Исследовательская работа Театр — малышам


Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Центр дополнительного образования детей»
Искитимского района Новосибирской области
Театр-малышамВыполнили: Локтионова Евгения
Гайлиш ИраидаКныш Полина
Проверил: Фролова О.Н.,
педагог дополнительного образования,
І квалификационная категория.
2013
Оглавление
1.Введение ……………………………………………………….…………...
1.1Аннотация………………………………………………..…...…..……
1.2Актуализация темы……………………………………………….……..
1.3Цели и задачи……………………………………...………....…. 2. Основная часть ………………………………………………….....…..….
2.1 Исторический аспект…...…………………………..………….……
2.2Анкетирование учащихся, обработка результатов…………………………
2.3 Виды кукольного театра ………………………………………….…..…......
2.4 Разработка критериев оценивания работы с различными видами
кукольного театра…………………………………………………………….….
2.5 Оценка результатов, систематизация …….
3. Заключение……………………………………………...…….…..……
4. Список литературы……………………………………..………….….…....
5. Приложение……………………………………………….……..…...…....
1.Введение
1.1Аннотация
В нашем проекте «Театр - малышам» мы рассмотрели проблему выбора видов кукольного театра для ребят 1-2 классов, которые только что пришли заниматься в театральном кружке. В начале нашего проекта мы сформулировали проблемный вопрос: Какие виды кукольного театра в большей степени привлекают малышей?
В исследовательской работе мы:
провели анкетирование и опрос учеников 1-2 классов и их родителей,
нашли информацию о разных видах кукольного театра,
изучили историю кукольного театра,
побывали в настоящем театре;
поработали с различными видами кукольного театра;
разработали критерии оценивания работы с различными видами кукольного театра;
показали видеозапись нашего кукольного спектакля, с использование перчаточных кукол.
В итоге нашего исследования мы узнали, что кукольный театр создавался в течение тысячелетий. История российского кукольного театра, тесно связана, с именем Сергея Владимировича Образцова, который образовал Государственный центральный театр кукол. Познакомили ребят с различными видами кукольного театра, и узнали, каким видам малыши отдают предпочтение. Получили подтверждение нашей гипотезы, что действительно малышам нравятся разные виды кукольного театра. Результаты нашего проекта так же были представлены во время школьной НПК, посвящённой Дню науки, что значительно увеличило интерес детей и преподавателей к кукольному театру. Материалы нашего проекта могут использовать учителя начальных классов, преподаватели литературы и русского языка, руководители театральных кружков и конечно же родители.
1.2Актуализация темы
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дети очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализация художественных произведений помогает ребятам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Мы очень любим, смотреть спектакли кукольного театра. Мы видим на ширме знакомые любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Театр должен нам помочь развиваться, научить дружбе, трудолюбию, правдивости и доброте. Поэтому мы решили выяснить, какие виды кукольного театра интересны ребятам 1-2 классов. Вместе с детьми мы хотим узнать много интересного и познавательного материала о кукольном театре, сделать интереснее и более востребований работу нашего кружка.
Поэтому нами была выдвинута следующая гипотеза:малышам нравятся разные виды кукольного театра
Объектом нашего исследования выступит кукольный театр.
1.3Цели и задачи
Анализируя результаты опроса ребят 1-2 классов и родителей, мы поставили перед собой следующую цель проекта: знакомство ребят 1-2 классов с различными видами кукольного театра.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи проекта:
провести анкетирование и опрос учеников и родителей 1-2 классов,
изучить историю кукольного театра,
найти информацию о разных видах кукольного театра,
побывать в настоящем кукольном театре;
разработать критерии оценивания работы с различными видами кукольного театра,
показать видеозапись своего кукольного спектакля;
2. Основная часть
2.1 Исторический аспект
Театр кукол. Когда и где он родился?
Первые кукольные спектакли сохранились в памяти людей как одна из форм магии и заклинания. Кукольный театр создавался в течение тысячелетий. В истории всех народов кукольный театр берёт своё начало из религиозных мистерий. Ещё в глубокой древности, во время религиозных церемоний, человечество начало употреблять фигуры богов- истуканов. С течением времени эти, вначале неподвижные, изображения начали изготовляться движущимися, и согласно описания, древних историков, во время религиозных церемоний толпой шли жрецы, неся на плечах изображения божеств, которые, исполняя элементарные движения, непрерывно двигали головой и руками.
