Внеурочная деятельность ритмика 5-6 классы








«РИТМИКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: спортивно – оздоровительное
(5-6 классы)




Составила:
учитель физической культуры
Комиссарова Анастасия Анатольевна






2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка
1 Рабочая программа по ритмике для 5 -6 классов составлена на основе
следующих документов и материалов.
«Федеральный государственный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 и от 26.11.2010г. № 1241;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20 имени В.Г. Рязанова».
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20 имени В.Г. Рязанова».
На основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы: программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И
2 Место рабочей программы и её роль в системе обучения, развития и
воспитания учащихся основной школы и ее актуальность.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы: программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно – оздоровительного направления.
Актуальность данного курса состоит в том, что в процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой и танцем увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Курс внеурочной деятельности «Ритмика и танец» предназначен на работу с детьми 5,6 классов. Он посвящён процессу овладения детьми ритмическими движениями с музыкальным сопровождением.
В соответствии с учебным планом в 5–6 -х классах на внеурочную деятельность, по курсу «Ритмика и танец», отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
.
3 Цель рабочей программы «Ритмика» и ее задачи.
Цель программы - формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством
освоения двигательной деятельности.
Задачи программы -
Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма
Совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям
Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора
Формирование общих представлений о культуре движений
Формирование культуры общения между собой и окружающими
Воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Развитие основы музыкальной культуры
Развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях.
Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности,
Формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
4 Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео - и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные)
принцип доступности, который требует, чтобы перед обучающимся ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям, при этом, однако необходимо приучать учеников к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей обучающихся, их возможностей в освоении конкретных элементов.
принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.
Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка.
6 Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения (как внеурочное занятие).



Вариативность программы.
Особенностью Программы является её вариативность. Учитель вправе - выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач
- сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках обучения
- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов (индивидуальных, коллективных или групповых)

7 Формы и методы проведения занятий

Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.

Формы организации внеурочных занятий: презентации, индивидуальная, групповая, коллективная деятельность.
В процессе обучения используются следующие методы организации внеурочной деятельности:
ознакомление - создание общего предварительного представления, об элементе, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия. В результате первичных сведений о новом элементе (форме, амплитуде, направлении приложения усилия, позиции) и двигательного навыка, накопленного в памяти обучающегося, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы предстоящих двигательных действий.
разучивание, закрепление навыка - непосредственное овладение основами техники выполнения элемента. На данном этапе в результате активной совместной работы учителя и обучающегося уточняются представления о динамике движение, осуществляется закрепление двигательного навыка, осуществляется связь с предыдущими изученными движениями.
совершенствование техники - на данном этапе осуществляется твердое усвоение двигательного навыка, умение выполнять движения ритмически верно, в том числе в паре.
Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе занятия ритмикой. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли «носителя информации» и роли арбитра.
При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск учащихся.
На разных этапах занятия учитель выступает в различных ролевых позициях:
-фасилитатор - консультант. Побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
-координатор. Помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами (и только тогда он сможет научить этому учащихся):
-эмоциональные позиции (позиции непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя);
-игровые позиции (герой - вдохновитель, заказчик, спорщик);
- рефлексивные позиции (Я-дерево, я - птичка, я - камень, я облако, я - взрослый и т. д.)

Формы оценки результатов.

показательные выступления.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.



Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностные результаты и метапредметные результаты.
Личностные
Метапредметные
Предметные

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила поведения в танц. классе и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.


- знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельноности;
полученные сведения о многообразии танцевального искусства
красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.
способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья
необходимые сведения о многообразии танцев особенностях танцев народов мира, народных танцев;
танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты.
- работать с танцевальными движениями: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, гармошечка, ёлочка;
импровизировать;
работать в группе, в коллективе.
выступать перед публикой, зрителями.
- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.




Учащиеся должны
знать/понимать:

- Особенности своего тела, темперамента.
- Основные позиции ног, рук, головы.
- Термины классического, народного, эстрадного танцев.
- Основные шаги танца.
- Позы классического, народного и эстрадного танцев.
- Правила танцевального этикета.


Уметь:
- использовать сценическое мастерство.
- проводить танцевальную разминку.
- исполнять технику прыжков и вращений.
- выполнять упражнения для головы, корпуса и рук.
- владеют музыкально – двигательными навыками.
- осмысливать отношение к движению, подчиненному музыкальному образу.


Уровни воспитательных результатов.

Проектная деятельность
Воспитательные результаты


Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)

Воспитание художественно-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его танцевальных и музыкальных способностей в процессе саморазвития.
-первоначальные знания, умения и навыки, необходимые в художественно-творческой деятельности;
- первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- первоначальный опыт организации самостоятельной творческой деятельности;
- первоначальный опыт участия в коллективных мероприятиях (умения выражать себя в различных доступных для ребёнка видах творческой деятельности)
- мотивация к самореализации в самостоятельном творческом поиске; - личный опыт участия в художественных, оздоровительных и социально- образовательных проектах школьников в окружающем школу социуме.


Содержание программы внеурочной деятельности «Ритмика».

1. «Танцевальная азбука» (8 часов). Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно характерного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
2. (10 часов). «Ритмика, элементы музыкальной грамоты». Роль ритмики в повседневной жизни. Инструктаж по технике безопасности.. Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 5 класса, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
3. «Танец» (8 часа). Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
4. «Беседы по хореографическому искусству» (4 часа). Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
5. «Творческая деятельность» (4 часа). Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

Тематический план.


