Классный час Здравствуй, человек!


Тема: «Здравствуй, человек!»
Цель: способствование становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся;
Задачи:
- Показать через наглядные примеры, что значит быть по настоящему счастливым, добрым, милосердным человеком.
- Учить детей ценить дружбу, заботиться о близких.
- Способствовать развитию познавательного интереса, умению логически мыслить.
Ход занятий
Орг. Момент:
Дети встали в круг, взявшись за руки.
- Один великий человек однажды сказал: « Улыбка объединяет». Поэтому давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Пусть наши мысли и чувства будут едины в обсуждении серьёзных вопросов, о которых мы сегодня будем говорить.
Мотивационный блок.
- Наш классный час сегодня
Слайд 1 «Здравствуй, человек!»
Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького:
Слайд 2 «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произ нести с вопросительной интонацией:
Слайд 3 «Человек- это звучит гордо?»
Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Один известный писатель сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком». Так, кто такой человек?
2. Работа с «Толковым словарём»
- Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова:
Слайд 4. « Человек-живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»– Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили? А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК (детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле « Человек»).
Ч- честность, чуткость, человеколюбие
Е- единовластный, единодушие, единоличник.
Л- Легкомысленный, лжец, любознательный, любезный, ласковый,
О- обманчивый, образованный, ответственный, организованный.
В- вероломный, внимательный, воспитанный, вежливый.
Е- единомышленник, естественный, ехидный.
К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.
Почему вы выбрали не все качества?
- А что нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет (можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. Какие бывают привычки?
Ученик читает стихотворение: «Привычки»- Прусенкова Эля
Не шутка, скажу вам,- плохая привычка,
Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,
И вот на двадцатый тебе: Истеричка!
Совсем невозможны беседы с тобой!
А ты негодуешь: Я ж тихая, вроде…
Но только сказала – и снова на крик;
Привычка- не то, что приходит, уходит
Легко, словно ветер поднялся и стих.
Движенье к привычке идёт вертикально,
К хорошей- с огромным усилием вверх,
А вниз- оступился, как будто случайно,
И дальше сползаешь без всяких помех.
И только тому, кто хоть как-то цеплялся.
На уровне прежний вернуться дано,
Но вряд ли кому удаётся подняться,
Спустившись в привычке на самое дно.
Лишь редкие лица со дна выползают,
А чаще и взгляда на верх не ведут,
От лени привычку свою оправдают
И даже достойной её назовут.
Жестокость- желаньем добиться порядка,
А ревность- особенной формой любви,
Красивая с виду, пустая накладка,
Попытка прикрыть недостатки свои.
Подмена понятий с названием новым,
И вместо падения виден успех,
Так проще, так легче- оправдывать словом,
Чем делать попытки подняться наверх.
Ученик: А вот стихотворение Адама Мицкевич «Крыло» - Кухарева Татьяна
А что такое- сила воли?-
Умение не кричать от боли,
Когда поломано крыло?
Уменье ждать: пока срастётся,
Потом летать- не как придётся,
А чтобы только повезло?
Но, может быть, совсем иначе?
Крича от ярости и плача,
Заставить целое крыло
Решить нелёгкую задачу:
Подняться выше неудачи.
И победить- беде назло!
-О каком человеке так говорят:
- Он улыбается,
-Он так рад, что, кажется, будто весь «светится»,
-У него всё, за что он берётся, получается. (ответы детей, счастливый человек)
- Ребята, если бы вам сейчас предложили нарисовать счастливого человека, то какого бы цвета вы выбрали карандаш, поднимите свой цвет счастья. У всех оно разное. Почему? Потому, что и мы с вами все разные.
- А как вы понимаете, что такое счастье?
ЗАДАНИЕ В ГРУППЕ
(Ромашка ) счастье- это хорошие отметки, родители, друзья, подарки на праздник, здоровье, жизнь и т.д.
-ПРОВЕРКА: После работы в группе, дети озвучивают свои ответы (составляем цветок- ромашку)
-Сколько людей- сколько мнений. Счастье –это объёмное слово.Но всё же есть то, что объединяет всех счастливых людей.
