценить свой, посредством чего происходит и экономическое воспитание школьников;
- работа клуба «Юные инспектора движения» позволяет детям учиться соблюдать законы на примере выполнения правил дорожного движения;
- тесное сотрудничество с училищем культуры позволяет студентам приобщиться к воспитанию и социализации подростков на практике, опробовать свои силы как педагога-организатора;
- областной молодежный театр и театр им М.Горького позволяют приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, здесь происходит не только трансляция национального духовного богатства, но и вырабатывается умение осмыслить и ценить, принять или не принять те или иные культурные ценности народа;
- тесное сотрудничество с областным домом народного творчества позволяет шире раскрыть диапазон приобщения к народной, национальной культуре своей малой Родины, своего края;
- взаимодействие со спортивными комплексами и стадионами района дает возможность детям почувствовать радость победы и гордость за спортивные достижения своего донского края,
- взаимодействие с обществом «Нор-Нахечеван» позволяет не только воспитать в детях основы толерантности, конструктивного диалога культур, но и освещает данную работу в прессе.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что воспитательное значение каждого социального института в отдельности велико, а в целом они создают воспитательную систему, которая формирует ценностные ориентации в каждом ребенке, подростке, юноше и девушке.
Совмещая теоретические занятия с организаторской и просветительской деятельностью, у воспитанников ЦВР «Досуг» произошли изменения в иерархии ценностей, они стали проявлять выдержку, толерантность по отношению к другим людям, научились самостоятельно распределять социальные роли.
Таким  образом,  можно сказать, что социально-педагогические условия дополнительного  образования  способствуют  формированию  ценностных ориентаций  подростков,  благодаря  его  гуманитарной  направленности,  увеличению  веера  возможностей  для  построения  индивидуального  образовательного  маршрута  согласно  потребностям  подростка,  актуализации  их  субъектной  позиции,  созданию  условий  для  их  социализации  в  рамках  консолидации усилий всех социальных институтов микрорайона, в котором учреждение дополнительного образования играет координирующую и объединяющую роль. ЛИТЕРАТУРА
1. Богдашин А. В. Формирование ценностных ориентаций подростка в учреждениях дополнительного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
2. Воронин  А.С.  Словарь  терминов  по  общей  и  социальной  педагогике.  -  Екатеринбург:  ГОУ  ВПО  УГТУ-УПИ,  2006. 3. Обновление содержания дополнительного образования детей в условиях модернизации регионального образования [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/dop/3_1_2.htm