Сценарий проведения методического совещания в форме Мирового кафе по теме Проектная деятельность как эффективная технология достижения и оценки метапредметных результатов ООП НОО и ООО

Сценарий проведения методического совещания
«Проектная деятельность как эффективная технология
достижения и оценки метапредметных результатов ООП НОО и ООО»

Цель: формирование мотивационной готовности применения педагогами в урочной и внеурочной деятельности метода проектов для достижения и оценки метапредметных результатов ООП НОО и ООО

Повестка
1. Выполнение решения предыдущего совещания
2. Определение эффективных технологий работы над ученическими проектами.
3. Обмен и распространение педагогического опыта

Сегодня мы рассматриваем тему «Проектная деятельность как эффективная технология достижения и оценки метапредметных результатов ООП ООО».
В качестве эпиграфа семинара предлагаю следующий синквейн:
Учитель:
Умный, интересный.
Учит, воспитывает, помогает.
Учитель – друг своим ученикам,
Творец

Ученик сегодня готовится жить в быстро меняющемся мире. Следовательно, главное, что должен приобрести выпускник, - способность самостоятельно и инициативно решать проблемы, способность к самообразованию и самосовершенствованию.
Современное образование сегодня ориентировано на деятельностный подход в обучении и опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не только вооружение учащегося знаниями, но и формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно.
Способность к практическому действию появляется в ситуациях, когда человек приобретает опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения, планирования и достижения цели. В наибольшей мере такие ситуации в образовании появляются в проектной деятельности.
Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки.
Значит, эффективными технологиями работы над ученическими проектами можно считать личностно-ориентированную технологию, технологию компетентностно-деятельностного подхода.
Свою дальнейшую работу мы организуем в форме World cafe («Мирового кафе») по методу сфокусированного неформального обсуждения некоторых моментов, необходимых для работы над проектами.
Справка
Участниками процесса являются спонсор кафе (человек или группа, заинтересованная в проведении), «хозяин кафе» и «хозяева столов» (группа, помогающая управлять процессом), команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие), «гости» (участники).


Приглашение:
«Хозяйка «World cafe» и спонсоры кафе приглашаем вас на встречу с коллегами для организации и проведения Дня науки в школе. В программе игры разума, познание нового за чашечкой чая и кофе. Ждем вас в 14.00 в кабинете информатики».


Задания для столиков:
1 столик
2 столик
3 столик
4 столик

«Этапы работы над проектом»
«Единые требования к оформлению проекта»
«Критерии оценивания проектной работы»
Защита проектов, или «День науки в школе»


Инструкция для «хозяина столика»:
Вы являетесь хранителем знаний Вашей группы. Ваша задача фиксировать информацию на «скатерти идей» и передавать наработанное последующим группам. Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Все идеи принимаются без критики!



Этап
Деятельность


Ведущий
«Хозяин стола»
Участники

Вводный
- рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате;
- ставит вопрос или тему на раунды обсуждения;
- знакомит с хозяевами столов
приглашает гостей за столики;
- фокусирует внимание на теме работы столика

- делятся (объединяются) в группы;
- знакомятся с хозяевами столов


Начальный раунд обсуждений (разговоров)
- во время разговора прохаживается вокруг столиков, поддерживает и подталкивает всех к участию;
- вежливо сообщает, что настало время пересесть за другой столик и начать следующий
раунд разговора;
- напоминает участникам, что следует делать заметки ключевых идей, набрасывать схемы и рисовать на скатерти;
- следит за тем, чтобы по возможности все ключевые идеи были записаны и
визуализированы, собраны и обсуждены;
- напоминает участникам, что, если им некомфортно по какой-то причине за столиком, то они могут отойти в сторонку, записать свои мысли на стикере, затем приклеить на скатерть
- без критики фиксирует идеи;
- направляет вектор обсуждения в нужное русло (без явного вмешательства)

-получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос, записывают, зарисовывают и
набрасывают ключевые идеи на скатертях или делают заметки на стикерах.

Раунд путешествий
(4 перехода)

- приветствует новых «гостей»;
- вводит в тему разговора и рассказывает о том, что наработано предыдущей группой;
- приглашает гостей соединить и
установить связи с идеями, принесенными из предыдущих разговоров;
- внимательно
слушает и встраивает в общую копилку вклады участников;
- напоминает сидящим за столиком о том, что следует кратко записывать ключевые идеи, мысли, как только они «всплывают»;
- фиксирует слоганы, девизы, «крылатые» выражения
Становятся путешественниками или «послами понимания, значений и смысла».
Путешественники переносят идеи, темы или вопросы в свои новые разговоры.
Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности новые идеи записывают маркером другого цвета, возможно, в другом секторе листа

Окончательный раунд обсуждений (разговоров)


Возвращаются за свои столы и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на скатерти. Например, выделяют несколько ключевых идей

Галерея идей
(«Вернисаж бумажных скатертей», «Сбор урожая» - идеи столов озвучиваются и объединяются в общее видение, представляются наглядно и визуально понимаются)
Вопросы:
- О чем нам важно помнить?
- Это все, что необходимо для данного вопроса?
- Кто еще может нам помочь?
- Что позволит успешно выполнить задачу?
- Что надо улучшить в следующий раз?
Презентует результаты работы групп
- участвуют в обсуждении, кластеризация идей, консолидация идей


Подведение итогов
Проект решения:
1.__________________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________________
15