На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывали легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах. В старой России не было кукольных государственных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки кукольник показывал из-за маленькой ширмы как смешной, крикливый Петрушка бьёт палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невеже- доктору, неумеющему лечить, и обманщику- торговцу. После представления актёр-кукольник снимал шапку и протягивал её зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные монеты. Сейчас кукольные театры существуют почти во всех странах.
На протяжении долгих лет история советского, российского кукольного театра тесно связана с именем Сергея Владимировича Образцова. Государственный центральный театр кукол открылся 16 сентября 1931 года. Весь штат тогда состоял из 12 человек, а теперь в этом театре работает 350 человек. Со временем символом театра стала рука с шариком на указательном пальце. На фасаде здания установили часы с куклами размером 4 на 3 метра. В центре - циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами. Сверху большой петух, а вокруг 12 домиков с золотым орнаментом. Каждый час из домика выходят куклы и танцуют под музыку.
2.2 Анкетирование учащихся, обработка результатов
Перед поиском информации о различных видах кукольного театра мы провели анкетирование учащихся 1-2 классов. Им были заданы следующие вопросы:
1.Был(а) ли ты в настоящем театре?
2. Какой театр называется кукольным?
3. Какие виды кукольного театра ты знаешь?
В нашем анкетировании приняло участие 42 человека-1 классы, 34 человека-2 классы, 17 человек - родители. На первый вопрос нашей анкеты: Был ли ты в настоящем театре? Мы узнали, что из 94 человек,63-ни разу не посещали театр, и лишь 31человека - посещали когда-то театр.(см. Приложение 1)
Со вторым вопросом нашей анкеты: Какой театр называется кукольным? Справилось большинство 87 человек, что составило 93% - ответили на наш вопрос положительно, но, к сожалению, 7 человек, что составило 7% человек - затруднились ответить..(см. Приложение 2)
На третий вопрос нашей анкеты: Какие виды кукольного театра ты знаешь?
Ребята в основном даже не догадываются о различных видах кукольного театра: 66 человек, что составило 70% -не знают ответа на наш вопрос, а 28 человека были близки к ответу, что составило 30% опрашиваемых. (см. Приложение 3)
2.3. Виды кукольного театра
Рассмотрим, какие же виды кукольного театра существуют, и что необходимо иметь в кружке (материально-техническое оснащение), чтобы осуществить работу с тем или иным видом кукольного театра
Настольный театр игрушек.
В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.Желательно, чтобы все игрушки были однофактурными, т.е. все деревянными, мягкие, из папье-маше или целлулоидные. Величина основных игрушек может быть около 30 см. Для показа могут понадобиться различные вещи – посуда, корзинка, флажок и др. Если нет подходящих игрушек, их надо сделать самим из папье-маше, ваты или бумаги. Одновременно с подбором игрушек проходит работа над текстом.Театр игрушки. Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.
Настольный театр картинок.
Большой популярностью у самых маленьких пользуется картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок. Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок.Все картинки- персонажи и декорации не забудьте сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.Остов сцены настольного театра делают из брусков. Заднюю стенку и пол зашивают фанерой, переднюю стенку заменяет фанерная рамка. На задней стенке укрепляется декорация, так называемый «задник», изображающая общий фон места действия — перспективу. Декорации делают на подставках; у картонных декораций для этого отгибают нижний край назад. Стволы деревьев и другие тонкие предметы делают из проволоки и оклеивают раскрашенными полосками бумаги. Как и на настоящей сцене, декорации можно подвешивать, прикреплять к кулисам и т. д. (см. Приложение 4)
Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передаёт интонация ведущего –радостная, грустная, жалобная.Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Теневой театр.
Театр теней – очень таинственный, волшебный и загадочный. Он тоже плоский, только принцип совсем другой. Нужна ширма с экраном. На экран натягивается светлая ткань. И изнутри экран-сцена освещается ярким светом. Фигурки – это только силуэты. Они картонные, внизу с держателем. На освещенном экране появляются темные силуэты и сказка начинается…Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксёров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.
Декорации и силуэты действующих лиц вырезают из плотного картона или выпиливают лобзиком из фанеры. Края декорации слегка приклеивают или прикалывают кнопками к рамке экрана. Фигуры действующих лиц укрепляют на концах реек или фанерных полосок клеем или гвоздями. (см. Приложение 5)
Пальчиковый театр. (см. Приложение 6)
Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.По ходу действия ребёнок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Гуси – лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
Перчаточный театр. (см.Приложение 7)
