Из опыта работы.Круглый стол «Совместная работа педагогов кабинета психолого-педагогической коррекции и социальных работников детского отделения при «ОЗиСП» по социально-бытовой ориентировке детей с легкой интеллектуальной недостаточностью».

Заседание круглого стола

«Совместная работа педагогов кабинета психолого-педагогической коррекции и социальных работников детского отделения при «ОЗиСП» по социально-бытовой ориентировке детей с легкой интеллектуальной недостаточностью».
1 апреля 2010 года, место проведения ГУ «КППК» г. Риддера
Задача:
Объединить усилия педагогов КППК и социальных работников детского отделения при «ОЗиСП» в реабилитации детей инвалидов детства и подготовке их к самостоятельной жизни.

Демонстрационный материал:
1.Выставка детских работ по СБО, по ИЗО деятельности.
Фотоматериал с занятий и с праздников КППК.
ИРП на детей инвалидов, посещающих КППК.
Учебный план КППК и расписание занятий детей инвалидов.

Участники круглого стола:
Педагогический коллектив КППК.
Представители детского отделения при ГУ «ОЗиСП», обслуживающие детей инвалидов детства, которые посещают КППК.
Представители СМИ город.

План проведения.
Вступительное слово заведующей, педагога дефектолога КППК Меховой Л.С.

