Олимпиадные задания для учащихся 4 класса по русскому языку УМК Школа России


ОТВЕТЫ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС 2 ТУР
Иногда одна буква меняет смысл своего предложения. Что же случилось с с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?
Всякому овощу свое время.
Голод не тетка.
Пуганная ворона куска боится.
Лес рубят щепки летят.
Моя хата с краю.
Игра стоит свеч.
Проще пареной репы.
Все пороги ведут в Рим.
Своя ноша не тянет.
Отольются кошке мышкины слезки.
(5,5 баллов = 5 баллов – по 0,5 за каждую правильно исправленную букву + 0,5 б. за исправленную букву в имени собственном/нарицательном)

У каких из существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи,усы, санки, лыжы, коньки, каникулы.
(2 балла= 0,5 балла за слово)
В русском языке есть два разных глагола «жать». Значени одного из них - «давить». Найди в списке ответов значение второго глагола.
Полоть сорняки;
Вести трактор;
Срезать стебли злаков;
Сеять.
(3 балла)
Найди ошибки в образовании слов, запиши правильный вариант.
В соревновании принимали участие ученики обеих школ.
Скоро зажжется фонарь и осветит клицу.
Внимательно слушая учителя, он все усваивал.
(1,5 балла – 0,5б. за каждую исправленную букву)
Как начинается поговорка: «…видит из далека»?
Моряк моряка, рыбак рыбака, рыбак рыбака, рыбак моряка, свояк свояка, дурак дурака.
(1 балл)
Дополни фразу: «они друг с другом…»
На ровной ноге, на короткой ноге, на ближней ноге, на одной ноге, на двух ногах.
Вот 5 несклоняемых существительных: кофе, шимпанзе,кашне,какаду,пальто. Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный…»? (1,5 балла- 0,5 за правильно найденное слово)
В русском языке некоторые имена и понятия неразрывно связаны: скажешь имя Тимофей – и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян. Какое из перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?
Мать, сын, коза, телята, уха. (1 балл)
9. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?
[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].
Пруд, прут. Съест, съезд. Ест. Баюкать. Рот, род. Дужка, душка. Грусть, груздь. Лесть, лезть.
(14 баллов = по 1 баллу за каждое правильное слово)
10. Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //]. запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.
Ответ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу. (25 баллов = по 0,5 балла за каждое правильно написанное слово и пробел или знак препинания.)
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС 2 ТУР
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ 1 ЧАС (60 МИН.)
Иногда одна буква меняет смысл своего предложения. Что же случилось с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?
Всякому хвощу свое время.
Город не тетка.
Пуганная ворона куска боится.
Лес рубят кепки летят.
Моя дата с краю.
Икра стоит свеч.
Проще жареной репы.
Все пороги ведут в Рим.
Своя ноша не тонет.
Отольются кошке Мишкины слезки.

У каких из существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи,усы, санки, лыжы, коньки, каникулы.
В русском языке естьдва разных глагола «жать». Значени одного из них - «давить». Найди в списке ответов значение второго глагола.
Полоть сорняки;
Вести трактор;
Срезать стебли злаков;
Сеять.
Найди ошибки в образовании слов, запиши правильный вариант.
В соревновании принимали участие ученики обоих школ.
Скоро зажгется фонарь и осветит клицу.
Внимательно слушав учителя, он все усваивал.
Как начинается поговорка: «…видит из далека»?
Моряк моряка, рыбак рыбака, рыбак рыбака, рыбак моряка, свояк свояка, дурак дурака.
Дополни фразу: «они друг с другом…»
На ровной ноге, на короткой ноге, на ближней ноге, на одной ноге, на двух ногах.
Вот 5 несклоняемых существительных: кофе, шимпанзе,кашне,какаду,пальто. Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный…»? В русском языке некоторые имена и понятя неразрывно связаны: скажешь имя Тимофей – и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян. Какое из перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?
Мать, сын, коза, телята, уха.
9. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?
[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].
10.Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’
ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //].
запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.
Олимпиада
по русскому языку 4 класс 1 тур
Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы в слова.
Б…т…рея, ко…екция,ж…ри, в…рмишель, ш…колад, в…н…грет.
Поставь знак ударения в словах.
Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, инструмент, щавель, цемент, одобрил,положить, свекла.
Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова
Лес - ____________
Горе - ____________
Мороз - ___________
Сообщение - __________________
Невиданный - _________________
Вставь подходящие по смыслу предлоги.
Вернуться … школы, …. завода, …. Крыма, … Москвы, …. экскурсии, … санатория, … курорта.
Определи род имен существительных
Мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь,туннель, повидло, ферзь, тюль.
В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его.
Молоко,бревно, пальто,число,весело.
Клевета, забота, весна, победа, истина.
Звук, жест, долг, глаз, рукав.
Они, мы, сани, вы, ты.
Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
Найди слова с приставкой «у»
Умолять, умалишенный,умеренный, уникальный, уныние, урожайность.
Сколько орфографических ошибок сделано в предложении?
Циган купил красофки. ______________
Какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово «стол»?
Столовая, столица, столяр, столешница, столетник, престол, застолье.
Составь предложения, объясняющие различия в значениях слов:
Украсить – скрасить _______________________________________________
___________________________________________________________________
Расцветать – процветать______________________________________________
___________________________________________________________________
Чернеть - очернить __________________________________________________
___________________________________________________________________
Ответы к олимпиаде
по русскому языку 4 класс 1 тур
1.Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв. Н – р: мель, пень, коньки; Юля, ёлка, поет. (0,5 +0,5=1балл)
2.Вставь пропущенные буквы в слова.
Батарея, коллекция,жюри, вермишель, шоколад, винегрет.(1 балл)
3.Поставь знак ударения в словах.
Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрил,положить, свекла.
4.Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова
Лес - бор
Горе - беда
Мороз - холод
Сообщение - извещение
Невиданный –диковинный (1 балл)
5.Вставь подходящие по смыслу предлоги.
Вернуться из школы, с завода, из Крыма, из Москвы, с экскурсии, из санатория. (2 балла)
Определи род имен существительных
Мозоль (ж.р.), какао(с.р.), фланель (ж.р.), толь(м.р), шоссе(с.р.), полынь(ж.р.),туннель(м.р.), повидло(с.р.), ферзь(м.р.), тюль(м.р). (5 балла)
В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его.
Молоко,бревно, пальто (нескл.),число,весело.
Клевета, забота, весна(2 слога), победа, истина.
Звук, жест, долг, глаз, рукав (5 букв).
Они, мы, сани (сущ), вы, ты.
Олень, прорубь(ж.р.), рояль, щавель, шампунь. (5 баллов)
Найди слова с приставкой «у»
Умолять, умалишенный,умеренный, уникальный, уныние, урожайность. (3 балла)
Сколько орфографических ошибок сделано в предложении?
Циган купил красофки. (4 ошибки – Цыган купил кроссовки) (4 балла)
Какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово «стол»?
Столовая, столица, столяр, столешница, столетник, престол, застолье. (6 баллов)
Составь предложения, объясняющие различия в значениях слов:
Украсить – скрасить (Украсить комнату. Скрасить одиночество)Расцветать – процветать (Расцветать в саду. Процветать в делах.)Чернеть - очернить (Чернеть на снегу. Очернить сплетней.) (6 баллов)