Программа летнего оздоровительного лагеря Через тернии к звездам


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 имени Н.П.НАУМОВА»
______________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО пр.№114 Заместитель директора по УВР Директор школы
___________________________ ________ Куртышева Н.А
«____»_____________20_____г «____»_____________20_____г


Программа
детского оздоровительного комплекса «РАДУГА»
(на базе МБОУ «ИСОШ №1 им. Н.П. Наумова»)
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Срок реализации программы с 1 по 30 июня 2015года.
Авторы программы: Педан Т. А., Соколовскис Е.Е.
«Через тернии к звездам»

Ивангород
2015 год

Пояснительная записка


Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.
Как показала практика, основное содержание работы летнего лагеря составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.

Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям. Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие  способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Игра нужна и первокласснику и старшему ребенку. Это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. В ней они без внешнего побуждения выражают свою интересную оригинальную сущность. Игрою легко выявить симпатии и антипатии детей, их выбор, выявить и развить их интеллектуальные и физические силы. Игра, как сказка, многократно повторяясь в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом.
Программа летнего оздоровительного комплекса с дневным пребыванием называется «Через тернии к звездам», в ходе которого проводится сюжетно-ролевая игра «По Млечному пути, или к тайнам неизведанных планет…»
Программа ориентирована на творческий отдых ребят, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов, ведь проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании.
Все участники этой смены попадут в атмосферу креативной мастерской. Настоящие профессионалы зажгут в детях дух творчества и подарят вдохновение.
К реализации программы активно привлекаются:
- работники физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОКа),
- работники городской библиотеки,
- работники центра информационных технологи(ЦИТа),
- родители

Цель программы:
– создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей в период летних каникул
Задачи программы:
1.Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
2.Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
3.Организация совместной деятельности детей и взрослых.
4.Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
5.Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
6.Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Критерии оценки эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.
Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей

Участники программы
1. Участниками программы «Через тернии к звездам» являются учащиеся и педагогические работники школы, педагоги ФОКа, работники «ЦИТа», работники городской библиотеки .
2. Возраст воспитанников комплекса «Радуга» - 7-15 лет

Механизмы реализации программы
Детский оздоровительный комплекс «Радуга» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы «Через тернии к звездам…» заложены разнообразные формы и методы:
Путешествия по планетам, созвездиям.
Сюжетно-ролевые игры.
Танцевально-развлекательные и игровые программы.
Космические шоу.
Коммуникативные и познавательные игры.
Спортивные эстафеты, соревнования и праздники.
Коллективно-творческие дела.
Экскурсии в музеи и на природу.
Ярмарка идей.
Творческая мастерская.
Космические станции открытий.
Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря.
Воспитатели.
Педагоги - организаторы.
Физкультурный работник.
Руководители кружков.
Фельдшер.

Привлеченные работники:
1.Работники городской библиотеки
2.Работники ЦИТа.
3.Работники ФОКа.
Материально-техническое обеспечение:
При работе детского оздоровительного комплекса используются:
Кабинеты начальной школы (игровые), расположенные на 1этаже.
Кабинеты начальной школы (спальни), расположенные на 2 этаже.
Спортивный зал.
Спортивная площадка.
Библиотека.
Актовый зал.
Караоке-класс.
Видеозал.
Столовая.
Спортивный инвентарь:
- баскетбольные и футбольные мячи;
- волейбольные мячи;
- резиновые мячи разных размеров;
- скакалки, гимнастические обручи;
- настольный теннис.
Развивающие игры: шашки, шахматы, строительный конструктор, бизнес-игры.
Настольные игры: домино, лото, футбол, хоккей.
Канцелярские товары.
Бытовые предметы: столы и стулья в необходимом количестве.
Медицинская аптечка.

