План-конспект урока Наука и образование. Русские первооткрыватели и путешественники (8 класс)


Урок № Класс Дата:
Тема урока: Наука и образование. Русские первооткрыватели и путешественники.
ЦельЗадачи:
Образовательная Определить наиболее значимые достижения образования и русского мореплавания
Развивающая Формирование навыков сравнительного исторического анализа;
Воспитательная Формирования чувства патриотизма и верности долгу
Оборудование: учебник «История России 19 век» 8 класс, А.А. Данилов,…,М. 2014; телевизор, ноутбук.
Проверка знаний
1)Работа с контрольными таблицами
2) Эссе об итогах Крымской войны
3) расставить хронологию Синоп Евпатория Альма Балаклава Смерть Нахимова Парижский мир
4) Рассказ у карты о географии Крымской войны
5) Эссе причины Крымской войны

2. Актуализация и объявление темы (2 минуты)
1. Система образования (составление схемы)
В результате реализации реформы в каждом губернском городе появились гимназии, а в каждом уездном городе – уездные училища. Приходские училища создавались также и в сельской местности.
В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей привилегированное учебное заведение для обучения представителей высшего дворянского общества.
Официально был провозглашен принцип бессословности в образовании, однако для детей крепостных были доступны только приходские училища. Впрочем, и это был огромный шаг вперед. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.
С 1755 г. в России функционировал Московский университет, но в начале XIX в. он уже не удовлетворял всем потребностям государства и общества в деле подготовки специалистов. Поэтому в первые годы царствования Александра I были открыты четыре новых университета: Дерптский (1802 г.), Казанский (1804 г.), Харьковский (1804 г.), Виленский (1804 г.). Несколько позднее был создан университет в Санкт-Петербурге (1819 г.).
В приходские училища принимались дети «всякого сословия» без различия «полу и лет». Они создавались как в городе, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян. Окончание приходского училища давало возможность продолжить обучение в уездном училище. В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия.
В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей.
Николая I был искренним приверженцем идеи божественной миссии самодержавия в России. Если в начале века важнейшим считалось общее образование, то теперь школа была нацелена на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах. В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись все 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.
Представители «низов» обучались Закону Божьему, грамоте и арифметике. Дети купцов, ремесленников, мещан обучались русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. Гимназии, в которых учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии давали наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.
4. Изучение нового
1. русские путешественники и первооткрыватели
1803 г. — начало первой русской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф Крузенштерна и Лисянского;
2. 1819-1821гг. — вторая русская кругосветная экспедиция под руководством Беллинсгаузена и Лазарева;
3. 16 января 1820 г. — открытие русскими первопроходцами Антарктиды;
4. 1845 г. — открытие Русского географического общества.
2. Деятельность Баранова стр. 110-111
3. Прибыв на место, Резанов обнаружил, что русские колонисты буквально умирают от голода. Продукты им везли через всю Сибирь, и они нередко приходили испорченными. Резанов купил два судна, «Юнона» и «Авось», и отправился с ними в Калифорнию за продуктами. А заодно - установить торговые отношения с испанцами, которым в то время принадлежала эта плодородная область.В марте 1806 года «Юнона» бросила якоря в заливе Сан-Франциско. Испанцы были в то время союзниками Наполеона, французы в любой момент могли начать войну. А потому русских встретили без восторга и в поставках продовольствия поначалу отказали. Вот тут-то граф Резанов и проявил все свои дипломатические способности и природное обаяние. Ему удалось расположить к себе губернатора Верхней Калифорнии Хосе Арильягу, а также коменданта крепости Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо. Потеплению отношений особо способствовало его знакомство с донной Марией де ла Консепсьон Марселлой Аргуэльо, или, попросту, Кончитой - дочерью коменданта, что и стало основой сюжета поэмы Андрея Вознесенского, а затем и мюзикла.Неудивительно, что через некоторое время Николай Петрович сделал девушке предложение. Потенциальному жениху было уже 42 года. К тому же Кончита была католичкой, а Резанов – православным, и для брака необходимо было разрешение. Для графа – от императора, а для Кончиты – от самого Папы Римского. Но помолвка все же состоялась.Продукты для Аляски стали привозить на российские корабли в огромных количествах. При отъезде Николай Петрович обещал юной Кончите скоро вернуться
В начале 1960-х годов Воскресенский собор был разрушен, а могила командора Резанова утеряна. В 2000 году в Красноярске на предполагаемом месте захоронения Резанова на Троицком кладбище поставили памятник — белый крест, на одной стороне которого написано «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764—1807. Я тебя никогда не увижу», а ниже — «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло. 1791—1857. Я тебя никогда не забуду». Шериф города  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B9_(%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F)" \o "Монтерей (Калифорния)" Монтерей развеял над могилой горсть земли с могилы Кончиты. Обратно увез горсть красноярской земли — для Кончиты.
В августе 2007 года был поставлен памятник командору Резанову на площади Мира.
о дороге потерял сознание, упал с лошади и сильно ударился головой. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1807 года он и умер. Резанов был похоронен 13 марта на кладбище Воскресенского собора.
Кончита осталась верна Резанову. Согласно легенде, она чуть больше года ходила каждое утро на мыс, садилась на камни и смотрела на океан. Сейчас на этом месте опора моста «Золотые ворота». В 1808 году она узнала о смерти Резанова из письма А. А. Баранова, посланного её отцу. Однако, выйти замуж она больше не пыталась. В конце жизни она ушла в монастырь, где умерла в 1857 году. Похоронена недалеко от Сан-Франциско, в Бениша (Benicia), на кладбище ордена доминиканцев.
материала (20 минут).
5. Контроль знаний
8. Подведение итогов урока. (2 минуты)
1. Проверка записей в тетради.
2. Ответы на вопросы учеников.
3. Выставление оценок с объяснениями ошибок и недоработок.
Просмотр видеофрагмента об атаке под Балаклавой
Д/З п 15-16 (подготовка к диктанту по персоналиям п 14-16)
1 Годы Крымской войны 2 Расположить в хронологическом порядке (цифрами)
Парижский мир
Синопское морское сражение,
Балаклава (безумная атака английской кавалерии)
Альминское сражение
Оставление русскими войсками южной части Севастополя
3. Всё, что знаете об обороне Севастополя

1 Годы Крымской войны 2 Расположить в хронологическом порядке (цифрами)
Парижский мир
Синопское морское сражение,
Балаклава (безумная атака английской кавалерии)
Альминское сражение
Оставление русскими войсками южной части Севастополя
3. Всё, что знаете об обороне Севастополя

1 Годы Крымской войны 2 Расположить в хронологическом порядке (цифрами)
Парижский мир
Синопское морское сражение,
Балаклава (безумная атака английской кавалерии)
Альминское сражение
Оставление русскими войсками южной части Севастополя
3. Всё, что знаете об обороне Севастополя

1 Годы Крымской войны 2 Расположить в хронологическом порядке (цифрами)
Парижский мир
Синопское морское сражение,
Балаклава (безумная атака английской кавалерии)
Альминское сражение
Оставление русскими войсками южной части Севастополя
3. Всё, что знаете об обороне Севастополя

С какими странами воевала Россия в крымской войне Перечислите героев и руководителей обороны Севастополя Нарисуйте схематично памятник затонувшим кораблям в Севастополе С какими странами воевала Россия в крымской войне Перечислите героев и руководителей обороны Севастополя Нарисуйте схематично памятник затонувшим кораблям в Севастополе С какими странами воевала Россия в крымской войне Перечислите героев и руководителей обороны Севастополя Нарисуйте схематично памятник затонувшим кораблям в Севастополе