-Давайте попробуем выяснить, что может сделать человека счастливым?
Раскроем некоторые секреты человеческого счастья.
-Скажите, пожалуйста, можем ли мы быть счастливыми в одиночку?
-Счастливый человек всегда хочет поделиться своим счастьем с кем- то. А с кем бы вы хотели поделиться счастьем.
-Продолжить фразу
-Я особенно счастлив, когда рядом со мной…
-В чём может заключаться счастье?
СЛАЙД 5
Счастье в общении с друзьями и родными.
СЛАЙД 6
«Цветик- семицветик ».
- На какое желание Женя потратила свой первый лепесток ? (Чтобы я была дома с баранками)
- А второй ? (Чтобы мамина вазочка сделалась целая)
-На какое желание потратила Женя третий лепесток ? ( чтобы я сейчас же была на северном полюсе);
-На какое желание потратила Женя четвёртый лепесток ? (чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе);
-На какое желание потратила Женя пятый лепесток ? (чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои);
-На какое желание потратила Женя шестой лепесток ? (чтобы все игрушки поскорей убирались обратно в магазин)
-Для кого исполнялись все эти желания?
-От исполнения этих желаний получала ли Женя удовольствие? Чувствовала ли она себя счастливой?
-На какое желание истратила девочка последний лепесток?
-О ком думала девочка в этот раз ? (о больном мальчике Вите)
-Была ли Женя счастлива после исполнения этого желания. Почему ?
(Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)-Что вам нравится больше, дарить подарки или получать самому? Объясните почему?
Вывод: Человеку приятно видеть счастливых людей, приятно дарить радость, счастье и чувствовать себя маленьким волшебником.
-В чём ещё может заключаться счастье?
СЛАЙД 7
Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.
Счастье- сделать кого- то счастливым,
Хоть на самый короткий миг.
-А почувствовал ли себя Витя счастливым ? (почему)
-Значит счастье- это что?
СЛАЙД 8
Счастье- быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своём и окружающих.
Счастье- когда ты здоров,
И здоровы рядом родные.
СЛАЙД 9
- Послушайте стихотворение и скажите к чему призывает поэт в этих стихах?
Д. Быковицкого«Хоть немодным прослыть рискую,
К милосердию всех зову,
Чтоб сумели, смогли боль чужую
Вы прочувствовать, будто свою…»
-Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? ( К Милосердию)
-А как вы понимаете слово милосердие? Как вы думаете, от какого слова произошло слово « милосердие » ? ( Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…)
-Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С. И.Ожегова
СЛАЙД 10
Милосердие- это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
СЛАЙД11
-Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?
-На слайде слова, выберите нужные и запишите их на сердечках: (добро, жалость, сопереживание, терпимость, зло, сочувствие, человечность, чуткость, жадность, уважение, память, равнодушие, жестокость, эгоизм, помощь, человеколюбие, внимательность, бескорыстность ).
Составьте цветок милосердия из сердечек. (На доске )
-Итак, любое доброе дело, потребность помогать другим и есть МИЛОСЕРДИЕ.
- Скажите, кто может быть милосердным? (человек)
-Обхватите правой рукой запястья левой рукой. Под большим пальцем вы почувствуете толчки. Это- пульс. Так бьётся наше сердце- самый главный орган нашего организма. Иногда говорят «здоровое сердце, крепкое» или «слабое, больное сердце» Что нужно делать, чтобы сердце было здоровым ? (закалятся, заниматься спортом… )
-А какое сердце у милосердного человека ? – (Милосердный человек, он добрый, внимательный, неравнодушный, чуткий, заботливый, способный поделиться последним куском, умеющий разделить поровну беду близкого человека, вовремя прийти на помощь.)
Работа в парах
-Как поступит милосердный человек? Поднимите красную или синюю карточку с каким словом вы согласны.
СЛАЙД 12
Выслушать- закричать
Поделиться- отобрать
Позавидовать- порадоваться
Поссориться- уступить
Обидеться- простить
Протянуть ладонь- показать кулак
Утешить- промолчать
-Всегда ли легко поступить так, как поступает милосердный человек?
