Что значит быть милосердным.

Классный час.
Тема: "Поговорим о милосердии".

Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя
были хорошие, добрые люди,
попробуй относиться к ним внимательно,
ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше.
Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне..."
А. М. Горький сыну Максиму
Цель урока:
( задуматься о жизненно важных проблемах;
( определить своё отношения к нравственным ценностям;
- Сконцентрировать внимание на идеях и истории благотворительности и меценатства.

Учитель: начинает урок со слов (Слайд 1)
Творить благо, делать добро, быть милосердным привыкли на Руси издревле.

Учитель: тема нашего занятия "Поговорим о милосердии". (слайд 2) Учитель: Эпиграф. (слайд 3)
Учитель: (слайд 4)
Помнящий добро никогда не сотворит зла.
Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.
Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Учитель: Однажды учёные опросили много людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?
- А вы? (вопрос к ребятам?)
Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным»
тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»
- А вы? (вопрос к ребятам?)
И почти все ответили: добрыми, милосердными.
Как вы понимаете значение слова "милосердие"?

составим кластеры (это способ графической организации материала)


Сопереживание
доброта
жалость





Память
МИЛОСЕРДИЕ
Уважение





Сочувствие
Терпимость
Чуткость


(Ученики и учитель на доске составляют кластер)


Учитель: Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач-целитель страшно удивился: «Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей».
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили деньги, приносили вещи, игрушки детям. После войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Учитель: Ребята, почему для того, чтобы сделать какое-то доброе дело мы должны попасть в трудную ситуацию. (беседа)

- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
-А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
- Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам?
- Скажите а как давно вы подходили и просто так целовали маму, папу, родных?
-Как давно вы говорили своим братишкам, сестренкам, что вы их сильно любить, и что очень рады, что они у вас есть?
-Как давно вы увидев на улице бездомного котенка или собачку, не просто пожалели его мимоходом, а ещё и дали ему, что-нибудь поесть?
- Задумывались ли вы хоть однажды над тем, как живут дети, оставшиеся без родителей? Хотелось ли вам им помочь?
(Слайд 5)

А сейчас наш разговор пойдет о людях разных профессий, живших в разное время, в разных странах, но объединенных общей идеей.

А что это за люди, предлагаю угадать вам. (Викторина «Кто этот человек?»)

Попробуете догадаться, о ком идет речь? В качестве первой подсказки вам дается справка из биографии этого человека, а в качестве второй - и его портрет
1.Эта женщина стала примером любви и заботы о ближнем. Еще девочкой она твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным. Помогая больным и умирающим беднякам, она окружала их любовью, заботой и удобством. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом, создала приюты для больных в Гарлеме. В 1979 году получив Нобелевскую премию мира, полностью вложила ее в свою миссию. . (Слайд 6)
Ответ: Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как Мать Тереза. (Слайд 7)

2. Этот человек создал свой бизнес и сколотил огромное состояние без посторонней финансовой помощи. Ежедневно большинство жителей планеты имеют дело с результатами его труда. По самым скромным подсчетам он отдает на благотворительные проекты около половины своего гигантского дохода. По оценке журнала "Тайм", благотворительный фонд, который он организовал совместно с женой Мелиссой, спас около 700 000 жизней в бедных странах, в том числе вкладывая капитал в программы прививок. Он также жертвовал компьютеры и обеспечивал бесплатный доступ в Интернет для 11 000 библиотек и успешно спонсировал самый большой образовательный фонд в истории.
Ответ: Билл Гейтс (Слайд 8,9)

Что объединяет всех этих людей? (Ответы учащихся) Все они занимались благотворительностью.

Учитель: А что же такое благотворительность? (обсуждение)
В энциклопедии Брокгауза и Ефрона дано такое определение:

Благотворительность выражается в материальной помощи нуждающимся, лечении бедных больных, воспитании сирот и бесприютных детей. (Слайд 10)

Учитель: Многие известные личности занимаются благотворительностью. (Слайд 11)
Так, символом целой эпохи стала жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева (1932–1999). Она была председателем международной ассоциации "Гематологи мира - детям", лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве, помогала детям с заболеваниями крови.
Известен своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович - президент Благотворительного фонда, который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.
Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.
Звезда Голливуда Анджелина Джоли известна не только своими ролями, она является послом доброй воли Организации Объединенных Наций, жертвует миллионы долларов в помощь нуждающимся людям из стран третьего мира. И даже усыновила двух сирот - мальчика из Камбоджи и девочку из Эфиопии.
Учитель: Но обязательно ли быть богатым и знаменитым, чтобы помогать людям? (обсуждение)
(слайд 12-13)
1.Волина Катя. В 5 месяцев был поставлен диагноз - непроходимость желчевыводящих путей. Единственный выход – донорская пересадка печени.
Деньги на операцию собирали всем миром, кто сколько мог. Было собрано 50 тысяч евро Сейчас операция позади, Катя идет на поправку.

2.Настя Гонтаровская. В мае 2004 года, когда ей было 15 лет, поставили страшный диагноз - злокачественная опухоль мягких тканей саркома. Необходимы деньги на лечение и операция за границей. Было собрано 65 тыс. евро. Со всей страны ей слали письма поддержки.
После операции по пересадке костного мозга появилась надежда. Теперь все будет хорошо.
(слайд 14)

Учитель: Не стоит думать, что благотворительность заключается только в том, чтобы помочь кому-то деньгами. Денежная помощь, конечно, одна из значительных форм помощи, но нельзя забывать о том, что больные и нищие люди часто нуждаются в простом участии, внимании, добром слове.

Творить благо, делать добро привыкли на Руси издревле.
Помочь слабому, накормить голодного, подать просящему - эти неписаные правила знали еще наши предки. (слайд 15)
Учитель: Есть дети, у которых никого нет. Так получилось. Они не виноваты...
Работа в группах: «Чем ты можешь помочь им?» – 2 мин.
Объявления решений принятых в группе.

Учитель: Вот и подошла к концу наша беседа о милосердии, надеюсь, что вы подумайте над тем:
- кого вы сегодня простили?
-к кому отнёсся с милостью?
-чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?

Учитель: И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими: (слайд 16)
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.

Спасибо всем за внимание! (слайд 17)