Программа Профилактика наркотической зависимости у детей




Программа
по профилактике наркотической зависимости у детей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Автор программы:
Ляхова Елена Викторовна






























Золотое, 2015 г.


Пояснительная записка
«Наркомания это болезнь, но без одной стадии – полного выздоровления».
Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при суждении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многих странах наркомания признаны социальным бедствием.
Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична.
Наркоман – источник цепной реакции, и, как утверждают специалисты, вокруг каждого устойчивого наркомана крутятся пять – шесть подростков, мы получаем в недалеком будущем результат, анализировать который будет некому. Наркомания поражает молодых, но в своем росте распространяется в направлении еще более маленьких детей.
Актуальность проблемы В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация детей, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем. Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой. Основная работа по реализации программы осуществляется социальными педагогами, психологами. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога ЦРБ, медицинского психолога, инспектора ОПДН и др.). Проблема Неподготовленность детей к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту детской преступности и к резкому расширению «черного рынка» наркотиков и увеличению спроса на них
Целью программы является теоретическое изучение вопроса по проблеме наркомании; исследовать процесс приобщения детей к употреблению наркотических средств, особенности мотивации начала наркопотребления.
Задачи Повышение уровня профилактической работы с детьми, подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов. Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями. Повышение самосознания детей через разнообразные формы работы. Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций .
Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
Принципы программы:
доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;
анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;
опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.
системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики
Формы, методы и приемы профилактической работы.
1. Изучение физического и психического здоровья детей.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на родительских собраниях.
4. Просвещение детей в области личной гигиены, антинаркотическая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение детей в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки реализации программы: Данная программа рассчитана на один год реализации и будет проведена в период с января 2016 года по декабрь 2016 года. Этапы реализации программы I. Подготовительный этап (январь - март 2016)
Диагностика трудностей и проблем. Обработка результатов.
II. Практический (апрель 2016 года - ноябрь 2016 года)
Реализация программы. Отслеживание результатов. Коррекция программы. Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий ( декабрь 2016 года)
Анализ и обобщение результатов. Соотнесение результатов с поставленными целями. Оформление и описание результатов. Выработка методических рекомендаций. Описание опыта работы по реализации программы. Формирование рабочей модели системы профилактической работы.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Практические дела
Срок исполнения
Ответственные

1
Привлечение детей к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).
В течение всего года
Социальный педагог, психолог

2
Составление необходимой информации о детях.
январь

Социальный педагог, психолог

3
Составление базы данных по детям, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.
Февраль-март

Соц. педагог

4
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.
Апрель
Социальный педагог инспектор, родительская общественность

5
Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”.
май
Социальный педагог, психолог

6
Беседы врача нарколога и терапевта с детьми (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).
В течение всего периода
Социальный педагог, психолог
Медицинские работники

7
Анкетирование детей
Февраль, май, сентябрь
Социальный педагог, психолог

8
Беседы, посвященные результатам анкетирования.
Февраль, май, сентябрь
Психолог

9
Совместно с психологом провести выборочное анкетирование среди детей с целью выявления уровня знаний о факторах риска.
июнь
Социальный педагог, психолог

10
Конкурс рисунков, посвященный Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь
педагог-организатор

11
Участие в международной акции АНТИ – СПИД.
Декабрь
Социальный педагог, психолог

12
Оформить выставки книг:
“На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”,
“Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”.
Январь-июнь
Библиотекарь

13
Видеопросмотры по темам:
«Наркомания и дети»,
“Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”

Январь-июнь
Социальный педагог

14
Родительские собрания и беседы по темам: “Режим дня ребенка”, ,“Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение наркомании”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья ребенка. Вред гиподинамии”.
В течение всего периода
Социальный педагог, психолог
Работники здравоохранения

15
Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.
В течение всего периода
Социальный педагог, психолог


16
Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.
Ежемесячно
Социальный педагог

17
Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.
В течение всего периода
Социальный педагог, психолог

18
Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни
Июнь - август
Психолог

19
Индивидуальные беседы с родителями детей
В течение всего периода
Социальный педагог, психолог

20
Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!»
декабрь
Волонтерская группа

21
Встреча учащихся группы «риска» с наркологом.
Викторина по теме: «Дети и наркомания»
декабрь
Социальный педагог, психолог
Работники здравоохранения

22
Конкурс плакатов «Наркомания – это вред».
октябрь
Социальный педагог, психолог

23
Проведение Недели профилактики наркозависимости.
ноябрь
Социальный педагог, психолог

24
Рейд «Наши дети и улица»
В течение года
Социальный педагог, психолог
Работники полиции

25
Работа телефона доверия
В течение периода реализации программы
Социальный педагог, психолог

26
Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый год.
декабрь
Социальный педагог, психолог

Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:
1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
2. В ходе реализации программы дети должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
3. Использование спорта в качестве вывода ребенка из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты Подготовка детей к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе. Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи. Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.








13PAGE 15


13PAGE 14615




Юђ Заголовок 215