Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21» г. Балаково Саратовской области
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
МАОУ СОШ №21
учитель начальных классов
Злобина Ольга Анатольевна
2015-2016 уч.г«Одарённость человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
ФГОС предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;
обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одарённые дети:
Дети с интеллектом выше среднего
Дети с высоким уровнем творческих способностей
Дети, достигшие успехов в отдельных областях деятельности
Дети, хорошо обучающиеся в школе
Виды одарённости:
Одарённость в практической деятельности.
Одарённость в познавательной деятельности.
Одарённость в художественно-эстетической деятельности.
Одарённость в коммуникативной деятельности.
Одарённость в духовно-ценностной деятельности.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации системы образования.
У одарённых детей проявляются:
высокая продуктивность мышления;
лёгкость ассоциирования;
способность к прогнозированию;
высокая концентрация внимания.
Методы работы с одарёнными детьми:
исследовательский
частично-поисковый
проблемный
проектный
Формы работы:
классно-урочная (работа в парах, в малых группах)
консультирование по возникшей проблеме
дискуссия
игра
предметные олимпиады, конкурсы и викторины
интеллектуальные марафоны
словесные игры и забавы
проекты
ролевые игры
индивидуальные творческие задания
Одна из главных черт одарённых детей - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.
Большое значение в работе с одарёнными детьми имеет работа с родителями.
Психологическое сопровождение семьи одарённого ребёнка.
Информационная среда для родителей.
Совместная практическая деятельность ребёнка и его родителей.
Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Урочная деятельность
К ней  относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам
Большое внимание в своей работе уделяю одарённым детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одарёнными детьми начала с диагностик характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики, составила краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволило предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. В этом им помогают герои Маша и Миша, которые высказывают различное мнение и дети принимают одно из них или высказывают своё мнение.
Потом обобщаем все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. 
Задания повышенной сложности учат детей думать, вступать в переписку с учёными клуба «Ключ и Заря». На уроках дети знакомятся и учатся анализировать картины разных художников, пользуясь лупой и рамкой. И могут уже сами провести анализ картин, задавая вопросы ученикам. Ученикам очень нравится инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Всё же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся класса ведёт читательский дневник, в который записывает дополнительно прочитанные произведения. Дети делятся впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я, в свою очередь, советую прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения. Систематичность такой работы даёт свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть учителю есть, на что опереться в развитии их способностей. Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. 
Использую на уроках следующих приёмы работы:
Приём «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
Приём «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Приём «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.
Приём «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приёмов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. Дети работают в парах, группах, высказывают предположения, выполняют трудные задания. На различных уроках использую дифференцированные задания трёх разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Например:
1 гр. Решите примеры по образцу:
22860016002000 48 + 20 = ( 40 + 20 ) + 8 = 68
8
22860014478000 53 – 30 = (50 – 30 ) + 3 = 23
3
22860012954000 39 + 10 = ____________________________
9
22860011430000 45 – 30 = ____________________________
5
2 гр. Решите примеры:
47 + 20 = ______ 27 + 20 = ______
54 – 30 = ______ 45 – 30 = ______
38 + 10 = ______ 62 – 40 = ______
86 – 4 = _______ 74 = 5 = ______

3 гр. Разделите примеры на две группы, запишите их в два столбика.
47 + 20 , 38 + 10 , 44 – 30, 62 – 40, 51 + 40, 54 – 30, 86 – 50, 73 + 20
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
Найди значения выражений.
Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету. 
Использую и такие задания: реши примеры и раскрась картинки в соответствии с цифрами, сколько треугольников на рисунке, найди ошибку в бусах, составь фигуру из 3-4 треугольников, гномы здороваются, кто в каком домике живёт? На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют проведения опытов, экскурсии, организованные наблюдения, переписка с учёными из клуба «Мы и окружающий мир» и проведение заседаний клуба, работа в парах. Используя дополнительный материал из учебника, дети участвуют в школьных олимпиадах. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения. Побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки. 
На уроках русского языка дети учатся работать в сотрудничестве друг с другом: в группах, парах, выполняют задания учёных клуба «Ключ и Заря» и общаются посредством переписки.
Учатся пользовать словарями: обратный, толковый, пиши правильно.
В своей работе на уроке использую следующие задания:
1) Расставь буквы в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:
щ, о, р, б ________________________________
е, л, о, д _________________________________
н, ы, о, т________________________________
2) Как правильно сказать?
У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? У рыб нет зуб?
Или как? Запиши правильный вариант:
______________________________________________________
3) Напиши полное имя:
Света - _____________________________________
Маша - _____________________________________
Вова - ______________________________________
Рита - ______________________________________
4) В каждом слове зачеркни одну букву, чтобы получилось слово:
шарф ____________________ тигр ____________________
шутка ___________________ спорт ___________________
удача _____________________ гроза ____________________
5) Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
16 19 1 - _______ 17 16 13 - ________ 13 10 19 1 - ________
6) Преврати слово РЕКА в слово ЩУКА в два хода, меняя по одной букве.
«Переходное» слово должно иметь смысл. РЕКА - ____________ - ___________- ЩУКА
Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов:     Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  «И все-таки у них много общего».  Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь  «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом.  Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует  мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться  «ингредиентами», находящимися в  разных его секторах.   Например:
«Что общего между глазом и водопроводным краном»?
Оба слова - из четырех букв;
В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
И то и другое может блестеть;
Из них иногда льется вода;
Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
Упражнения для развития творческого восприятия
Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
«Что нового?» Проверяя степень  развития наблюдательности и одновременно снимая  напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
 «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть».  Это упражнение можно выполнять письменно.
«Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
«Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
«Придумай название». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как  вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как  сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».    
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нём человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.  Использую все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляю искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогаю им успешно реализовать замыслы. Вовлекаю одарённых детей в проектную, исследовательскую деятельность. Убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.Учитель! Он артист. Ученик для него не «сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». А зажечь его может тот, кто сам горит.
(Древняя мудрость)