Научная работа Ривина при формировании навыков решения задач на уроках по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»


Применение методики Александра Григорьевича Ривина при формировании навыков решения задач на уроках по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»(работа в парах сменного состава, коллективный способ обучения).
Преподаватель Землянка Т.Б.
Слайд 1
Познакомившись с методикой Ривина и возможностями её использования при обучении учащихся, которая опирается на народную педагогическую мудрость: обучая других, учишься сам, я решила применить эту методику для того, чтобы научить студентов выполнять задачи по программированию.
При традиционном обучении учащийся прослушает педагога, затем дома изучает, штудирует новый материал и далее не всегда его излагает в группе, выход с этим материалом на люди чаще всего отсутствует. Новое знание никем не востребовано. Материал забывается и теряется интерес к новому материалу. А если это происходит систематически, то пропадает желание изучать его, да и вообще исчезает желание учиться.
Конечно, коллективный способ обучения не панацея от всех зол и бед. Но использование этой формы позволяет решать многие задачи, стоящие перед учителем при обучении учащихся.
Для организации работы в парах сменного состава, я готовлю комплект карточек по теме. На каждой карточке две совершенно одинаковые по своему смыслу задачи, имеющие различные числовые данные. Обычно первую задачу я беру из сборника задач, а данные для второй задачи (её формулировку придумываю сама). Все задачи распределяю по карточкам по возрастанию уровня сложности. Карточки с большим порядковым номером имеют соответственно более высокий уровень сложности. Решение всех задач по данной теме располагаю на отдельном листе для удобства проверки оказания помощи учащимся.
Слайд 2
Сущность методики взаимообмена заданиями заключается в следующем: передача информации от одного учащегося (носителя данной информации) другому учащемуся (не обладающему данной информацией) при работе в парах сменного состава — проговаривание данной информации и запись ее в тетрадь партнера.
Проговаривая свои задания, учащиеся развивают монологическую речь, учатся говорить научным языком, правильно оперировать терминами и понятиями изучаемого предмета. Полученные знания каждый учащийся воспроизводит на новом уровне при непосредственном контроле партнера. Таких обменов заданиями столько, сколько заложено в изучении темы новой информации (т. е. столько и возникает сменных пар).
Слайд 3
Рассмотрим работу учащегося в малой группе (Приложение 1).
Наиболее трудоёмким и сложным в организационном плане оказался процесс «запуска» данной формы организации учебного занятия. Преподаватель должен каждому учащемуся отдельно объяснить решение первой задачи из карточки и собственноручно оформить решение задачи в тетради учащегося. Впоследствии я стала приглашать для оказания помощи в организации «запуска» ассистентов - наиболее подготовленных учащихся из группы, которые предварительно решили эти задачи и сверили решение с моим, разобрались в непонятных им вопросах и способах решения той или иной задачи.
Учитель на таком занятии руководит процессом перехода учащихся, отвечает на их вопросы, помогает объяснить решение задачи партнёру по парте, если кто-то недостаточно понятно объясняет.
Впоследствии, когда у меня появился некоторый опыт проведения таких занятий, я стала распределять предварительно учащихся по группам: высокого уровня, среднего уровня и низкого уровня. Учащимся, которые уже умеют решать задачи, не всегда интересно слушать объяснение соседа и получить готовое решение. Они хотят додуматься сами и решить самостоятельно. Таких учащихся я сажу на отдельный ряд и даю карточки без объяснения первых задач. Чтобы они могли сверить решение задачи, убедиться в правильности этого решения, я готовлю листы с ответами, которые кладу на стол учителя и учащиеся могут подойти и сверить свой ответ.
Так как после изучения каждой темы необходимо проведение контроля и определение уровня усвоения материала данной темы, то для проверки сформированных умений навыков решения задач, я провожу контрольную работу, составленную из тех же задач, что были в карточках. Для каждой задачи указано количество баллов, приводится также критерий оценивания: сколько баллов нужно набрать, чтобы получить «5», «4», «3».
Работа в парах сменного состава
позволяет осуществлять индивидуализацию обучения: с каждым учащимся работает сначала учитель или ассистент, затем его сосед по парте выступает в роли его учителя;
позволяет каждому учащемуся продвигаться в процессе обучения со скоростью, определяемой его личными способностями;
формирует потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию, т. е. формирует коммуникативную компетентность;
обеспечивает высокую интенсивность обучения;
развивает познавательный интерес учащихся, так как помогает им достичь успеха;
даёт возможность быстрее освоить базовый уровень стандарта образования;
создаёт условия для естественного развития творческих способностей учащихся;
развивает логическое мышление учащихся, помогает приобрести компетентность в решении проблем;
снимает психологическое напряжение учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу во время учебных занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
После того как учащиеся образовали малую группу (5—7 человек, максимум — 9 человек), начинается работа каждого учащегося, который четко должен представлять, что он должен делать в любой промежуток времени, иначе работа блока (малой группы) будет малоэффективна.
Для этого на доске (а еще лучше напечатать каждому учащемуся как памятку) надо записать алгоритм работы, который в зависимости от содержания карточек, т. е. от цели обучения на данном этапе, будет видоизменяться, но суть работы останется постоянной.
Слайд 4
Пример алгоритма работы, применяемого на занятии по решению задач темы "Команда цикла FOR".
