КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Космос и Вселенная» для учащихся кружка прикладного творчества «Самоделкин» по теме: 55-летие первого полёта человека в космос


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №2 ГОРОДА ОРЛА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Космос и Вселенная»
для учащихся кружка прикладного творчества
«Самоделкин»
по теме:
55-летие первого полёта человека в космос
педагог: МихайленкоН.В.
Орел – 2016
Тема: познавательная викторина «Космос и Вселенная»
Дата: 12.04.2016года
Место: школа №30
Цель: Познакомить детей с историей развития отечественной космонавтики и теми людьми, которые внесли огромный вклад в покорение Вселенной.
Задачи:
Образовательные: Расширить кругозор детей и рассказать им о первых покорителях звёздных просторов, первых героях космоса
Развивающие: Развить правильное представление о Вселенной, нашей планете Земля и окружающих её других планетах
Воспитательные: Содействовать воспитанию патриотизма и чувства гордости за родное Отечество, которое первым покорило космические просторы Вселенной
Практические: Изготовить объёмные поделки: ракету и космонавта
Оборудование:
Мультимидийное оснащение класса, диск с загадками про космос, видеопрезентация о Вселенной, видеоролик про солнечную систему, листы бумаги А-4, карандаши простые и цветные, фломастеры, ножницы, клей ПВА
Дидактический материал:
* шаблоны поделки «Космонавт» и «Ракета»
* образцы поделок «Космонавт» и «Ракета»

Ход занятия.
Вводная часть.
Педагог:Дорогие ребята, сегодня 12 апреля 2016 года исполняется 55 лет со дня первого полёта человека в космос. Этот день навсегда вошёл в мировую историю, как День покорения космоса. В этот день Человек впервые преодолел притяжение Земли и вырвался на просторы Вселенной. И сделал это наш соотечественник - Юрий Алексеевич Гагарин. Именно он открыл дорогу в Космос другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, вышел в открытый космос, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полёт был самым трудным и опасным.
Юрий Гагарин – это имя, которое знают во всех странах мира. Космонавтов в мире уже множество, но самым известным, самым великим из них навсегда останется наш Юрий Алексеевич Гагарин – космонавт №1.
Прежде чем полетел первый человек, в космос запускали спутники. Первый искусственный спутник Земли – полетел 4 октября 1957 года, 3 ноября 1957 года - уже полетела собака Лайка, а 19 августа 1960года уже не просто полетели, а слетали и вернулись на Землю советские собаки – Белка и Стрелка. Так началась эра освоения Космоса.
С далёких времён люди мечтали заглянуть в космос. Первым российским мечтателем, дерзнувшим возомнить человека птицей, покорителем звёздных миров был русский учёный - Николай Егорович Жуковский. Он, как и его предшественники, начал наблюдать за полётами птиц. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, и основал современную аэродинамику. И его мечта сбылась в 20веке, благодаря другому выдающемуся русскому учёному и изобретателю – Константину Эдуардовичу Циолковскому, разработавшему теорию межпланетных полётов и основы ракетостроения. Многие из современников считали его безумцем, но именно его труды смогли наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
А первый выход в космос был совершён в марте 1965года Леоновым Алексеем Архиповичем. Подготовка к нему была немалой – три года. Продолжительность пребывания в открытом космосе была всего 12минут 9секунд, но это была ещё одна наша победа.
Первым космонавтом, сделавшим многовитковый полёт вокруг Земли стал тоже наш соотечественник, космонавт №2 – Герман Титов.