Перчаточный театр, еще называют театром петрушки или би-ба-бо… Театр этот тоже всем известен. Раньше выступал во всех ярмарочных балаганах. Куклы изготовлены так, чтобы можно было одеть на руку. Указательный палец управляет головой, она наклоняется, шевелится. Остальные пальцы вставляются в ручки, они могут двигаться, что-то взять. Бывают куклы и с ножками, которые болтаются. Также есть куклы с открывающимся ртом, здесь вся рука кукловода находится в голове и игрушка «разговаривает». Куклы – петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка – перчатка, которая надевается на руку кукловода. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. К внешним краям шеи приклеивается рубашка – перчатка. К рукавам рубашки пришиваются руки куклы с патронками. На перчатку надевается костюм. Ноги у куклы бывают не всегда. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что–то, брать кого–либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они, скорее всего тоже захотят научиться сами водить их.
Фланелеграф. (см. Приложение 8)
Фланелеграф — доска, обтянутая фланелью, на которую по типу аппликации крепятся вырезанные фигурки. Сделать фланелеграф очень просто, а возможности для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии воспитателей и детей.Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеить и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие. Можно использовать и природный материал.
Для фланелеграфа лучше выбирать такие произведения, где персонажи в основном статичны. Они могут разговаривать, сидеть или стоять, приходить и уходить (когда картинки прикладываются к доске или убираются).Фланелеграфпредназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки - героев сказок.
Стенд–книжка (см. Приложение 9)
Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд– книжку. Укрепите его на нижней части доски. На верхней части разместите фигурки, изображающие транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом ребёнок), переворачивая листы стенд–книжки, демонстрирует различные сюжеты. Изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детей, если на каждой странице изображён новый режимный процесс.
И, конечно, все виды театра можно смешивать, как нужно вам, сюжету и вашей ФАНТАЗИИ! Любой из этих театров прекрасно дополнит развивающую среду в доме, все зависит от вашего желания, воображения и возможностей!
2.4 Разработка критериев оценивания работы с театром кукол
При работе с различными видами кукольного театра, мы решили разработать ряд критериев, по которым действительно можно было бы оценить работу маленьких актеров. (см. Приложение 10)
2.5 Оценка результатов, систематизация информации.
Чтобы получить внешнюю оценку нашего проекта, мы составили анкету:Какие виды театра ты знаешь?
Какому виду кукольного театра ты бы дал 1 место, 2 место, 3 место и т.д.?
Кто такой Петр Уксусов?
Мы получили следующие данные:
На первый вопрос: Какие виды театра ты знаешь? Все 94 человек, что составило 100% опрошенных безошибочно ответили. Следовательно, ребятам было интересно узнавать, работать с различными видами театра. Родители ребят сами дома попробовали самостоятельно изготовить кукол для настольного театра, фланелеграфа.
На второй вопрос: Какому виду кукольного театра ты бы дал 1 место, 2 место, 3 место и т.д? На основании полученных данных нами был составлен рейтинг различных видов кукольного театра. (см.Приложение 11)
По данным в таблице можно судить о том, что перчаточный театр пользуется у малышей большей популярностью, это объясняется тем, что ребята чувствуют себя за ширмой комфортно.
На третий вопрос: Кто такой Петр Уксусов? Ответили все без ошибки. Это подтверждает то, что малыши запомнили историю кукольного театра.
3. Заключение
В итоге нашего исследования мы узнали, что кукольный театр создавался в течение тысячелетий. История российского кукольного театра, тесно связана, с именем Сергея Владимировича Образцова, который образовал Государственный центральный театр кукол. Познакомили ребят с различными видами кукольного театра, и узнали, каким видам малыши отдают предпочтение. Получили подтверждение нашей гипотезы, что действительно малышам и их родителям нравятся разные виды кукольного театра. Результаты нашего проекта так же были представлены во время школьной НПК, посвящённой Дню науки, что значительно увеличило интерес детей и преподавателей к кукольному театру. Материалы нашего проекта могут использовать учителя начальных классов, преподаватели литературы и русского языка, руководители театральных кружков и конечно же родители.
4. Список литературы
Караманенко Т.Н. , Караманенко Ю.Г «Кукольный театр дошкольникам».
Медведева И. , Шишова Т. «Улыбка судьбы \роли и характеры».
«Страна пальчиковых игр».
«Основы театральной культуры». Сост. Ю.И.Рубина и др.
А.И.Буренина «Театр всевозможного».
В.Берестов «В кукольном театре» цикл стихов.
Кузнецова П. «Изготовление детьми игрушек для кукольных театров».
Приложение
Приложение 1.
были 31 33%
не были 63 67%