Дети с ограниченными возможностями в силу своих индивидуальных особенностей находятся в особо трудных условиях, являются наименее защищенной частью населения.
На сегодняшний день в Восточно-Казахстанской области более двух с половиной тысяч детей обучается в 14 коррекционных учреждениях всех видов. Свыше тысячи детей обучаются на дому и более тысячи детей не подлежат обучению.
Во исполнение Закона РК от 11 июля 2002 года № 343- П «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» в области в 11 районных центрах открыты кабинеты психолого-педагогической коррекции. С 2004 года эти дети имеют возможность получать адекватную коррекционную помощь в коррекционных учреждениях нового типа, кабинетах психолого-педагогической коррекции.
В городе Риддер 15 октября 2004 года открыто Государственное учреждение «Кабинет психолого-педагогической коррекции», прошедшее регистрацию в Департаменте Юстиции ВКО и получившее учредительные документы, государственную лицензию дающие право осуществлять коррекционную работу с детьми в рамках РК.
В своей деятельности ГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законами РК «Об образовании», «О правах ребенка в РК», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», положением о кабинетах психолого-педагогической коррекции, и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность организации образования РК.
В ГУ «КППК» г. Риддера работают 9 специалистов, из них 2 по совместительству на 0,5 ставки. Все имеют специальное образование.
ГУ «КППК» занимает часть двухэтажного здания общей площадью 225 кв.м., имеются шесть учебных кабинетов:
логопеда (14 кв.м), психолога (21 кв.м), педагога по развитию движений (54 кв.м), социального педагога (16 кв.м.), педагога-дефектолога (18 кв.м), игровая комната (25 кв.м).
Все помещения ГУ «КППК» соответствуют санитарным требованиям и оборудованы мебелью, выполненной на заказ согласно специфике.
КППК оказывает комплексную психолого-педагогическую помощь детям в возрасте от 3 до 18 лет с ограниченными возможностями в развитии и детям, обучающимся в общеобразовательных школах, имеющие трудности в освоении школьных навыков.
Дети-инвалиды города Риддера, ранее никогда не получавшие необходимой помощи, с открытием кабинета, имеют такую возможность. Давайте посмотрим отчетную информацию по детям инвалидам за последние 4 года:
2006 год - 34 ребенка- инвалида зачислены и приступили к занятиям в ГУ «КППК». Из них 18 детей - инвалидов детства, имеющие тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, нарушения опорно-двигательного аппарата, не подлежащие обучению в общеобразовательных школах, 16 инвалидов детства, имеющие нарушения в умственном и психическом развитии, нарушения опорно-двигательного аппарата, обучающиеся на дому. 8 детей в возрасте 3-7 лет, 26 в возрасте 7-18 лет. Из них 2 первично.
2007 год – 38 детей инвалидов, 11 в возрасте 3-7 лет, а 27 в возрасте от 7 до 18 лет. Из них 13 обучаются на дому, 17 детей - инвалидов детства, имеющие тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, нарушения опорно-двигательного аппарата, не подлежащие обучению в общеобразовательных школах , первично 10 детей инвалидов.
2008 год – 38 детей инвалидов, 16 дошкольников и 22 школьного возраста, из них 12 первично, 6 обучение на дому,15 по состоянию здоровья не обучаются в школах.
2009 год – 39 детей инвалидов, 10 в возрасте 3-7 лет, 29 в возрасте 7-18 лет. Из них 15 обучение на дому, 8 не обучающихся инвалидов, первично 6 детей инвалидов.
Из приведенных данных видно, что число детей инвалидов, посещающих КППК, не уменьшается.
Для начала стоит вдуматься в само слово “инвалид”. Согласно ст. 1, главы 1 Закона Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Следовательно, общество уже официально не считает инвалидов вычеркнутыми из своего списка, но всего лишь ограниченными в возможностях и требующими защиты. Но воплощается ли в жизнь эта официальная точка зрения?
Отношение к людям, обделенным судьбой, определяет степень цивилизованности общества. Право на образование – право, данное абсолютно всем гражданам, долгое время нарушалось по отношению к инвалидам. И даже на сегодняшний день у нас есть дети инвалиды детства школьного возраста, не обучающиеся в школах по состоянию здоровья, но теперь имеющие возможность посещать коррекционно-развивающие занятия в КППК. Это Бакланова Алена, Липский Владислав, Антропов Александр, Андреева Анастасия, Пунгин Кирилл.
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.
В течение 20 века складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами. И все, кто работает с детьми с ОВР, должны знать о системе специального образования.
В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. В нормативно-правовых документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:
1. специальное образовательное учреждение 1 вида (школа-интернат для глухих детей)
2. специальное образовательное учреждение 2 вида (школа-интернат для
слабослышащих и позднооглохших детей)
3. специальное образовательное учреждение 3 вида (школа-интернат для незрячих детей)
4. специальное образовательное учреждение 4 вида (школа-интернат для
слабовидящих детей)
5. специальное образовательное учреждение 5 вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи)
6. специальное образовательное учреждение 6 вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
7. специальное образовательное учреждение 7 вида (школа-интернат для детей с трудностями в обучении-задержкой психического развития)
8. специальное образовательное учреждение 8 вида (школа-интернат для детей с умственной отсталостью).
А кабинеты психолого-педагогической коррекции являются новым типовым учреждением специального образования и оказывают комплексную медико-педагогическую и социально-психологическую реабилитацию детям и подросткам с ограниченными возможностями.
Организация коррекционно-развивающего процесса в кабинете регламентируется учебным планом, рекомендованным Республиканским учебно-методическим советом, а также годовым календарным планом и расписанием занятий, разработанными специалистами ГУ «КППК» и утвержденными заведующей.
Содержание обучения в КППК определяется индивидуальной коррекционно-развивающей программой (ИРП), которая разрабатывается с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка, получающего коррекционную помощь в кабинете на основе командной оценки психофизического состояния ребенка. Об этом более подробно скажут специалисты КППК.
Доработка и изменение задач коррекционной работы проводится в течение учебного года два раза в ходе повторных командных оценок.
Коррекционно-развивающее обучение осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-4 человека), групповых занятий в зависимости от степени тяжести и характера нарушения. В КППК подгруппы и группы кратковременного пребывания скомплектованы по одновозрастному и разновозрастному принципу.
В среднем на одного ребенка инвалида приходится 6-8 коррекционных занятий (психолога, логопеда, дефектолога, педагога по развитию движений, социального педагога). Дополнительно дети получают лечебно-оздоровительный массаж по показаниям. Основным условием коррекционно-развивающего обучения в кабинете коррекции является его оснащенность техническими и компенсаторными средствами, коррекционно-развивающим оборудованием. На сегодняшний день имеется достаточное количество коррекционно-развивающего материала, пособий, разработанных зарубежными авторами и специалистами центра «САТР» г. Алматы.
II. Основная часть.
1. ГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» работает совместно с различными социальными службами, организациями и учреждениями. Особенно теплые отношения сложились с отделением социально-педагогической помощи на дому, детям с ограниченными возможностями при ГУ «ОЗиСП».
Cлово заведующей детским отделением ОЗиСП Шешуковой Т.А.
2. Занимаясь социальной адаптацией детей, педагогический коллектив работает в тесном контакте с учителями и родителями. Проводятся индивидуальные консультации и беседы с родителями, социальными работниками, приглашаем родителей на занятия к специалистам, оформляется и периодически обновляется уголок для родителей и социальных работников, где помещаются рекомендации по организации коррекционной работы с детьми в домашних условиях, которые разрабатывают специалисты кабинета.
Взяв за основу, обработав, дополнив программу по курсу СБО для детей вспомогательной школы, ввели аналогичный курс для детей-инвалидов, который ведет социальный педагог.
Слово социальному педагогу КППК Савельева Е.А.

