«Виды детской деятельности и их развивающий потенциал. Игровая деятельность как основная форма работы с детьми дошкольного возраста»


«Виды детской деятельности и их развивающий потенциал. Игровая деятельность как основная форма работы с детьми дошкольного возраста»
1 Обосновать значение игры как основной формы работы с детьми дошкольного возраста.
В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Содержание педагогической работы должно быть направлено на освоение детьми образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».
Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.
Образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Таким образом, образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и предполагает построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Раскрыть принцип интеграции образовательных областей.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Основополагающий принцип ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Их пять:- социально – коммуникативное развитие;- познавательное развитие;- речевое развитие;- художественно – эстетическое развитие;- физическое развитие.Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость способствующих правильному формированию опорно–двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей –  деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:
«Физическое развитие» - двигательная деятельность;
«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
«Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность;
«Речевое развитие» - коммуникативная;
«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность
Раскрыть условия и содержание совместной партнерской деятельности взрослого с детьми с учетом интеграции образовательных областей.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная  образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Примеры интеграции детских видов деятельности.
Вид детской деятельности Интеграция с другим видом детской деятельности Формы работы с детьми
Двигательная Игровая - Подвижные дидактические игры
- Подвижные игры с правилами
- Игровые упражнения
- Соревнования
Игровая Двигательная, Коммуникативная - Сюжетные игры
- Игры с правилами
Познавательно-исследовательская Коммуникативная - Наблюдение
- Экскурсия
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Игры с правилами
Продуктивная Познавательно-исследовательская - Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
Коммуникативная Чтение художественной литературы, игровая- Беседа
- Ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление и отгадывание загадок
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
Музыкально-художественная Двигательная, игровая, коммуникативная - Слушание
- Исполнение
- Импровизация
- Экспериментирование
- Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
- Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы Коммуникативная,
Познавательно-исследовательская - Чтение
- Обсуждение
- Разучивание
Литература:
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание - № 5, 2010.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание - № 8, 2010.
Кудрявцев В.Т. Образование до школы – какой ценой? // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 5. – С. 4-11.