Рабочая программа и КТП по истории 6 класс ФГОС


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации  2004 г.
-  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Историко-культурный стандарт (проект)
- Учебного плана МБОУ СОШ №1 г.Льгова им. В.Б.Бессонова  на 2016-2017 учебный год.
- Авторских  программ:
- история Средних веков, автор В. А. Ведюшкин / Программы общеобразовательных учреждений. В соответствии с бинарным характером курса, выраженным в выделении отечественной истории, обучение реализуется на основе двух учебников:
Учебник: История России с древности до XVI века , 6 класс под редакцией А. В. Торкунова-М; Просвещение, 2015.
Учебник: История Средних веков. 6 класс/ Е. В. Агибалова - М.: Просвещение, 2015
. Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения обозначенной учебной дисциплины (курса) в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса МБОУ СОШ №1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова. В соответствии с общепринятыми нормами рабочая программа по предмету история (6 класс) направлена на реализацию ряда следующих задач:
– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления и определения собственной жизненной позиции;
– воспитание у подростков патриотизма – уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности;
– овладение обучающимися, знаниями о важнейших событиях мировой и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
– освоение учащимися базовых методов исторического познания, аналитического восприятия информации и навыков работы с различными источниками информации;
– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Структура и график прохождения программного материала
Объем рабочей программы, разработанной для 6–го класса, согласно действующим нормам, составляет 70 часов в год, и распределяется по 2 учебных часа в неделю. В соответствии со спецификой разделов программы, данный объем распределяется следующим образом: история России - 40 часов; История Средних веков – 30 часов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух отделов – «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом.
Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:
– передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
– проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
– составлять план, тезисы конспекта;
– уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
 
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знаниями:
- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
- основных информационных источников по историческим периодам;
- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
Умениями:
- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;
- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
4. Виды и средства контроля: различаются по функциям в учебном процессе.
Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.
Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься.
Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.
Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени.
Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:
- устные;
- письменные;
- графические;
- практические (работы);
- тесты.
Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.
 
Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обоб-щать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом до-пускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Оценивание письменных ответов:
 
Оценка «5» -    100-90 %
Оценка «4» -      89-70 %
Оценка «3» -      69-45 %
Оценка «2» -      44-20 %
Оценка «1» -      19-  0 %
 
5. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной культурной самоидентификации в современном мире;
- формирование у учащегося целостного представления об историческом пути государств, и о судьбах населяющих их народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупнейших деятелях;
- воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
В результате изучения истории в 6 классе учащиеся должны:
- получить целостное представление об историческом пути Руси и соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;
- научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российского государственности в период правления Ивана IV Грозного;
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в. Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство  значения следующих событий и явлений);
- получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана I Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III Великого, Ивана IV Грозного;
- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.
 
6. Содержание
История Средних веков (28 часов)
Раздел I. Средневековый мир в V-XI вв.(14 часов).
Тема 1. Рождение средневековой Европы (2 ч.)
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Занятия , общественное устройство, верования древних германцев.
Тема 2.Западная и Центральная Европа в V – XI вв. (7 ч.)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Тема 3.Византия и славяне.(3 ч.)
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Тема 4.Арабы в VI – XI вв. (2 ч)
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел II. Средневековый мир XII- XV вв.(14ч)
Тема 5 .Средневековое общество Европы ( 3 ч.).
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии
Тема 6. Развитие европейских государств в XII- XV вв. (5 ч)
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Тема 7. Культура средневекового мира (3 ч.)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Тема 8. Государства Азии в эпоху Средневековья ( 3 ч.)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
ПОВТОРЕНИЕ (1 час)
Истории России. (41 часов)
Введение (1 ч.)
Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Факторы самобытности российской истории. исторические источники по истории нашей Родины.
Раздел I. Народы и государства на территории России (5 ч.)
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельцев и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа, Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Восточные славяне. Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.
Раздел II. Древняя Русь ( середина IX – первая треть XII в.) ( 9 ч.)
Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Центры восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.
Первые русские князья. Внутренняя и внешняя политика. Принятие христианства: причины, обстоятельства. Христианство и язычество. Владимир Святославович. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.
Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Древняя Русь и ее соседи.
Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Управлений государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.
Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаика, фреска). Значение древнерусской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни крестьян.
Раздел III. Раздробленность на Руси ( вторая треть XII- XIII вв.) (11 ч.)
Раздробление Древнерусского государства. Социально – экономические и политические причины раздробления древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Княжеские междоусобицы. Идея единства Руси. Последствия раздробленности.
Крупнейшие политические центры Руси. Особенности географического положения, экономического, социально – политического развития.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Оборона Москвы, разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юга – Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель в XII – XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве»
Раздел IV . На пути к единому государству. XIV- начало XVI (11 ч.)
Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже веков. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Власть и церковь. Митрополит Алексий. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.
Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XI в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация Ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Завершение политического объединения русских земель, создание единого государства.
Культура и быт в XIV – XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV – начале XVI в. расцвет культуры Руси после Куликовской битвы. Москва – центр складывания русской культуры. Развитие зодчества. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Культура и быт в XVI в. особенности культуры XVI в. просвещение, развитие научных знаний. Начало книгопечатанья. Иван Федоров. Четьи минея. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведений декоративно – прикладного искусства.
Повторение ( 4 ч.)
Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
История Средних веков
6 класс (28 часов)
Номер урока Содержание
( разделы, темы) Кол-во часов Дата проведения Основное содержание по темам
Основные виды учебной деятельности (УУД)
Домашнее
задание
план факт История
Средних веков
28 1 Введение. Средние века: понятие и хронологические рамки.
Великое переселение народов. Образование
варварских королевств
1
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Занятия , общественное устройство, верования древних германцев.
Называть хронологические рамки периода Средневековья.
Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам Стр.7-11 П.12-20
Раздел I. Раннее Средневековье
8 2 Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение,
занятия, общественное устройство. 1 Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Показывать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен.
П.2
стр 21-26
3 Держава Каролингов: этапы формирования,
короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской
империи. 1 Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.
П.3
стр 27-32
4 Образование государств во Франции,
Германии, Италии. Священная Римская империя. 1 Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. 
объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого П.4
Стр33-39
5 Британия
и Ирландия в раннее Средневековье.
Проектная работа: «Легенды о короле Артуре: правда и вымысел» 1 Личность короля Артура: легенда или исторический факт. на основе дополнительной литературы подготовить сообщения П.5
стр 40-46, проект
6 Ранние славянские государства Проектная работа: «Создание славянской азбуки» 1 Кирилл и Мефодий: подвижничество. показывать на исторической карте средневековые славянские государства
сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять
характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств. П.8
стр 60-66
проект
7 Византийская империя в IV—XI вв Император Юстиниан 1 Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Терр., хоз-во, гос. Устр-во Византии;
Визант. Имп-ры;
Юстиниан и его реформы;
Войны Юстин.;
Вторж. Слав. И арабов. Скипетр
называть существенные признаки политического устройства Византии П.6
стр 47-52
8 Культура Византии.
Проектная работа: «Византийская мозайка» 1 Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.Канон, мозаика, алтарь, смальта, икона
Определить особенности византийской культуры и её влияние на Древнерусское гос-во П.7
стр 53-59
9 Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. Возникновение
и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат,
его расцвет и распад. Культура стран халифата Групповой творческий проект: «Дворец халифата»
1 Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира. показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.
объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру Определить особенности арабской культуры П.9-10
стр 68-77
Раздел II.Зрелое Средневековье
13 10 Средневековое европейское общество Феодальное землевладение.
Проектная работа : «Средневековая деревня»
1 Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Феодальное землевладение. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
анализировать исторические явления на примере положения различных сословий
на основе дополнительной литературы подготовить сообщения
П.11
стр 86-93
проект
11 Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Проектная работа:
« Рыцарский замок»
1 Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника.
раскрывать особенности рыцарской культуры. П.12-13
стр 94-101
проект
12 Города — центры ремесла, торговли, культуры. Облик
средневековых городов. Быт горожан.
1 Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии описывать занятия и образ жизни горожан; характеризовать основные признаки феодального общества. описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города. раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа
П.14-15
стр 102-116
13 Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм
и православие.
