Оценка достижений планируемых результатов освоения ООП НОО и ООО как средство обеспечения качества образования


Оценка достижений планируемых результатов освоения ООП НОО и ООО как средство обеспечения качества образования Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку – оценку, осуществляемую внешними по отношению к образовательной организации службами;внутреннюю оценку – оценку, осуществляемую самой образовательной организацией — обучающимися, педагогами, администрацией. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП должна:1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и формирование УУД; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; 4) предусматривать оценку достижений и оценку эффективности деятельности ОУ;5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.  Основные особенности системы оценкиПланируемые результаты – содержательная и критериальная основа обучения и оценки Индивидуальная оценка предметных и метапредметных результатов Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) Проектная деятельность как элемент итоговой оценки Оценка динамики учебных достижений Введение мониторинговых исследований на разных уровнях Основные особенности системы оценкиустные и письменные; для проектной деятельности; для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки для индивидуального, парного или коллективного выполнения; комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата; комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка; допускающие возможность использования справочной литературы. Принципы безотметочного обучения {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Дифинренцированный подходПри осуществлении оценочных и контролирующих действийКритериальность Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе.Приоритет самооценки Формируется способность учащихся самостоятельно оценивать свою деятельностьНепрерывность Предполагается переход от традиционной оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему.Гибкость и вариативность инструментария оценки Используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс а успеваемостиСочетание качественной и количественной составляющих оценки Дают полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом индивидуальных особенностейЕстественность процесса контроля и оценки Контроль и оценка проводятся в естественных условиях, снижающих стресс и напряжение. Критерии самоконтроля и контроля, оценки и самооценки.усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта;сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания. Приемы оценочной деятельности при безотметочном обучении«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь. «Портфель достижений» – современная эффективная форма оценивания, действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Примеры работ, которые могут содержаться в портфолио:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Русский язык , литература, иностранный языкДиктанты, изложения, сочинения на заданную тему , сочинения на произвольную ему, «дневник читателя», иллюстрированные авторские работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и др.Математика Математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, математические модели, сообщения на математические темы, материалы их самоанализа и рефлексии и др.Окружающий мир Дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, творческие работы и др.Предметы эстетического цикла Иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, , материалы их самоанализа и рефлексии и др. Технология Фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества и дрФизическая культура Дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня и идр. В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы у обучающихся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражение их индивидуально-личностной позиции, социальные компетенции;освоение обучающимися УУД, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при работе с портфолио{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Администрация Разрабаывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолиоРаспределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации портфолио в практике ОУРодители Помогают в заполнении портфолио, в структурировании материалов Принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио Участвуют в анализе и оценивании портфолио Функциональные обязанности участников образовательного процесса при работе с портфолио{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Классный руководитель Является консультантом и помощником, выстраивающим взаимодействие с обучающимися на принципах сотрудничества, поэтапного обучения основам ведения портфолиоКоординирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации, информирует обучающихся о конкурсах и олимпиадах различного уровняСпособствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности Проводит информационную работу с родителями по формированию портфолио Подтверждает достоверность образовательных достижений обучающихсяОсуществляет посредническую функцию между обучающимися, педагогами дополниельного образования и представителями социумаУчащиеся Собирают материал для портфолио обсуждая с учителями и родителями (законными представителями) Внутренняя оценка образовательных результатов учащихся включает в себя:указание технологии оценивания, которая будет использоваться в ходе образовательного процесса.краткие сведения о способах оценивания, которые будут использоваться, а также указание на то, когда и каким образом будет происходить (включая все элементы процесса оценивания);сведения о том, каким образом предполагается обеспечить дифференцированный подход к обучению, т.е. каким образом будут варьироваться организация класса/ методики обучения, учебные ресурсы и оценка знаний учащихся с целью развития всего спектра способностей учащихся;сведения о том, каким образом предполагается производить анализ полученных результатов. Педагогическая задачаСоздать условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов. К этим условиям можно отнести:- требования к результату изучения темы (оценочный лист);- задания для самоконтроля учащихся своих действий в ходе изучения темы;- задания для расширения, углубления отдельных вопросов темы;- содержание проверочных, стартовых и итоговых работ (проектных задач);- место и время, где можно предъявить результаты («продукты») деятельности учащихся;- способы перевода качественных характеристик учения в количественные. Педагогическая задача2) обеспечить самоконтроль за выполнением всех указанных выше условий.контрольно-оценочная деятельность учителя сосредоточена на:выборе учащимися заданий для самостоятельной работы над конкретной темой;определении сроков выполнения заданий и предъявлении результатов самостоятельной работы на оценку;способах планирования учащимися самостоятельной работы; сформированности различных видов оценок (ретроспективной, рефлексивной и прогностической)способах работы учащихся с различными источниками информации; использовании ими всевозможных графико-знаковых моделей в качестве средства решения той или иной задачи и источника самостоятельной постановки новой задачи; выборе «пространства» действия (мастерские, творческие лаборатории и т.п.);на выполнении контрольных заданий по ведущим умениям и знаниям темы; оценке готовности к сдаче зачетов по теме и определение сроков их сдачи; оценке индивидуального прогресса в обучении и учении. Для формирования контрольно-оценочных действий учащихся в рамках образовательного процесса педагогами используются:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Оценочные листы Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими детьми.Задания для самоконтроляЗадания для самоконтроля помогают самим учащимся оценить каждое необходимое умение или знание темы и обоснованно заполнить оценочный лист темы.Творческие задания по теме Творческие задания являются второй составляющей самостоятельной работы подростков и выполняются исключительно по желанию школьников.Проверочные работы разного характера Проверочные работы  (стартовая, итоговая и текущие тематические работы) ставят одной из задач соотнести оценку школьника с оценкой учителя и внести определенные учебные коррективы в случае расхождения данных оценок. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения ООП НОО и ООО, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Сафронова Ирина Михайловна, Учитель русского языка и литературы МБОУ «Мозжухинская ООШ»