3. Продолжением работы в этом направлении в семье с ребенком инвалидом детства является работа специалистов детского отделения при «ОЗиСП».
Слово социальным работникам.

4. Все дети инвалиды детства посещают группы кратковременного пребывания с 9-00 до 12-30.
Наполняемость групп установлена в зависимости от категории детей и их возраста, и в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность КППК. Например, в понедельник группа кратковременного пребывания детей-инвалидов детства с нарушениями интеллекта в возрасте 9-17 лет и умеренными двигательными нарушениями; во вторник разновозрастная группа кратковременного пребывания детей со сложными дефектами (два и более) с интеграцией слабослышащих детей и с нарушением ОДА в возрасте 6-12 лет; в среду младшая группа детей с ЗПР с интеграцией детей инвалидов с синдромом Дауна и с ДЦП в возрасте 3-6 лет; в четверг разновозрастная группа детей с нарушением интеллекта с интеграцией детей с ОДА и с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-18 лет; В пятницу группа детей со сложными дефектами в возрасте от 3 до 18 лет.
По возможности некоторые дети инвалиды посещают занятия 2 раза в неделю. Это Гилева, Голышева, Черкасова, Оспанова, Гридякина, Зубова, Ищенко, Расянков, Пунгин, Тлеукабыл, Куликов.
А это значит часть своего времени дети инвалиды проводят в игровой с воспитателем.
Слово воспитателю КППК Терещенко Н.И.
Слово социальному работнику.

5. «Нет, и не может быть детей, которые бы не хотели учиться»,- писал В.А. Сухомлинский. Познавательная потребность тесно связана с радостью, с удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается в силу различных причин. Дети с ограниченными возможностями в развитии лишены полноценного общения, они не могут почувствовать себя успешными в обществе «обычных» детей. Поэтому, в большинстве случаев у них возникает отрицательное отношение к учению, которое вырабатывается у них при отсутствии успеха.
Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой педагога, признанием сверстников, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление учиться, интерес к работе. Успех - важнейший стимул. Впечатление от него бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Иногда ситуацию успеха мы просто создаём на занятии, опираясь на какую-то маленькую победу ребёнка, чтобы поднять его в его собственных глазах.
Более 80 % детей, принимаемых на занятия в КППК, нуждаются в речевой коррекции. Все усилия педагога-логопеда направлены на развитие словаря ребенка инвалида, фразовой речи, речевого оформления суждений и умозаключений, что является жизненно необходимым для каждого ребенка.
Слово педагогу-логопеду КППК Труновой Л.И.
Слово социальному работнику.

6. Все воспитанники ГУ «КППК» освобождены от занятий физкультурой. Между тем она им необходима, так как они большую часть времени проводят дома, сидя за столом или у телевизора. Гиподинамия, отсутствие регулярных физических нагрузок отрицательно влияют на состояние здоровья и нервную систему больного ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности.
Слово педагогу по развитию движений КППК Жабиной О.Н.
Слово социальному работнику.

7. До настоящего времени в штатном расписании кабинетов не предусмотрена должность музыкального руководителя. Однако опыт работы в кабинете коррекции показывает необходимость введения музыкальных занятий для сенсорного развития умственно отсталых детей, детей с ДЦП, посещающих КППК. Подарком воспитанникам ГУ «КППК» к новому 2006-2007 учебному году стала ставка музыкального работника, выделенная «Отделом занятости и социальных программ».
Слово музыкальному руководителю КППК Зорченко Л.В.
Слово социальному работнику

Подведение итогов работы.
Вручение памятки социальным работникам по совместной работе по СБО с детьми инвалидами детства.






15