Первая женщина-космонавт №1тоже наша соотечественница - Валентина Терешкова. Она совершила свой полёт 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Её подвиг продолжила другая женщина – космонавт - Светлана Савицкая. Спустя девятнадцать лет (1982г.) она стала первой женщиной, которая вышла из корабля («Салют-7») в открытый космос и пробыла там 3,5часа. Они с честью выполнили свою работу и доказали, что российские женщины способны на многое, даже на полёт в космические просторы Вселенной. Мировой рекорд по пребыванию женщины на орбите Земли принадлежит тоже россиянке - Елене Кондаковой. Она провела на космической станции «Мир» 169суток 5часов 1минуту. Первый космический аппарат, совершивший в январе 1966 года посадку на Луне, тоже был российским советским изобретением – это станция «Луна-9» . Затем был «Луноход-1», который проработал на поверхности Луны почти 10 месяцев, проехал 10 540м и передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Российский космонавт Валерий Поляков установил мировой рекорд по пребыванию человека в космосе – 437с уток 17часов 58минут. Полёты становятся всё более длительными. Изменились и сами космические корабли за это время. Теперь это огромные сооружения, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Много полезных работ выполняют эти космические аппараты – станции (МКС). С них ведутся наблюдения за солнцем, звёздами. Они собирают метеосводки о погоде и передают их на Землю. Через спутники связи информация транслируется на радио и телевидение. Космические корабли ведут военную разведку и разведку полезных ископаемых Земли. Спутники следят за тем, что человек делает на Земле, наблюдают за состоянием воды, воздуха, сельскохозяйственными посевами, ведут наблюдения за лесами и помогают кораблям и людям, терпящим бедствия. Словом, много нужных и полезных работ проводится с помощью космических аппаратов. И сейчас мечты о космических путешествиях становятся реальностью. И кто знает, может кто-то из вас через несколько лет полетит на встречу с другими цивилизациями или в космическое туристическое путешествие посмотреть другие миры и планеты. Сегодня для нас кажется привычным, что с Земли стартуют космические корабли, стыкуются космические аппараты, на космических станциях месяцами и даже уже годами живут и трудятся космонавты. А совсем недавно это было мечтой и фантастикой. И когда 55лет назад, 12 апреля 1961 года в космос впервые в мире поднялся человек на космическом корабле «Восток-1» - это было невероятным событием и огромной сенсацией во всём мире. Этим Человеком был наш соотечественник, наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Всего 108 минут длился его полёт, но он ответил на главный вопрос: полёты в космос возможны. Космос покорился Человеку.
Главная часть.
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Летает, не летает». Я буду называть разные предметы и слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?, а вы будете поднимать руки и махать ими, как крыльями, если они летают, или хлопать в ладоши, если они не летают: 1) Самолёт, 2) Мяч, 3) Ракета, 4) Страус, 5) Воздушный шар, 6) Планер ,7) Дирижабль, 8) Дельтаплан, 9) Осенние листья, 10) Снег, 11) Облака, 12) Ворона, 13) Пингвин, 14) Парашют, 15) Вертолёт (дети отвечают на вопросы движениями рук)Педагог: Молодцы, ребята! Вы правильно отвечаете. И сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик о планетах солнечной системы (просмотр видео про планеты солнечной системы)
Педагог: А сейчас мы переходим с вами к викторине. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетон. Потом посчитаете, у кого будет больше, тот и победитель.
« Что я знаю о космосе»
Кто из русских учёных является основоположником космонавтики?
(Константин Эдуардович Циалковский)
Как называется место, откуда стартуют космические корабли?
(Космодром)
Как называется летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы? (Ракета))Назовите имя первого в мире космонавта (Юрий Гагарин)
Назовите первую женщину - космонавта (Валентина Терешкова)
Назовите первого космонавта, вышедшего в открытый космос(А. Леонов)
Как называется защитный костюм космонавта? (Скафандр)
Как звали первых собачек-космонавтов? (Белка, Стрелка)
Назовите женщину-космонавта, вышедшую в космос (Савицкая Света)
Назовите рекордсмена-космонавта по длительности пребывания в космосе - 437 суток (Валерий Поляков)
Что означает слово КОСМОС? (Вселенная)
Какое событие послужило началом празднования Дня космонавтики?
