Доклад Использование инновационных технологий в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО.


Использование инновационных технологий в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО.
В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения, начиная со ступени начального общего образования инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим.
Новации - это качественно новые введения в устоявшуюся систему.
Инновационность - важный признак современного образования. Образование меняется по содержанию, формам, методам, реагирует на изменения в обществе, учитывает мировые тенденции.
Образовательные инновации - результат творческого поиска учителей: новые идеи, технологии, подходы, методики обучения, а также отдельные элементы учебно - воспитательного процесса.
Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.
Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества.
Мудрость обитателей пустыни говорит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?
Другая мудрость учит: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь» По такому принципу в основу обучения положена собственная активная деятельность. И поэтому, одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является использование инновационных технологий на разных этапах урока.
Считаю, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала;
применения современных обучающих технологий.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, нами используются следующие современные образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения.
Эта технология на уроках в начальной школе помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Актуальность этой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эффективность применения данной технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, динамикой повышения качества обучения.
2. Технология развития критического мышления.
Она направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Критическое мышление формируется постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
3. Технология деятельностного обучения.
Наибольшее распространение в современной начальной школе получила технология деятельностного обучения. Основная идея ее состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свои собственные открытия. Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний. Данная технология обучения – механизм реализации системно – деятельностного подхода ФГОС. Базовый уровень данной технологии - уроки открытия нового знания (ОНЗ).
4. Информационно – коммуникативные технологии.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока, следовательно активно применять при обучении детей информационно – коммуникативные технологии.
Основными направлениями нашей работы при использования
ИКТ являются:
- мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки окружающего мира» для 1-4 классов;
- уроки на основе авторских компьютерных презентаций вформе лекций, докладов учащихся.
Практика использования ИКТ учителями нашей школы позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ на уроках имеет
следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
6. Обучение через игровую или практическую деятельность.
7. Повышение интереса учащихся к учёбе.
8. Более чёткая организация деятельности учителя.
В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся и стали привычными для учеников наших классов.
5. Технология дифференцированного обучения.
Эта технология создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Дифференцированное обучение требует от нас изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определённому предмету, что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. При опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся на уроках мы используем:
1)Приёмы опроса учащихся: «Солидарный опрос», «Взаимоопрос».
2)Приемы подачи домашнего задания: «Три уровня домашнего задания», «Сам себе учитель», «Идеальное задание».
3)Приемы оценивания: «Оценка – не отметка», «Рейтинг», «Кредит доверия», «Система стимулов». Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Разным детям требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу.
6. Игровая технология.
Именно в начальной школе я считаю наиболее приемлемым использование игровой технологии. Именно в процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
7. Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа).
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно – воспитательной работе. Эта методика применяется на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка.
8. Здоровьесберегающие технологии.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Перед учителями начальных классов поставлена задача в сохранении, укреплении физического и психического здоровья детей, поступающих в школу. Поэтому проведение физминуток, динамических пауз на свежем воздухе, зарядок, соответствие мебели возрасту, смена деятельности в течении урока, правильное питание, занятия спортом являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Использование всех этих современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
общекультурное;
общеинтеллектуальное;
социальное.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, мы убедились, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Таким образом, на основе применения инновационных технологий на современных уроках в начальной школе обеспечивается новое качество образования. Современный учитель просто обязан владеть современными средствами обучения. Комбинируя их, мы можем планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования инновационных технологий имеет немаловажное значение и для самих нас – мы можем свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает научить детей применять эти технологии самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Литература:
Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5
Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114
Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения) С. Бадиев // Учитель.- 2008. №6. – С.7-9.
Голубева Л.В. Место и значение инновационной деятельности в процессе профессионального саморазвития учителя / Л.В. Голубева //Справочник заместителя директора по научно-методической работе/ Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2006.
Ермоленко В. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования / В.Ермоленко // Учитель. – 2006. № 5. – С. 30-34.
. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию. Отв. ред. В.И.Солдаткин – М.: Изд. ИНТ, 2005.
Хуртова Т.В. Инновационные технологии обучения / Т.В. Хуртова //Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения/ Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.