Приложение 2.
знают 87 93%
не знают 7 7%

Приложение 3.
знают 28 30%
не знают 66 70%

Приложение 4.


Приложение 5.

Приложение 6.
Пальчиковый театр.


Приложение 7
Перчаточный театр.

Приложение 8.
Фланелеграф.


Приложение 9.
Стенд-книжка.
Приложение 10.
Критерии оценивания чтения с использованием фланелеграфа:
Выразительность, красочность, единство фигурок.
Соотнесение фигурок по размеру.
Умение расположить фигурки на фланелеграфе.
Поведение исполнителя (жесты, поза, мимика)
Правильно ли раскрыта идея произведения?
Верно, ли переданы образы?
Выделены ли основные элементы сюжеты?
Передано ли читающим свое отношение к произведению.
Точно предана мысль каждой части.
Сделаны ли паузы между частями?
Произведено ли деление произведения на части?
Правильно ли расставлены логические ударения и паузы?
Выдержан ли темп?
Достаточно ли правильно использованы сила и высота голоса?
Достаточно ли ясно и четко прочитан текст?
Были ли допущены орфографические ошибки?Какие?
Было ли правильным дыхание?
Осуществлялось ли общение с аудиторией?
Какова оказалась сила воздействия чтением на слушателя?
Критерии оценивания чтения с использованием настольного театра(игрушек и картинок):
Удачно ли выбрано произведение для исполнителя?
Яркость, красочность фигурок и элементов декорации.
Соотношение фигурок и декораций по размеру.
Прочность, надёжность, устойчивость фигурок.
Удалось ли создать атмосферу сказки, волшебства?
Правильно ли раскрыта идея произведения?
Удалось ли достичь органического слияния чтения и показа?
Достаточно ли выразительным было чтение? (логика чтения, паузировка, темп, мелодика, тембр голоса, дикция, сила голоса…)
Какова сила воздействия исполнителя на аудиторию?
Критерии оценки кукольного спектакля с использованием перчаточных кукол:
1.Сценарий.
Достаточно ли хорошо продуман сценарий?
Удалось ли при разработке сценария учесть сквозное действие для каждого персонажа?
Достаточно ли хорошо продуманы отдельные мизансцены ,рапризы, реплики?
2.Материально-техническое оснащение спектакля.
Качество изготовления кукол (выразительность, привлекательность, соответствие внешности и характера персонажа)
Качество изготовления декораций, соответствие декораций особенностями мизансцены.
Освещение. Роль освещения в спектакле, техника освещения.
Музыкальное сопровождения и его роль в спектакле.
Шумовое сопровождение и его роль в спектакле.
3.Качество работы кукловодов, работников сцены, осветителей…
Удалось ли кукловодам оживить кукол? (Правильность положения куклы, соответствия поведения и характера..)Удалось ли кукловодам добиться общения кукол на сцене?
Удалось ли с помощью речи, реплик передать характеры персонажей?
Удалось ли соотнести речь куклы с её движениями?
Естественно ли выглядела сцена, декорации?
Удалось ли с помощью декораций добиться ощущения определённого пространства?
4. Работа коллектива.
Удалось ли достичь слаженной работы всех участников в постановке спектакля?
Какова оказалась сила воздействия спектакля на зрителей?
Приложение 11.
место Кол-во голосов Название кукольного театра
1 место 134 голоса Перчаточный театр
2 место 64 голоса Настольный театр картинок, игрушек
3 место 53 голоса Фланелеграф4 место 49 голосов Пальчиковый театр
5 место 32 голоса Теневой театр
6 место 12 голосов Стенд-книжка