Конспект внеклассного занятия на тему: «Что значит быть счастливым?»


Петухова Яна Николаевна
Конспект внеклассного занятия по теме «Что значит быть счастливым?»
Тема: Что значит быть счастливым?
Цель: показать детям, что счастье – часть жизни человека и его участие доля в счастье другого человека, счастье выступает в паре с беспокойством и огорчением
Задачи:
-определить вместе с детьми значение слова «счастье»;
- воспитывать умение сострадать, сопереживать, понимать значимость забот об окружающих;
-способствовать формированию у учащихся потребности строить собственную жизнь и жизнь окружающих на основе духовно-нравственных ценностей: доброты, сочувствия, понимания, заботы, внимания к другим и др.;
-организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и нравственного самовыражения учащихся.
Форма: классный час
Направление воспитания: образ жизни в школе, семье (социальное)
Оборудование: сигнальные карточки, проектор, экран, солнышко с недописанным предложением, мультфильм «Цветик-семицветик», листы на каждого учащегося с выпиской из словарей, презентация.
Ход занятия:
Этапы Содержание Методические пометки
1.Организационный момент Приветствие учащихся.
- Какое у вас сегодня настроение?
- Давайте вы лучше покажете. Перед вами на столах лежат карточки желтого и красного цвета: желтые кружочки - хорошее, красные – плохое настроение. Поднимите вверх карточку того цвета, какое у вас настроение.
- Почему вы подняли именно эту карточку?
- Посмотрим, изменится ли ваше настроение в конце нашего занятия. Обращаюсь к учащимся, прошу показать карточки
2.Основная часть - Послушайте стихотворение, которое написал Л.Оманин, и подумайте, какая тема нашего сегодняшнего занятия.
Есть много в жизни разных видов счастья
Есть счастье мягко спать и вкусно есть
Есть счастье славы или счастье власти
Какие хочешь в жизни счастья есть
Мне нужно всё – и девичье запястье
И добрый сон и ласковый уют
Но счастлив буду только трудным счастьем
В котором дни летят, а не ползут
В котором тесно от больших событий:
Дороги, смех шахтеров и ткачих
И тысячи – пусть маленьких открытий
Что сделаны тобою для других.
-Скажите, о чем мы сегодня с вами будем говорить??? (о счастье)
-Верно, сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос «Что значит быть счастливым?»
-Поднимите руку те, кто хочет быть счастливым.
-Я вижу, что все хотят быть счастливыми. О себе я могу сказать, что я - человек счастливый, и мне хочется, чтобы каждый из вас тоже был счастлив.
Сегодня мы попробуем узнать, что такое счастье, прикоснуться к нему и понять, когда люди счастливы.
Сейчас я вам раздам листочки, на которых сделана выписка из разных словарей, в которых объясняется слово «счастье». Вы внимательно прочитайте про себя и выберите то объяснение, которое вам больше понравилось.
Передайте листочки по рядам, чтобы у каждого был свой листочек.
Содержание листка
В русском языке слово «счастье» имеет общеславянские корни – приставка СЪ – в значении «хороший» и – ЧАСТЬ- -«доля, удел», и первоначально слово «счастье» употреблялось в значении «хорошая доля, совместное участие»;
в латыни счастье часто называли фортуной,
с французского языка оно переводится – шанс,
с английского – удача.
- Какое объяснение слова «счастье» вам больше всего понравилось? Объясните, почему?
- Давайте попробуем определить, как каждый из вас понимает состояние счастья. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «Недописанное предложение»
- У меня есть солнышко с недописанным предложением. Вы должны передавать друг другу солнышко, заканчивая предложение, которое на нем написано «Я чувствую себя счастливым, когда…».
Каждый из вас должен постараться и сказать свое мнение. Постарайтесь не повторять слова других. Игра быстрая. Если через 3 секунды вы не сможете определить свое понимание счастья, то ход переходит к другому: вы отдаете солнышко и говорите слово «пропускаю».
-Выслушав друг друга, давайте ответим на вопрос: «Когда человек счастлив? Есть ли общее правило для счастья?»
-Какой же вывод мы можем сделать?
(Каждый человек счастлив по-своему)
(Вывод появляется на доске.)
-Одни люди говорят, что человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. А другие считают, что нужно жить, заботясь только о самом себе, ни с кем не делись, - и ты всегда сыт, ты в тепле и никаких проблем.
- А как думаете вы?
- Ребята, а вы знакомы со сказкой Валентина Катаева «Цветик - семицветик»? О чем она?
Девочка Женя получила невероятную возможность исполнять все свои желания.
- Давайте посмотрим мультфильм.
Вопросы к детям:
- Понравился вам мультфильм? А чем он вам понравился, объясните.
- Когда же, при каком желании девочка Женя стала по-настоящему счастлива? Почему? (когда помогла мальчику)
- Если человек счастлив тем, что он помогает другим, то какой это должен быть человек, опишите его, какими качествами он должен обладать (ответы детей)
- Каким поступком вы могли бы сделать счастливым кого-либо?
- А сегодня вы можете кого-нибудь сделать счастливым, а как?
- Какой вывод мы можем сделать?
(Если человек любит только себя, то он не будет иметь верных друзей. Он останется один, будет отчаиваться и страдать.) - Древнегреческий философ 4 века до н.э. Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (появляется на доске)
Даю установку на определение темы классного часа, используя стихотворение
Вопрос о теме классного часа
Объясняю задание, выдаю листочки
Учащиеся читают, выбирают
Объяснения учащихся
Объясняю правила игры
Учащиеся играют, я контролирую дисциплину, выполнение правил
Через презентацию
Просмотр мультфильма
Стараюсь добиваться полных ответов, аргументированных
Выслушиваю ответы детей, хвалю
Презентация
3.Заключительная часть Наш разговор подходит к концу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Воспользуйтесь в своих ответах одним из этих предложений:
«Мне показалось важным…»,
«Я понял, что…»,
«Я почувствовал, что…»,
«Я думаю, что…»
-И давайте посмотрим, какое настроение у вас теперь? Презентация
Используем сигнальные карточки