(Первый полёт человека в космос)
Педагог: Молодцы! Вопросы викторины закончились и вы можете посчитать жетоны. У кого больше? Вот и определился победитель…
(награждение победителя)
Педагог: А сейчас я предлагаю поиграть в ещё одну игру. Она называется «Доскажи словечко»

Игра «Доскажите словечко»
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
(телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном)
Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд виднаВ небе полная …
(луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
(ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …
(космонавт)
В черных дырах темнота
Чем-то черным залита.
Там окончил свой полет
Межпланетный …
(звездолет)
Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …
(галактики)
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровеннаяЭта вся …
(вселенная)
Заключительная часть.
Педагог: Молодцы, ребята! Замечательно играли и хорошо отвечали на вопросы. Вы, надеюсь, много нового открыли для себя на этом занятии, узнали интересные исторические факты из отечественной космонавтики, которые пригодятся вам в жизни. А кто-то захочет, может быть, стать космонавтом или космическим исследователем и учёным. Ну, это будет потом, в недалёком будущем, а пока вы учитесь в школе. И сейчас объявляется перерыв на 10минут, после которого мы с вами переходим к практической части нашего занятия: изготовлению поделок «Ракета» и «Космонавт».
План практического занятия:
Организационный момент (3мин.)
Инструктаж о безопасности при работе с режущими инструментами (2мин.)
Пальчиковая разминка для рук (5мин.)
Беседа по теме занятия (5мин.)
Изготовление модели (25мин.)
Подведение итогов занятия (5мин.)
Ход занятия:
Вступительная часть.
Рассаживание детей по местам
Подготовка оборудования и инструментов
Массаж рук
Основная часть.
Теоретический материал:
1) Инструктаж о правилах пользования острыми и режущими инструментами
2) Демонстрация готовой поделки
3) Объяснение правил её изготовления
Практическая работа:
Копирование шаблона карандашом
Раскраска будущей модели
Обводка поделки фломастером
Вырезание деталей поделки
Сборка и склеивание деталей модели
Заключительная часть.
Организация запуска моделей на катапульте
Конкурс на дальность полёта
Уборка рабочего места
Педагог: Ребята, мы сегодня с вами будем делать две поделки «Ракету» и «Космонавта». Так как на первом уроке мы провели викторину, то для поделок у нас остаётся времени мало. Чтобы успеть сделать обе поделки и запустить их в «космический полёт» мы разобьёмся на пары и будем делать одновременно обе поделки, а затем объединим их и запустим с катапульты. Рассаживаемся за столы парами. Приготовьте карандаши, фломастеры, ластики и ножницы. Раздайте шаблоны поделок. Кто сидит справа - делает «ракету», слева – «космонавта».
Не забывайте правила безопасности при работе с острыми, колющими и режущими предметами и инструментами. Подавать друг другу эти предметы нужно в зачехлённом виде или безопасной стороной. Нельзя играть и размахивать этими предметами.
Начинаем работу с разминки пальцев рук. Потёрли руки друг об друга . Затем, для развития мелкой мускулатуры рук, делаем массаж всех пальцев поочерёдно.
(Массаж пальцев прилагается ниже)
Теперь, когда мы разогрели наши ручки, мы приступаем к изготовлению поделок.
Последовательность выполнения операций:
Сначала мы переводим простым карандашом шаблон на чистый лист А-4
Затем раскрашиваем и декорируем
Обводим цветными фломастерами
Вырезаем ножницами детали поделок
Склеиваем отдельные детали поделки
Собираем и склеиваем детали в одно изделие-поделку
(Образцы чертежей поделок прилагаются.)
Теперь, когда поделки наши готовы мы можем объединить их и посадить космонавта в ракету, а затем через катапульту запустить космический экипаж в полёт и посмотреть чей космический корабль улетит дальше других.
(конкурс на дальность полёта космических экипажей)
Вот и закончилось наше занятие. Интересно вам было, ребята?
Теперь наведите порядок на своих рабочих местах и можете быть свободны. До следующего занятия.