1 Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей.
раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу;
систематизировать исторический материал в виде схемы.
П.16
стр 127-135
14 Крестовые походы: цели, участники, результаты.
Проектная работа : «История духовно-рыцарского ордена»
1 Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов. показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений
выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы П.17
стр 135-149 проект
15 Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской
власти в странах Западной Европы.
1 Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства.
П.18
стр 151-158
16 Образование централизованных государств в
Англии, Франции. 1 Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма. выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы
П.19
стр 158-166
17 Столетняя война;
Жанна. д’ Арк.
Проектная работа :
« Жизнь и подвиги
Жанны. д’ Арк» 1 Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии.
П.20
стр 167-178 проект
18 Реконкиста и образование централизованных
государств на Пиренейском полуострове. 1 Понятие и причины реконкисты,её ход и итоги. показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны П.21-22
стр 178-191
19 Итальянские
республики в XII—XV вв.
1 Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами. Изучение и первичное закрепление новых знаний П.23
стр 191-199
20 Гуситское движение в Чехии.
Информационный проект: « Путешествие по памятным местам гуситского движения»
1 Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн. показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения.
анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем.
давать оценку деятельности
руководителям гуситских войн П.24
стр 200-207 проект
21 Византийская империя и славянские государства в XII—
XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
1 Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии. показывать на исторической карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи. П.25
стр 208-213
22 Культура средневековой Европы: образование, философия, литература и искусство. Гуманизм. Раннее Возрождение Проектная работа: « Непростая история простых предметов» 1 Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.
составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья П.26-27
стр 214-228 проект
Раздел III. Страны Востока в Средние века
4 23 Османская империя:
завоевания турок-османов, управление империей, положение
покоренных народов.
1 Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии. выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи П.30
стр 243-250
24 Средневековая Азия: Китай 1 Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин на основе дополнительной литературы подготовить сообщения П.31
стр 252-261
25 Средневековая Азия: Индия
1  Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. на основе дополнительной литературы подготовить сообщения П.32
стр 262-275
26 Средневековая Азия: Япония.
Проектная работа: «Живые традиции востока»
1 Особенности развития Японии. на основе дополнительной литературы подготовить сообщения проект
Народы Америки в Средние века 1 27 Государства доколумбовой Америки. 1 Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Показать на карте древние государства Америки.Рассказать о культуре , верованиях народов Центральной и Южной Америки П. 33 стр276-278
28 Итоговое повторение по курсу «история Средних веков» Наследие Средних веков в истории человечества
1 Систематизировать знания об исторической эпохи, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
История России
6 класс (40 часов)
№ Тема урока
Основное содержание по темам Планируемая деятельность
учащихся (на уровне учебных действий)
Дата планируемая
Дата фактическая Домашнее задание
(инвариантная часть)
1. Наша Родина – Россия. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах;
Используя историческую карту, объяснять своеобразие геополитического положения России;
Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. С. 6-8
Тема 1. «Народы и государства на территории нашей страны в древности»
2.
Древние люди и их стоянки на территории современной России.
Появление расселение человека на территории современной России. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте расселение древнего человека по территории России, стоянки древних людей
Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества,
Описывать облик и орудия труда древних людей, (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;
Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условий мест их обитания);
Осуществлять самооценку и взаимооценку. §1
3.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
Неолитическая революция. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла.
Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Появления первых городов. Распад первобытного строя. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте районы древнего земледелия, скотоводства, ремесла на территории России;
Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества;
Описывать условия жизни, занятия, социальную организацию земледельческих и кочевых племён, появления первых городов (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);
Приводить примеры распада первобытного строя;
Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о производящем хозяйстве и распаде первобытнообщинного строя);
Осуществлять самооценку и взаимооценку. С.15-19
4. Образование первых государств. Древние государства: греческие города-государства Северного Причерноморья, Скифы, Дербент, Тюркский и Хазарский каганат, Великая Булгария, финно-угры.
Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья;
Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря;
Раскрывать смысл понятий «государство», «народ»;
Описывать жизнь народов древних государств (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;
Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об истории древних государств);
Осуществлять самооценку и взаимооценку. §2
5.