Возьмите карточку у координатора группы (Приложение 2).
Разберитесь в первом задании карточки и запишите ответ на него себе в тетрадь.
После того, как учащийся смог разобраться с первым заданием настолько, что может передать свои знания другому, он приступает к выполнению второго задания карточки - решать задачу по теме. Записывает программу, являющуюся решением задачи, себе в тетрадь.
Если учащийся сомневается в правильности ответа на второй вопрос, он может проверить себя: спросить у учителя или ассистента или найти ответ в учебнике.
Вот тогда этот учащийся готов к работе в парах сменного состава. Он ищет себе партнера для работы в своей малой группе.
Поставьте точку в листе учета, напротив своей фамилии в столбце с номером своего напарника.
Лист учёта
№ ФИО №
карточки 1 2 3 4 5 6 Оценка
1 2 3 4 5 6 Например, Иванов Иван в паре Абрамян Артуром ставит в листе учёта с строке со своей фамилией в столбце с номером совпадающим с номером строки, в которой стоит имя напарника (в данном случае, в столбце с номером 3).
С напарником образовали пару и начали работать, т. е. учащийся проговаривает всю информацию по первому заданию и эту информацию вписывает напарнику в тетрадь.
Напарник излагает этому учащемуся свое первое задание. Учащийся внимательно слушает объяснения товарища, задает ему вопросы и разрешает напарнику вписать это задание в свою тетрадь.
После того как информация по первому заданию усвоена, учащиеся самостоятельно выполняют вторые задания карточек напарников.
Учащийся сверяет с напарником выполнение второго задания карточки напарника.
Если задание выполнено одинаково, то учащийся отмечает в листе учета выполнение этих карточек, ставя вместо точки знак "плюс", и эта пара распадается.
Учащийся ищет нового напарника и снова готов к работе в паре. Если неодинаково — переделывают, ищут ошибки, консультируются с учителем, ассистентами (это в том случае, если сами не смогли найти ошибку).
№ ФИО №
карточки 1 2 3 4 5 6 Оценка
1 Иванов Иван 3 + + 2 Петров Пётр 1 3 Абрамян Артур 5 4 Цой Сергей 4 5 Онтипенко Андрей 6-2 + 6 Семёнова Наталья 2 Теперь лист учета выглядит следующим образом:
На данном занятии по решению задач по теме "Команда цикла FOR" каждый учащийся в малой группе рассказывал только свою карточку, т. е. был носителем только одной информации — он её рассказывал столько раз, сколько человек в малой группе.
Слайд 5
Если эта методика уже использовалась на занятиях, то учащиеся могут работать на более высоком уровне: учащийся может передавать ту информацию, которую ему рассказали; тогда работа блока будет более мобильная, усвоение новой информации идет быстрее.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Примеры карточекКарточка 1.В каких случаях используется команда цикла FOR? Как она оформляется? Как она работает (что происходит при её выполнении)?
Дано вещественное число — цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 0.1, 0.2, ..., 1 кг конфет.
Карточка 2.Нарисовать графическую схему выполнения команды цикла FOR.
Дано целое число N (> 0). Найти произведение 1.1*1.2*1.3* ... (N сомножителей).
Карточка 3.Что такое тело цикла? Может ли тело команды цикла FOR не выполниться ни разу?
Дано целое число N (> 0). Найти значение выражения 1.1 - 1.2 + 1.3 - ... (N слагаемых, знаки чередуются).
Условный оператор не использовать.
Карточка 4.В программировании существует правило: нельзя изменять значение счётчика цикла в теле цикла. Приведите примеры, когда изменение значения счётчика приводит к бесконечному выполнению цикла.
Дано вещественное число А и целое число N (> 0). Найти А в степени N:
AN = А*А* ... А (числа А перемножаются N раз).
Карточка 5.Как должна быть оформлена команда цикла FOR, чтобы тело цикла выполнялось при уменьшающихся значениях счётчика цикла? Как она будет работать (что будет происходить при её выполнении)? Нарисовать графическую схему выполнения.
Дано вещественное число А и целое число N (> 0). Используя один цикл, вывести все целые степени числа А от 1 до N.
Карточка 6-1.Чему равно количество повторений тела цикла, если счётчик цикла принимает: все целые значения от 1 до 10.
Дано целое число N (> 0). Найти произведение N! = l*2*...*N (N-факториал). Чтобы избежать целочисленного переполнения, вычислять это произведение с помощью вещественной переменной и вывести его как вещественное число.
Карточка 6-2.
Чему равно количество повторений тела цикла, если счётчик цикла принимает: все целые значения от А до В.
Дано целое число N (> 0). Используя один цикл, найти сумму 1! + 2! + 3! + ... + N! (выражение N! — N-факториал — обозначает произведение всех целых чисел от 1 до N: N! = l*2*...*N). Чтобы избежать целочисленного переполнения, проводить вычисления с помощью вещественных переменных и вывести результат как вещественное число.
Карточка 6-3.Можно ли в теле цикла с параметром не использовать величину — параметр цикла?
Дано целое число N (> 1). Последовательность чисел Фибоначчи FK (целого типа) определяется следующим образом:
F1 = 1,F2=1, Fk = Fk-2 + Fk-1, к = 3, 4, ... .
Вывести элементы F1; F2, ..., Fn.