Выступление на заседании методического совета школы «Работа с одаренными детьми по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников»


МБОУ Алятская СОШ
«Работа с одаренными детьми по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников»
(выступление на заседании методического совета школы)
Выполнила учитель математики и
Первой квалификационной категории
Дормидонтова Е.А.
2015 год
Какого же ребенка считать одаренным? К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; Можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Можно условно выделить три категории одаренных детей:
с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия. При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика слишком быстрый по сравнению с другими учащимися. В работе с одарёнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно.
Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых ресурсов на CD-дисках, а также разработанных самим педагогом или учащимися, позволяет учащимся работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Ещё большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставит доступ в Интернет.
Основное математическое и дополнительное математическое образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Говоря словами А. С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием. Чтобы дополнительное математическое образование могло максимально реализовать заложенный в ребенке потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы школы. Для того чтобы работа с одарёнными была максимально эффективна необходимо выделять дополнительные часы для работы с сильными учащимися (факультативы, индивидуально-групповые занятия и т.д.). У нас в школе ведется математический кружок в 5-7 классах, а начиная с 8 класса введены специальные курсы. Учителя нашей школы прошли курсы повышения квалификации по теме «Теория и методика дополнительного математического образования школьников в 3-6 классах.» в г. Киров в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». В результате имеем тетрадь «Математический кружок» в электронном виде для занятий. Материалы которой используем для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде. Рассматриваем на дополнительных занятиях, факультативах, кружках, или предлагаем для самостоятельного решения, различные типы олимпиадных задач:
логические задачи,
математические ребусы,
инварианты,
принцип Дирихле,
геометрические задачи (на разрезание и др.),
решение задач с использованием граф, которые помогают решать логические задачи,
арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.

(Например, задачи из данной тетради)
Математическая перестрелка. Порция A
1. Длину кирпича увеличили на 25%, а ширину уменьшили на одну треть. На сколько процентов и в какую сторону надо изменить высоту кирпича, чтобы его объём сохранился?
2. У скольких трёхзначных чисел цифра сотен больше цифры десятков?
3. Женщина собрала в саду яблоки. Чтобы выйти из сада, ей пришлось пройти через 4 двери, каждую из которых охранял свирепый стражник, отбиравший половину яблок. Домой она принесла 10 яблок. Сколько яблок досталось стражникам?
4. Художник начал писать картину в последнюю пятницу февраля, а закончил в первую среду марта. Сколько дней работал художник? Укажите все возможные ответы.
5. Разрежьте фигуру на две части, одинаковые по форме и размеру.
Ответы
1. Увеличить на 20%
2. У 450 чисел
3. 150 яблок
4. 6 или 13 дней (должны быть
оба ответа)
5.
Подготовка учащихся к олимпиаде предполагает высокий уровень усвоения ими обязательной программы. Поэтому необходимо использовать различные методические подходы, организационные формы, порядок разделов и тем. К изученным темам полезно возвращаться каждый год, углубляя их более сложными задачами. Реализовать свои возможности одарённые дети могут в предметных олимпиадах. Ежегодно ученики нашей школы участвуют в школьных, муниципальных, дистанционных и международных конкурсах, олимпиадах, турнирах, региональных научно-практических конференциях. В международном математическом конкурсах, «Волшебный сундучок», «Золотой ключик», «Мультитест», «Новый урок», а так же в дистанционной олимпиаде «Инфоурок» и «Видеоурок». Хотя сейчас участие в конкурсах разного уровня дорогое удовольствие, но педагоги нашей школы нашли следующий выход из положения: 50% участия оплачивают родители учащихся, а остальное сам учитель. Так как это в интересах учителя – для аттестации и имиджа школы.