Восточные славяне и их соседи
Происхождение восточных славян. Восточные славяне: крупнейшие союзы, расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество, колонизация;
Показывать на карте направления расселения славян, крупнейшие племенные союзы восточных славян;
Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту;
Сравнивать подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигать гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях;
Называть и характеризовать орудия труда и оружие славян;
Описывать жилище славян;
Осуществлять самооценку и взаимооценку §3
Тема 2. «Русь в IX- первой половине XII вв.»
6. Первые известия о Руси. Происхождение народа Русь. «Повесть временных лет». Норманская и антинорманская теории. Исторические источники. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;
Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян;
Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из варяг в греки»;
Описывать занятия, облик руссов;
Высказывать мнение об этимологии слова «русь» (на основе работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации);
Приводить примеры исторических источников;
Осуществлять самооценку и взаимооценку. §4
7 Становление Древнерусского государства Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече. Первые русские князья. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;
Показывать на карте крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;
Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника);
Начать составление схемы «Первые князья Древней Руси»;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. §5
8 Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства» Первые русские князья. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника);
Сравнивать власть князя у восточнославянских племен в 9-10 вв. с властью европейских правителей, делать выводы;
Выполнять и защищать индивидуальные и групповые проекты по теме «Первые русские князья» (на основе работы с материалами учебника и дополнительными источниками информации);
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. задания на с. 49
9 Правление князя Владимира. Крещение Руси. Начало правления Владимира. Причина принятия христианства на Руси. Христианство и язычество. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: митрополит, епископ;
Показывать на карте оборонительные рубежи на юге, возведенные Владимиром, Корсунь;
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира;
Называть причины, дату принятия христианства на Руси (на основе работы с текстом учебника);
Считать, сколько лет существует христианство в нашей стране;
Актуализировать знания из курса Всеобщей истории о возникновении христианства, его постулатах;
Составлять краткую характеристику Владимира Святославовича;
Давать оценку значению принятия христианства на Руси;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. §6
10
Русское государство при Ярославе Мудром Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика. Международный авторитет Руси.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: династический брак, усобица;
Составлять схему «Борьба за власть между сыновьями Владимира» (на основе текста учебника);
Показывать на карте территорию Руси при Ярославе;
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава;
Сравнивать управление государством при Ярославе и при предыдущих правителях;
Составлять краткую характеристику Ярослава Мудрого. §7
11 Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд. Владимир Мономах. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: княжеские усобицы, раздробленность, ростовщик, устав;
Показывать на карте территорию Руси при Ярославичах;
Сравнивать положение Руси при Ярославе Мудром и при Ярославичах;
Рассказывать о княжеских усобицах;
Высказывать мнение о значении Любеческого съезда князей;
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха;
Осуществлять самооценку и взаимооценку §8
12.
Общественный строй и церковная организация на Руси.
Формирование древнерусской народности. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин. Церковная организация, монастыри. Древнерусские подвижники и святые. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд, люди, общество, митрополит, монастырь, резиденция, епископ;
Рассказывать о положении отдельных групп населения на Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды;
Участвовать в работе группы (осуществлять групповую работу, презентацию результата групповой работы);
Осуществлять самооценку и взаимооценку. §9
13. Культурное пространство Европы и культура Руси Важнейшие черты культуры Стран Европы в IX-XII в. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность;
Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия;
Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика);
Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе;
Преобразовывать текст в таблицу (С.93);
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. С.77-81
§10
14. Повседневная жизнь населения Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Быт и образ жизни земледельческого населения Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: слобода, образ жизни;
Решать проблемные задания;
Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения;
Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы;
Осуществлять самооценку и взаимооценку §11, повторить
15. Практикум «Место Руси в Европе» Европа в IX-XI. Отношения с Византией, Центральной, Западной и Северной Европой, со степью и странами Востока. Место Руси в Международной торговле.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Участвовать в работе группы (анализировать информацию из разных источников), в презентации работы группы;
Определять место Руси в системе европейских государств;
Характеризовать основные направления внешней политики Руси;
Осуществлять самооценку и взаимооценку С.77-83
16. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине X11 в.» Повторение, обобщение и контроль по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XII вв.». Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XI вв.»;
Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;
Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества;
Осуществлять самооценку и взаимооценку. Тема 3. « Русь в середине XII- начале XIII вв.»