Наименование (разделов, модулей) темы
Всего часов





1
«Танцевальная азбука»
9

2
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
9

3
«Беседы по хореографическому искусству»
4

4
«Танец»
8

5
«Творческая деятельность»
4

Итого
34



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Компьютер
Колонки
музыкальный центр

Учебно-методическое обеспечение.
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (М., 2008)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Роот З.Я. Танцы в начальной школе Практическое пособие М., Айрис Пресс, Айрис дидактика, 2007
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Учите детей танцевать. Учебно-методическое пособие. М., Владос 2002

Электронные ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Аудиоматериалы.
«Ритмическая мозаика» (1 часть) Музыкальная палитра 2009г.
«Ритмическая мозаика» (2 часть) Музыкальная палитра 2009г.
«Ритмическая мозаика» (3 часть) Музыкальная палитра 2009г/
«Ритмическая мозаика» (4 часть) Музыкальная палитра 2009г.
Музыка для бальных танцев. ALL TIMES/

Календарно - тематическое планирование



Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика
деятельности
учащихся
Дата






план
факт

«Танцевальная азбука» (9 часов)

1
Введение. Что такое ритмика.
1
Роль ритмики в повседневной жизни человека. Техника безопасности.
-беседа о технике безопасности, танце и ритмике. Знакомство с залом.
-исполнять основные танцевальные движения



2
Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.
1
Основные позиции ног в классическом стиле. Постановка корпуса.
- разучивание и исполнение движений разминки,
- разучивание основных позиции рук и ног и ног.
-построение в шахматном порядке;
- показывать высоту шага и научиться равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.



3
Позиции рук в классическом стиле. Основные понятия.

1
Основные позиции рук в классическом стиле.




4
Позиции ног в классическом стиле. Основные понятия.
1
Основные позиции ног в классическом стиле.




5
Понятие о рабочей и опорной ноге.
1
Умение распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.




6
Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина.
1
Значение диагональной работе.

-исполнять выразительные танцевальные шаги:
-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
- определять тему «марш».




7
Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом.
1
Умения быстро менять направление и характер движения.




8
Танцевальный элемент «Марш».
1
Марш танцевально, попадая в такт музыки, темы марша.




9
Перестроения. «Линии».
1
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.




«Ритмика, элементы музыкальной грамоты» (9 часов)

10
Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).
1
Исполнение различных мелодий.
ритмично исполнять различные мелодии;
- ритмическое исполнение (хлопки, выстукивания, притоп);
-принимать участие в игре - «Повтори ритм».
-похлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.



11
Ритмический рисунок.
1
Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии




12
Ритмическая схема. Ритмическая игра.
1
Ритмическая игра.




13
Пластичная гимнастика.
1
Упражнения для развития плавности и мягкости движений под музыку
-упражнения на развитие гибкости и пластичности;
-точности и ловкости движений;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
- парное исполнение соблюдая музыкальные средства выразительности.
-уметь применять упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
-контролировать процесс правильного дыхания во время выполнения движений.



14
Элементы асимметричной гимнастики.
1
Умения быстро менять направление и характер движения.




15
Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения.
1
Работа в паре.
Упражнения на синхронность




16
Гимнастика.
1
Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.




17
Упражнения на развитие тела под музыку.
1
Значение общеразвивающих упражнений в танцевальном искусстве

-исполнение и разучивание танцевальных шагов;
-упражнения на развитие гибкости и пластичности;
-точности и ловкости движений;




18
Красота движений.
1
Понятие о характере музыки и его разнообразие.




«Беседы по хореографическому искусству» (4 часа)

19
Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней.
1


Рассказ о развитии бального танца.

Определять танцы: бальные, народные;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;





20
Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней.
1





21
Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.
1
Знакомство с танцами народов РФ




22
Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.
1





«Танец» (8 часов)

23
Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.
1
Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.
-исполнение танцевальных этюдов;
-исполнять движения, под музыкальными фразами акцентируя ритмический рисунок и постановку корпуса;
-исполнять работу индивидуально, и в паре;
-основы и позиции народного экзерсиса.
-коллективное исполнение и разучивание танцевальных элементов;
- работа по кругу и по диагонали.
-отработка движений по линиям.




24
Элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка, гармошка.
1
Элементы народных плясок.




25
Элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка, гармошка.
1





26
Простейшие фигуры в танцах.
1
Разучивание танца в паре.




27
Танец «Полька».
1
Разучивание танца «Полька». Основные движения.
-участвовать в совместной деятельности при воплощении музыкальных образов;
-исполнять образно-игровые движения, раскрывающие образ, настроение или состояние.
-исполнение простейших танцевальных элементов;
-ритмично исполнять характер различных мелодий;
-исполнение танцевальных этюдов: под веселую музыку; - игры на определение характера.
- исполнение танца «Вальс» и «Полька».



28
Танец «Полька».
1





29
Танец «Вальс».
1
Разучивание танца «Вальс». Основные движения.





30
Танец «Вальс».
1





«Творческая деятельность» (4 часа).

31
Этюдная работа.
1
Игры. Понятие пантомима.
участвовать в совместной деятельности;
-сочинять и импровизировать танцевальный этюд без подготовки;
-сочетание музыки и движений;
-импровизация по подгруппам;
-оценка исполнение подгрупп.
-участвовать в совместной деятельности, создании образа;
-передавать характер персонажей сказки;
-реагировать на музыкальное вступление и динамические оттенки музыки;
-исполнение танцевального образа индивидуально.




32
Образные танцы.
1
Значение образа в танце.




33
Театрализация и танец.

1
Разыграй сказку.




34
Урок-смотр знаний.
1
Зачетное задание основные танцевальные термины и позиции, индивидуально.
Исполнение танцевальных номеров
освоение сложных видов движений: шаг на припадании, переменный шаг, шаг польки, различные виды галопа,
-освоение навыков актерского мастерства;
-умение соревноваться и добиваться желаемого результата.
-работа над артистичностью и выразительностью.



Итого: 34 часа.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




Ёђ Заголовок 115