Этапы реализации программы
Подготовительный этап (апрель – май).
Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор кадров для работы в летнем пришкольном лагере;
- формирование нормативно-правовой базы пришкольного лагеря.
- подготовка материально-технического обеспечения.
Организационный этап «Космодром «Звездная пыль»
( 01.06. – 03.06.2015 г.)
Основной деятельностью этого этапа является:
проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей детей;
запуск программы «Через тернии к звездам…»;
формирование органов самоуправления: выборы капитанов, боцманов, мичманов по спорту, радистов и т.д.
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап «По Млечному пути, или к тайнам неизведанных планет…»
( 04.06.- 23. 06.2015 г)
Основной этап включает:
реализацию основной идеи смены «По Млечному пути, или к тайнам неизведанных планет…»
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.
В данный период дети имеют возможность:
Познавать, отдыхать, трудиться.
Делать открытия в себе, в окружающем мире.
В творческой и лидерской самореализации.
Развивать способность доверять себе и другим.
Заключительный этап « Тайна планеты Аустралиус»
( 24.06- 30.06.2015 г)
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены, поощрение талантливых детей;
анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности детского оздоровительного комплекса в будущем.
Содержание программы
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами;
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных комитетом образования г.Кингисеппа;
- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Работа по привитию навыков ЗОЖ
По привитию детям навыков здорового образа жизни в программу включены следующие мероприятия:
минутки здоровья с медицинским работником;
утренняя зарядка;
реклама ЗОЖ;
организация экскурсий на природу;
организация спортивно-массовых мероприятий;
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Огоньки «Будем знакомы!»
- коммуникативные игры на знакомство: «Снежный ком», «Назовись».
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Заколдованный замок»,
«Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
-Инструктажи для детей:«Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на воде»
-Беседы медицинского работника: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «Клещ – опасный враг», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;
- Беседы по ПДД:
- «Внимание! Дорога!», «Что нужно знать юному велосипедисту?», «Школа светофорных наук».
Работа по развитию самоуправления
-Выявление лидеров, генераторов идей (игра «Киностудия»);
-Распределение обязанностей в отряде;
-Закрепление ответственных по различным видам поручений;
-Дежурство по столовой, игровым комнатам.
Работа по развитию творческих способностей детей
-Оформление отрядных уголков.
-Ярмарка идей и предложений;
-Космические академии
-Конкурсы рисунков, актерского мастерства, вокального и хорового пения.
-Коллективно-творческие дела
-Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы .Работа по патриотическому воспитанию детей
-Экскурсия в городской музей;
-Дискуссия «Природа моего края»;
-Беседа «Поговорим о матушке-природе»;
-Конкурсы рисунков;
-Путешествие на планету «Память».
Совместная работа с родителями и социальными партнерами
-Проведение совместных мероприятий с ЦИТом, ФОКом, городской библиотекой.
-Сопровождение родителями детей на экскурсии.
-Участие родителей в спортивных эстафетах, КТД.
Аналитическая деятельность
-Предварительный сбор данных на воспитанников детского оздоровительного комплекса (анкетирование родителей);
-Цветовой опросник «Звезда» (каждый день дети разукрашивают звездочку в цвет своего настроения)
-Анализ мероприятий лагеря;
-Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
-Анализ работы программы «Через тернии к звездам…».

Идея смены:

Свои открытия ребята будут совершать по карте космическое путешествие, где представлена вся информация об условиях участия в том или ином деле. Карта, выполнена в виде звездного неба (вселенной), где центром является космический корабль «Детство». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету. Всего планет 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж космонавтов первым открывший планету (победивший в общелагерном деле), устанавливает на планете свой символический флажок и красочно оформляет планету в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
Антураж смены
Вся жизнедеятельность в лагере пронизана космической тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с космическими терминами:
Структура управления
Экипаж корабля:
Капитан – начальник лагерной смены
Штурманы-старшие вожатые
Бортпроводники – воспитатели
Диспетчеры – вожатые отрядов
Начальник орбитальной станции «Космостарты» - физрук
Начальник орбитальной станции «Космическая музыка»- музыкальный руководитель
Космодоктор - медицинский работник
Космококи - работники столовой
Космонавты – дети
Задача капитана, бортпроводников и диспетчеров – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрки анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют бортпроводники и диспетчеры.
Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.
Система стимулирования:
Экипажем космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем, или иным экипажем космонавтов, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.
Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в названии экипажа, девизе, символах и атрибутах, законах и традициях отрядной жизни, игровых отрядных условностях, в особых приветствиях, прощаниях, пожеланиях успеха, оформлении отрядного уголка.
Список литературы:
Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 – 160 с.
Воспитательная работа в детском загородном лагере. / Байбородова Л.В. - М.: Академия развития, 2003. - 256 с. - (Методика воспитательной работы)
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 202. – 238 с.
Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ)
Жуковицкая Н.Н. Дополнительное образование как компонент школьной воспитательной системы: Учебно – методическое пособие для тех, кто осваивает стандарты нового поколения.- СПб.: ЛОИРО, 2011.
Малыхина Л.Б., Конасова Н.Ю., Бочманова Н.И. Проектирование досуговых программ в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. Волгоград, Учитель, 2013.
Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам  организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 – 47 с.
Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»)..
Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие: Тренинги социальных навыков. – Ярославль, 2003.