Презентация к педагогическому совету по теме Методы и приёмы формирования и развития в процессе обучения социально-значимых ценностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся


Методы и приёмы формирования и развития в процессе обучения социально-значимых ценностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся Понятию «ценность» авторами психологического словаря А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским придается несколько значений, в зависимости от рассматриваемой проблемы:1. Ценность как общественный идеал (выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни), - это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.2. Ценности, предстающие в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков.3. Социальные ценности преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Типы личности:1. Теоретический человек – основная ценность – поиск истины.2. Экономический человек – основной акцент делается на полезные и практичные ценности.3. Эстетический человек – наивысшей ценностью считается стиль и гармония, окружающая действительность воспринимается и оценивается с точки зрения изящества и соответствия ситуации.4. Социальный человек - главная ценность - это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству.5. Политический человек - основная ценностная направленность на личную власть, влияние, известность, не ограниченную сферой политики.6. Религиозный человек - ценностная ориентация в поиске смысла жизни, высшей духовной силы Ценности динамичны - они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Переоценка ценностей - закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, в этом заключается основной момент личностного развития в возрасте, следующим за юностью.Таким образом, ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. Структурно - динамическая модель системы ценностных ориентаций{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Параметры модели Элементы модели1 2 3Ведущие процессы личностного развитияАдаптацияСоциализацияИндивидуализацияФормируемые уровни системы ценностных ориентаций личностиЗащитный (низший)Заимствованный (средний)Автономный (высший)Основные психологические факторы, определяющие выбор механизмов развитияВысокая тревожность и фрустрационная напряженностьКонформность, зависимость и эктернальностьОсмысленность жизни, интеральность, позитивная «Я-концепция»Ведущие ценности данных уровней системы ценностных ориентаций личности«Свобода от», материальный достаток и развлеченияСемья, карьера, престиж и общественное признаниеТворчество, активность, свобода, самореализация и широта взглядов Основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения будут:1) Смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения2) Придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций Реализация такого обучения возможна при выполнении таких условий:1) необходима специальная работа по формированию личностной позиции школьника как его целостной характеристики.2) для формирования личностной позиции школьника обучение нужно строить так, чтобы познание стало одной из ведущих потребностей ученика. Возможные пути становления личностной позиции школьников на уроках химии следующие:формирование мировоззрения на основе применения ценностно-ориентированного материала;использование комплекса специальных учебных заданий;“включение” в специфические виды учебной деятельности;организация диалогического общения. Личностную позицию можно формировать при выполнении: самостоятельных исследований;специальных учебных заданий;решений химических задач;диалогического общения Конструирование личностно – ориентированного урока можно проводить по известной в когнитивной психологии модели ТОТЕ:1). ТЕСТ→ 2). ОПЕРАЦИЯ→ 3). ТЕСТ→ 4). ВЫХОД (EXIT) Суть этапов урока в соответствии с предложенной моделью:1-й этап. Запуск процесса, который включает действия: совместное целеполагание и мотивацию; выбор обучающимися личных предпочтений; обсуждение возможностей построения эксперимента.2-й этап. Планирование действий учителя, действий обучающихся, методов работы, возможные диалоги учителя и обучающихся.3-й этап. Проверка достигнутого для сравнения текущего состояния усвоения с желаемым.4-й этап. Выход, когда совместно принимается решение о том, продолжить работу над проблемой или закончить работу. Метод обучения– система действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования. Номенклатура методов:объяснительно-иллюстративный,репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый,исследовательский,метод акцентирования эмоций и ценностей, метод адекватных эмоций, метод эмоционально-ценностных контрастов. Метод акцентирования эмоций и ценностей. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися ценности объекта изучения. Метод адекватных эмоций. Сущность его в том, что учитель строит процесс обучения так, чтобы передаваемое содержание пробуждало адекватные эмоциональные реакции учащихся к объекту изучения и познавательной деятельности. Метод эмоционально-ценностных контрастов. Сущность его в том, что учитель показывая противоположные ценности и пробуждая противоположные чувства, обостряет у учеников переживание значимых чувств и осознание необходимых ценностей и введение их в систему ценностных ориентации личности. Психоролевые ситуации. Сюда относятся такие ситуации, где создаются возможности для условного самовыражения личности, проигрывания определенной роли во взаимодействии с другими людьми создание соревновательной ситуации, ситуации успеха – неуспеха,ситуации новизныситуация эмоционального взрыва.