-Но учиться этому нужно.
СЛАЙД 13
Два путешественника. (Ушинский К.Д.)
Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих ! » Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери.
Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.
- Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?
- Медлил ли он собирался на пожар?.- Что произошло, если бы путешественник, послушался своего товарища, или хотя бы на мгновение опоздал?
-Как думаете каждый ли поступит именно так ? ( нет, только добрый, милосердный человек)
- Что такое доброта?
СЛАЙД 14 Доброта бывает разная. (работа по слайду)
Доброта пассивная Доброта активная Доброта созидательная
Равнодушие. Настоящая
Человек не ударит слабого,
не оскорбит слабого. Но
пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. Человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обостренного достоинства, который защитит слабого, поможет в беде.
-К какой доброте ты отнесёшь себя ? Почему ?Дополни пословицы не достающими словами:
СЛАЙД 15
Добрыми делами славен человек.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые дела добру учат.
-История помнит много примеров проявления доброты и милосердия, когда люди богатые на свои деньги строили больницы, дома для сирот, школы для детей из бедных семей. И делали это бескорыстно.
СЛАЙД 16 Работы по слайду.
-А как в наше время люди проявляют милосердие?
С 6на7 июля 2012г на Крым нахлынула огромная волна воды высотой 3м.
Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи. Создаются фонды милосердия, на чей счёт каждый желающий может перевести деньги. Люди помогают детским домам, домам престарелых. Известные артисты и музыканты проводят благотворительные концерты, средства от которых идут нуждающимся. Вот и мы оказали помощь маленькому Максимке Удовиченко
СЛАЙД17
(фотография Максима)
Работа с газетой «Альянс» (чтение телеграммы из газеты)
- Пусть к счастливой, доброй, милосердной нелёгкий, но нужно учиться воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными.
-Если мы все научимся воспитывать в себе качества доброго, отзывчивого, милосердного человека, то нам будет легче жить на белом свете, мы будем верить в людей, потому что люди будут верить в нас.
Ученик читает стихотворение – Кривоножко Максим
Умейте управлять собой,
Во всём ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбою,
Учитесь жизнь начать с начала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять.
Не надо жаловаться всем
Ни на судьбу, ни на болезни-
Ничто не будет бесполезней
Избитых, жалких этих тем.
Не жгите сердце табаком,
И мозг вином не заливайте,
И жизнь свою не сокращайте
Воспоминаньем о плохом.
Друзей имейте- в трудный час
Они поддержат и помогут,
Не будет трудною дорога
Ни для друзей и ни для вас.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,-
Ненастья тоже устают.
За днём несчастья- день счастливый
Домашнее задание.
На память о сегодняшнем занятии вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека.
На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего! » Разберитесь вместе с родителями какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово
-оскудеет? Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её вовремя.
(Человек, который делает добрые дела, который отдаёт нуждающимся то, что имеет, не считаясь со своими интересами и нуждами, он не теряет, а приобретает. Приобретает удовлетворение тот того, что кому- то помог, что принёс пользу другому человеку. Приобретает благодарные слова и пожелания здравствовать, а это дорого стоит. Тот, кто даёт, не становится бедным, со временем его добрые дела возвращаются сторицей )8.Рефлексия:
СЛАЙД 18
отметить ваше отношение к теме нашего разговора: (поставьте своё сердечко на облачко которое ты выберишь.)
а)на синее облачко (холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере сейчас:
б) на белое облачко (норма) : актуальная тема, есть над чем поразмышлять;
в) на красное облачко (жарко) : тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.
Итог:
Закончить нашу встречу я хотела бы стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Читают Красикова Надя, Егоров Виталя, Горбулева Таня
Поделись своим хлебом с голодным,
Состраданья к нему не тая.
Человечеству будут угодны
Доброта и душевность твоя.
Пощади бессловесного зверя,
Дай пичуге расправить крыло,
Постарайся в любви и доверие
Не наделать ошибок и зла.
Посочувствуй деревьям и рекам-
Не мути, не уродуй, не жги…
Помоги себе стать человеком.
Помоги, помоги, помоги..