Технологическая карта урока окружающего мира на тему Почему нужно беречь и охранять воду?. (3 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2» города Альметьевска Республики Татарстан
Технологическая карта урока.

Учитель: Вавилова Диляра РафиловнаПредмет: Окружающий мир
Класс: 3 класс
Тема урока: «Почему нужно беречь и охранять воду?»
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Вода». Показать значение воды в жизни человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения, познакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения, воспитать бережное отношение к воде как бесценному дару природы.
Задачи обучающие: создать условия для развития умения называть свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека;
развивающие: способствовать развитию умений выделять существенные признаки свойств воды, сравнивать и выделять главное
воспитательные: аргументированно отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, делать выводы, сравнивать.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Планируемые результаты:
Личностные: анализировать свои действия и управлять ими;
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;
Метапредметные: Регулятивные: - формировать и формулировать учебную задачу;
- искать пути решения поставленной задачи;
- оценивать результаты своей деятельности и деятельности работы в группе;
- планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
- формулировать групповые и личные выводы.
Коммуникативные: - выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью;
- аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать в группе.
Познавательные: - развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;
- ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять ответы на вопросы;
- умение обобщать.
Предметные: - познакомить учащихся со свойствами воды;
- актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней;
- производить наблюдения различного характера;
- составлять обоснованные, логически завершенные выводы по проделанной работе.
Ресурсы: Основные: Учебник О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир», 1 часть.
Закладки самооценки, листы для групповой работы, презентация.
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Технология проведения Деятельность
ученика Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Формируемые УУД
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цель – активизация учащихся. Развитие логического мышления. Формулировать ответы на вопросы.
Работать с информацией, представленной в форме стихотворения, договаривают строки. Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!
 Наши глаза внимательно смотрят и всё ... (видят).
Уши внимательно слушают и всё ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает). Личностные: умение слушать; самоопределение;
 Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества сучителем и сверстниками.
Регулятивные: волевая саморегуляция;
II этап. Актуализация знаний.
Цель:
1)актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
2)актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
3) проверить знания по теме «Вода». Ответить на вопросы.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его 1. Организую проверку домашнего задания

2. Подвожу к теме предстоящего урока с помощью сказки.
Рефлексия. (Фронтальный опрос)
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
-Приведите примеры воды в природе, находящейся в жидком состоянии. (Водоемы наземные, водоемы подземные, дождь, роса.)
-Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Снег, иней, ледник на вершине горы, град, лед)
-Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии.
(Пар, туман.)
-А теперь ребята взгляните на карту и на глобус:
-Какого цвета больше всего? (Синего)
-Что это означает? (Что много воды)
- Ребята, я начну наш новый урок с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно.
«Сказка о самом великом чуде на Земле »
Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И наконец, они вернулись к батюшке - царю. Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду.
Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные:
определяют учебную задачу.
Познавательные:
осуществлять синтез как составление целого и частей.
Коммуникативные:
уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
III этап. Проблемное объяснение нового знания.
– Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока.
Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.
Цель - организовать и направить к восприятию нового материала.
Постановка учебной задачи.
Цель:
1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и 2)Согласовать цель и тему урока Участвовать в работе
- высказывают предположения,
называют тему урока. Ставят учебные задачи.
(Приложение 1)
Доклад учеников, подготовленный заранее.
Отвечают, высказывают свои мнения.
Организовать фронтальную работу по прослушиванию сказки, формировать базу для начала изучения нового материала.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Даёт целевую установку.
Выдвинуть проблему, организовать постановку учебной задачи, уточнить понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
- Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя?
Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных богатств всего мира.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и какие учебные задачи решать?
- Действительно, на Земле воды очень много, вода покрывает большую часть планеты.
Но мы говорим, что вода находится в опасности? Почему? А как вы думаете? Нужно ли ее охранять?
-Готовясь к уроку, вы подготовили интересный материал. Послушайте экологическую сказку.
(Дети инсценируют сказку).
- Ребята, как вы думаете, почему такая беда случилась с речкой?
Воды на Земле одновременно и много и мало.
-Где много воды? Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода не пригодна для питья, для промышленности и сельского хозяйства.
-А какая нужна нам вода?
(Чистая пресная вода)
Пресной воды меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток.
Основные запасы сосредоточены в полярных льдах. (Показ на карте.)
-А как вы думаете из-за чего сокращается запас пресной воды?
(Из-за загрязнения.)
- А теперь несколько интересных фактов о воде. (Вывожу на экран сведения о воде)
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда. А знаете ли вы, что ...● По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы
чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды. ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.
●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час.
Но чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.Познавательные: постановка и формирование проблемы;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
IV этап. Первичное закрепление во внешней речи.
Работать с информацией, представленной в учебнике.
- Вспомнить правила работы в группе. Найти в тексте информацию по данному вопросу
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 2) Организовать работу
Организовать работу в группах.
(8 групп - по 4 ученика в каждой, исходя из предложенных заданий)
- Ребята, мне на электронную почту пришло такое письмо ( на экране).
«Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.
- От кого могло быть это письмо?
-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.
Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как надо работать в группе) Организует работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.1. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает рабочий лист для фиксации результатов.
2. Работа с учебником (с. 91-94, «Почему воду нужно беречь» рассказ “Как охраняют воду от загрязнений").
Коммуникативные участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
Регулятивные
анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
Познавательные: логический анализ объектов с целью
выделения признаков;
Физкультминутка:
Давайте поиграем. Я буду высказывать мнение. Если вы согласны с моим мнением – приседаете, если же нет – стоите смирно.
Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. (Да).