17. Политическая раздробленность на Руси Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Межкняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы;
Показывать на карте крупнейшие княжества Руси XII- начала XIII вв.;
Составлять схему «Причины политической раздробленности» (на основе информации учебника);
Называть хронологические рамки периода раздробленности;
Называть и раскрывать причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника);
Высказывать и аргументировать мнение о характере взаимоотношений Руси со степью;
Сравнивать историю Руси и историю Англии (Игорь Новгород-Северский- Ричард Львиное сердце);
Осуществлять самооценку и взаимооценку. §12
18. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Культура Владимиро-Суздальского княжества Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества;
Характеризовать особенности географического положения, социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества
Систематизировать информацию (на основе работы с текстом составлять таблицу);
Характеризовать одного из князей Всладимиро-Суздальской Руси (на выбор)
Осуществлять самооценку и взаимооценку. §13
19.
Новгородская земля
Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры, политического устройства, культуры Новгородской земли.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: республика, тысяцкий, владыка, посадник;
Показывать Новгородской земли;
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического и культурного развития Новгородской земли;
Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики;
Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник;
Анализировать документ (по вопросам, с.122)
Осуществлять самооценку и взаимооценку. §14
20.
Южные и юго-западные русские княжества Особенности географического положения и политического, социально-экономического, культурного развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: князь, боярин;
Показывать на карте территории;
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств;
Участвовать в работе группы (с информацией об особенностях Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств);
Осуществлять самооценку и взаимооценку. С.123-127
21. Повторительно-обобщающий урок: «Русские земли в период политической раздробленности» Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в период политической раздробленности» Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду;
Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европе;
Высказывать суждения о значении периода раздробленности для современного общества;
Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);
Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;
Осуществлять самооценку и взаимооценку
Тема 4. «Русские земли в середине XIII-XIV в.»
22.
Монгольская империя и изменение политической карты мира
Создание державы Чингисхана. Походы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Наследие Монгольской империи. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей;
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию;
Высказывать мнение о причинах поражения русско-половецких войск в битве на реке Калке;
Объяснять причины успехов монголов;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. §15
23 Батыево нашествие на Русь.
Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление;
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы, видеоинформацию), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию;
Составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь;
Объяснять причины военных неудач русских князей;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. §16
24 Северо-Западная Русь между Востоком и Западом Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте места сражений новгородских войск со шведскими войсками и крестоносцами;
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище;
Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель;
Составлять характеристику Александра Невского, используя дополнительные источники информации;
Осуществлять самооценку и взаимооценку. §17
25. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура Образование Золотой Орды. Народы, экономика, культура Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте границы, основные части, крупнейшие города Золотой Орды;
Раскрывать смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход»;
Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды;
Называть и характеризовать повинности населения русских земель;
Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. §18
26. Литовское государство и Русь Формирование и устройство Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте территорию Великого княжества Литовского;
Характеризовать политику литовских князей;
Объяснять причины быстрого роста территорий Литвы за счет русских земель;
Высказывать мнение о значении присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;
Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечать на вопросы, делать выводы;
- анализировать высказывания историков, делать выводы;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. §19
27. Усиление Московского княжества Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже XIII—XIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества;
Составлять фишбоун «Причины возвышения Москвы»;
Выделять и называть следствия объединения земель вокруг Москвы;
Начать составление схемы «Династия Московских князей»;
Высказывать и аргументировать оценочное мнение деятельности Ивана Калиты;
Осуществлять самооценку и взаимооценку §20
28. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Выделять основные понятия: манёвр;
Показывать на карте место Куликовской битвы;
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, картосхемы;
Высказывать аргументированное суждение о значении Куликовской битвы;
Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша;
Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»;
Оценивать историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия;
Осуществлять самооценку и взаимооценку §21
29.
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.
