Рабочая программа курса Юные музееведы


Пояснительная записка.Цель программы «Юные музееведы» - помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению мастерства в музейном деле.
Задачи программы – знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города, области; развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм, потребность сохранить для других поколений исторические, природные, художественные и культурные ценности.
Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к освоению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, ИЗО, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности.
Значительное количество занятий на самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршруты экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Планируемые результаты:
По окончании обучения дети должны знать историю музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его, вести элементарную поисковую работу.
Содержание программы:
№ всего теория практика
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины. 4 1 3
2. Что такое музей? Профили музеев. 4 2 2
3. Роль музея в жизни человека. Создание школьного музея. 4 2 2
4. Музейная сеть и классификация музеев. Комплектование фондов. 4 2 2
5. Музейная экспозиция. 2 1 1
6. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. 4 2 2
7. Музей и выставка. Классификация выставок. 4 2 2
8. Культурно-образовательная деятельность музея. 4 2 2
9. Научно-исследовательская и поисковая деятельность. 4 2 2
10. Подготовка итогового мероприятия. 1 - 1
№ Тема занятия дата примечание
1. Цели и задачи объединения. Развитие музейного дела. Основные термины в музейном деле. 2. П/р. Поиск основных понятий и терминов в сети интернет. 3. П/р. Викторина по терминам. 4. П/р. Составление кроссворда «Музей» 5. Что такое музей? Законодательные акты муз. дела. 6. Положение о школьном музее. 7. П/р. Поиск основных законодательных актов. 8. П/р. Обсуждение и обработка устава объединения юных краеведов. 9. Роль музея в жизни человека. 10. Основные функции музея. 11. П/р. Обзорная экскурсия в краеведческий музей. 12. П/р. По итогам экскурсии определить социальные функции музея. 13. Музейная сеть и классификация музеев. 14. Комплектование фондов. 15. П/р. Знакомство с фондами музея. 16. П/р. Составление учетной карточки экспоната. 17. Музейная экспозиция. 18. П/р. «Музейная экспозиция» 19. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. 20. Комплектование фондов музея. 21. П/р. Выполнение индивидуального задания. 22. П/р. Отчет о выполнении поискового задания. 23. Музей и выставочная деятельность. 24. Классификация выставок. 25. П/р. Участие в подготовке тематической выставки. 26. П/р. Составление паспорта выставки. 27. Культурно-образовательная деятельность музея. 28. Экскурсия как основная функция образовательной деятельности. 29. П/р. Выполнение индивидуальных краеведческих заданий. 30. П/р. Поиск информации на стендах экспозиции. 31. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. 32. П/р. Овладение основными формами поисковой работы. 33. П/р. Встречи с ветеранами. Записи воспоминаний, сбор экспонатов. 34. Подготовка итогового мероприятия. 35 Резервное время.