Вода превращается в лед при температуре + 10 градусов. (Нет).
Лед и снег – вода в твердом состоянии. (Да).
При превращении в лед вода сжимается. (Нет).
Водяной пар – вода в газообразном состоянии. (Да).
Вода имеет запах и цвет. (Нет).
В природе постоянно происходит круговорот воды. (Да).
Вода входит в состав любого живого организма. (Да).
V. этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Дети читают, рассматривают ситуации и выбирают правильное решение, аргументируют свой ответ.
Учащиеся с помощью индикаторов - закладок отвечают на вопросы. Организовать игру, помочь сделать вывод. (Игра «Светофор»)
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
-Ну и пока вы не приступили к уроку, давайте продолжим игру. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, покажите закладки с улыбкой, если нет – без улыбки.
Ситуация 1.
Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс.
- Почему закладка без улыбки?
Ситуация 2.
На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь, Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше. Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше».
- Почему желтый кружок?
- Как же надо расходовать воду?
Регулятивные: контроль - в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
Личностные: слушать других, проявлять уважение.
VI. Самостоятельная работа. Чем опасна для человека грязная вода?
Цель: дать возможность  самостоятельно оформить материал с помощью практической деятельности.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать коллективную проверку задания, выполнить опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдать за водой. Выполнить работу в группах.
Договариваются между собой, выступает делегат от группы.
Высказываются, предлагают способы очистки воды. Выявить уровень усвоения материала с помощью лабораторной работы, организованной в группах.
Дать задание, провести инструктаж,
организовать самопроверку.
- А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории.
-Кто такой исследователь?
-Мы с вами будем исследовать воду. О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из городского озера, который находится на территории нашего города. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:
•прозрачность,
•наличие живых существ,
•запах.
•А свои результаты будем записывать в лист исследований (Приложение 3).
-Какие выводы сделаем?
-Как вы можете помочь воде в нашем озере? Коммуникативные:
производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками.
Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. «Роль воды в жизни человека и охрана вод».
Цель: показать значение воды для живых организмов, подвести итог проделанной работе на уроке. Выполнить задание творческого характера, составить синквейн о воде, представить свои работы.
Сделать самооценку своей деятельности на уроке. Отметить основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Даю комментарий к домашнему заданию.
Организовать рефлексию, отметить степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
Организовать самооценку учебной деятельности.
- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке и что нового мы узнали?
- Наш урок подходит к концу. Надеюсь, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее.
1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Чему вы научились на уроке?
- Все ли было понятно?
- Понравилось выполнять задания?
- Как ты оцениваешь свою работу на уроке.
Регулятивные: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Личностные: что я для себя внес?
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания.
VIII.Домашнее задание. 1. Ответить на вопросы из учебника с. 94- 95. 2. Нарисовать плакат «Берегите воду!» ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Экологическая сказка.
Инсценируют сказку.
Жила была река. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы, все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.
Плачет малая речонка.
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки. А друг друга узнать не могут
- Соседка, почему ты такая красная?
- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.- А ты почему жёлтая, как лимон?
- Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…
-Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Рабочий лист №1.
Мы узнали, что вода это __________, которое входит в состав любого ____________.
В природе вода встречается в трёх состояниях:
Вода - вещество, которое не имеет вкуса, _________, _____________, ____________.
Вода обладает ___________________ .Вода находится в клетках _______________, _______________, человека.
Воду используют в быту, ___________________, в промышленности, для ____________транспортировки грузов, для получения электрического тока.
Воду надо беречь, так как ______________________________________________________ .Рабочий лист №2.
Мы познакомились с текстом _______________________________.
Мы узнали, что вода имеет огромное значение для всех _______________________ .Вода содержится в клетках растений, _____________, _________________.
Вода составляет больше половины массы тела ______________ и ____________ .Например, в теле ученика, масса которого составляет 30 кг, находится ____________ л воды.
Для человека ____________ одно из самых важных __________________________________.
Вода входит в состав крови, которая разносит по всему _________ питательные вещества. Потеря _________ для организма опаснее, чем голодание.
Многие учёны исследуют другие планеты в поисках воды, так как знают, что если есть вода – есть _________ .Воду надо беречь, так как ___________________________________________________.
Рабочий лист №3.
Мы выяснили, что в морях и океанах ___________________________________________ .Человеку для питья и для жизни нужна _____________________ вода.
Кроме человека, в воде нуждаются ____________, ______________,
Человечество испытывает _____________ в чистой ______________ воде.
Вода нужна людям для _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Например, чтобы получить ______________________ необходимо 150 тонн воды.
Каждый год _______________ расходуется ______________________________пресной и чистой воды.
Мы сделали вывод, что вода основа жизни и поэтому воду надо ________________. Чтобы экономно расходовать запасы пресной воды, надо:
1.
2.
3.
Рабочий лист №4.
Мы прочитали текст о защите _________________ .Глобальнаяпроблема человечества - это нехватка ____________________, _____________________ воды.
Люди придумали ____________ сооружения для того, чтобы _________________ воду.
Воду загрязняют заводы, _________, люди, которые не берегут природу и выбрасывают ________________________.
Мы, молодое поколение нашей страны, должны ______________ воду, так как понимаем о значении воды для всего ____________________
Мы призываем всех ________________________ воду, так как ПОНИМАЕМ великое значение воды.
Чтобы защитить воду, надо:
1.
2.
3.
4.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Карта исследования воды из озера нашего города.
Вид исследования Выводы
1. Прозрачность
2. Наличие живых существ
3 Запах
Карта исследования воды из озера нашего города.
Вид исследования Выводы
1. Прозрачность
2. Наличие живых существ
3 Запах