Особенности культуры XII—XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных школ. Накопление научных знаний. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Литературные произведения. «Слово о полку Игореве». Местные стилевые особенности в архитектуре и живописи. Резьба по камню. Влияние ордынского владычества на русскую культуру Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);
Раскрывать смысл понятий: канон, архитектурный ансамбль, эпос;
Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры;
Выявлять общее и особенное в развитии культуры разных княжеств;
Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§22
30 Орловский край в древности История Орловского края в древности и в период раздробленности русских земель.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Характеризовать особенности географического положения земель, входящих в состав современной Орловской области;
Называть племена, населявшие территорию Орловского края в древности;
Описывать занятия и быт вятичей;
Актуализировать информацию о Великом княжестве Литовском, Черниговском княжестве и их особенностях;
Работать с текстом документов, рабочим листом:
- отвечать на вопросы, делать выводы;
- анализировать высказывания историков, делать выводы;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. 31. Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIV вв» Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.» Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»;
Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе;
Выполнять проверочные задания по истории России данного периода;
Осуществлять коррекцию знаний.
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
Тема 5. «Формирование единого Русского государства»
32 Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. Мир и русские земли к началу XV века. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок Византии и его последствия. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: централизация;
Показывать на исторической карте государства Европы и русские княжества;
Сравнивать главные причины централизации на Руси и в Европе;
Соотносить информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта);
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке §23
33 Московское княжество в первой половине XV вв. Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди;
Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества;
Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»;
Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие;
Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Василия I);
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке §24.
34.
Распад Золотой Орды и его последствия
Распад Золотой Орды. Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование новых государств на юго-востоке и их взаимоотношения с Русью. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: транзитная торговля, ясак;
Показывать на исторической карте новые государства на рубежах Руси;
Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие новых государств;
Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Тимуре, Улу-Мухаммеде);
Объяснять причины и последствия распада Золотой Орды;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке §25
35. Московское государство и его соседи во второй половине XV века. Присоединение Новгорода.
Ликвидация ордынского владычества на Руси. Иван III. Хан Ахмад. Стояние на р. Угра. Присоединение Тверского княжества. Завершение объединения русских земель.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр;
Показывать на исторической карте территорию Московского государства, р. Угра;
Характеризовать политическое устройство русского государства при Иване III;
Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства;
Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Ивана III);
Объяснять причины и последствия ликвидации ордынского ига;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. §26
36 Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв. Изменения в положении Русской православной церкви. Флорентийская уния. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: догмат, автокефалия;
Определять роль православной церкви в становлении российской государственности;
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью;
Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим»;
Высказывать мнение о причинных появления ересей;
Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. С.96-100
37 Практикум «Человек в Российском государстве второй пол. XV в.» Знатные люди. Помещики. Крестьяне. Горожане, казачество.
Судебник Ивана III. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии;
Характеризовать социальное развитие Русского государства XV века;
Объяснять причины и значение принятия судебника Иваном III;
Работать в группе (с информацией о положении различных слоев населения), осуществлять презентацию результатов групповой работы;
Выделять (в тексте учебника) и называть основные признаки социальных групп, характеризовать их;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. С. 101-106
38 Формирование культурного пространства единого Российского государства Особенности русской культуры. Общественная мысль и летописание. Литература. Зодчество. Живопись. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Объяснять понятия: поэма, регалии;
Составлять таблицу «Культура Руси в XV в.»;
Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы данного периода;
Характеризовать стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника);
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. §27
39 Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства» Повторение, обобщение и контроль по теме «Формирование единого Русского государства» Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Формирование единого Русского государства»;
Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе;
Высказывать суждения о значении наследия XV вв. для современного общества;
Выполнять проверочные задания по истории России данного периода (в т.ч. по типологии ОГЭ);
Осуществлять коррекцию знаний
Осуществлять самооценку и взаимооценку. проекты
40 Итоговое повторение Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.» Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»;
Защищать проекты по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»;
Осуществлять самооценку и взаимооценку. 41-41 Резерв Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература:
Программно-нормативное обеспечение:
ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Учебники, реализующие рабочую программу:
- «История России. 6 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2016
Состав учебно-методического комплекта:
Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.
Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. 
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
Технические средства:
1.Проектор
2.Компьютер
3.Экран.
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.hrono.info/biograf/index.php  - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы,                   статьи, карты
http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал