Разработка урока производственного обучения.


Полная разработка открытого урока.
 
                                              1.  АННОТАЦИЯ.
 
 
  Моя разработка направлено для обучения специалистов «тракторист машинист сельскохозяйственного производства».
  Эта разработка также полезно мастерам производственного обучения, обучающим в данном направлении.
   На уроке используются макеты и работы по модернизацию сеялки
СЗП-3,6 А.
 
                 Данная разработка раскрывает следующие вопросы:
 
   1.Порядок организации урока производственного обучения.
 
   2.Использование правильных методов выполнения задания.
 
   3. Работу с учащимися при выполнении задания.
 
   4. Результат выполненной работы на уроке производственного обучения.
 
 
                                                     2.  ВВЕДЕНИЕ.
 
 Основной задачей при подготовке кадров для сельского хозяйства, является формирование у обучающихся системы глубоких и прочных знаний. А также основ современной техники и технологии производства, организации труда в объёме, необходимых для прочного овладения профессией и дальнейшего роста их творческого отношения к труду и активной жизненной позиции.
    Новые технологии необходимо совершенствовать, добиваться повышения их эффективности, нужны чёткие зональные технологии. Имеющийся научный потенциал в агрономии и создании материально-технической базы колхозов и совхозов позволяют вести растениеводство по интенсивному пути, то есть более рационально использовать ресурсы: почву, растения, удобрения, средства защиты растении, технику, рабочую силу.
  Интенсивные технологии возделывания зерновых и технических культур –новый этап в растениеводстве. Для их реализации в полном виде требуются дополнительные знания и умения, которыми должны овладеть руководители хозяйств, агрономы и механизаторы. Нужны хорошо организованные инженерно- экономические службы в хозяйствах, высокая материально-техническая обеспеченность. В таких условиях новые технологии обеспечат повышение общей культуры земледелия, значительный рост урожайности зерновых и технических культур, повышение качества продукции и производительности труда.
Для решения вышеуказанных задач в Профессиональных лицеях сельскохозяйственного производства, особенно в период перед производственной практикой, учащиеся должны иметь хорошие знания, умения и навыки.
  Для того чтобы иметь хорошие знания умения и навыки, им необходимо подробно изучать теоретические занятия в процессе обучения, знать устройство и способы регулировки сельскохозяйственных машин. На занятиях производственного обучения у них формируются умения и навыки по подготовке агрегатов к работе.
Умения и навыки, которые они получают на занятиях производственного обучения, в первую очередь им необходимы при прохождении производственной практики.
 Моя основная задача, как мастера производственного обучения, обучать их правильной организации рабочего места, к правильным приемам при регулировках, определению неисправностей агрегатов и творческому подходу к выполняемой работе.
  Тема «Подготовка к работе зерновой сеялки» является одной из сложных тем производственного обучения. (необходимы прочные теоретические знания, объемность регулировок, значение правильной регулировки, и т.д.).
  Значительное место занимает данная тема и в процессе образования, потому что мы обучаем и воспитываем настоящих хлеборобов. Народная пословица гласит: «Хлеб всему голова». Исходя из этих предположений, можно представить себе, какое место занимает данная тема в системе образования.
   
                                         3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
 
                                       Характеристика темы:
 
 Основной целью урока является:
     Обучающая цель: Формирование у учащихся умений и навыков по регулировкам сеялки СЗП - 3,6 А.
 
      Развивающая цель: Продолжить развитие самостоятельности мышления, умения соблюдать последовательность задания при подготовке агрегата, соблюдать технику безопасности при выполнении задания.
 
     Воспитывающая цель: Воспитать у учащихся любовь к родной земле, к профессии механизатора, сознательное отношение к инструментам.
 
   Основная задача урока:   Учащиеся после изучения темы должны уметь выполнять регулировку на равномерность высева зерна  и установить сеялку на определенную норму высева зерна.
 
  Время на изучение темы по программе производственного обучения
предусмотрено - 9 часов.
 
  Знание и умения которые учащиеся должны получать или совершенствовать.
     1. Выполнение операции ежесменного технического обслуживания трактора и сельскохозяйственной машины.
     2.Настройка рабочих органов для выполнения конкретных операции (в соответствии с инструкционно – технологической картой).
     3. Выполнение пробного пуска агрегата.
     4.Проверка работы технологических органов сельскохозяйственной машины, правильности органов управления трактором, показания контрольных приборов, работы электрооборудования и гидросистемы.
     5.Устранение обнаруженных неисправностей.
     6. Оценка показателей качества работы.
 
 Место, роль темы в курсе.
 
       Изучение данной темы предусмотрено по производственному обучению.
      Раздел: Подготовка – машино тракторных агрегатов к работе.
      Курс обучения – II.
         Является одним из основных тем курса обучения.  Данная тема занимает определенное место, так как именно на II- ом курсе проводится вождение тракторов, изучаются теоретические предметы «тракторы и сельскохозяйственные машины».
 
 Связь с предшествующим или последующим материалом.
 
 Внутри предметная связь.
     На всех темах раздела предусмотрены выполнение задании по общей части программы, которая состоит из следующих этапов:
 
      1. Выполнение операции ежесменного технического обслуживания трактора и сельскохозяйственной машины.
     2.Настройка рабочих органов для выполнения конкретных операции (в соответствии с инструкционной – технологической картой).
     3. Выполнение пробного пуска агрегата.
     4.Проверка работы технологических органов сельскохозяйственной машины, правильности органов управления трактором, показания контрольных приборов, работы электрооборудования и гидросистемы.
     5.Устранение обнаруженных неисправностей.
     6. Оценка показателей качества работы.
 
Меж предметная связь: предмет сельскохозяйственные машины  
А.Н. Устинов
                                        глава II стр.38.
                                         предмет тракторы и автомобили
Связь с последующим материалом: технические требования к обработке почвы.
 
Дидактический анализ содержания материала.
 
По теме: «Подготовка к работе зерновой сеялки, регулировка на равномерность высева семян  и установка на норму высева семян».
 
Организационная часть.
 
При проведении организационной части я уделяю внимание на настроение обучающихся. Потом проверяю внешний вид обучающихся и устраняю выявленные недостатки. Несколькими словами выявляю их готовность к уроку.
При актуализации опорных знаний задаю вопросы для обучающихся:
 
1. Какое у Вас сегодня настроение?
2. Готовы ли Вы к сегодняшнему уроку?
3. Нравится ли Вам урок производственного обучения?
 
Вводный инструктаж.
 
  Тема сегодняшнего урока «Подготовка к работе зерновой сеялки, регулировка на равномерность высевасемян и установка на норму высева». Урок мы проводим в кабинете по подготовке машино тракторных агрегатов к работе. Полученные знания, умения и навыки весной мы закрепляем на учебном хозяйстве. Поэтому прошу всех быть внимательными в течение урока.
    Как обычно, сейчас мы проведем с Вами инструктаж по технике безопасности.
 Какие основные правила по технике безопасности вы знаете?
 Потом провожу инструктаж по  технике безопасности  конкретно по этой теме.
 Учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.
В целях закрепления знаний умений и навыков рекомендую провести:
   - ежедневный технический осмотр сеялки СЗП-3,6 А.
  - проверить рычаги регулировок.
  Вопросы: для проверки знаний по теории:
  - Какие сошники установлены на сеялке СЗП-3,6 А.  (дисковые)
   - Какой тип аппарата для посева зерна и удобрений. (катушечный)
   - Для чего необходимо диаграмма.  (для регулировки на норму высева)
 
 Выдаю инструкционно - технологические карты  и начинаю показ выполнения каждого задания, одновременно комментирую, как выполняется данное задание.
 (7 - заданий при наладке зерно высевающих аппаратов на равномерность высева).
   После этого стараюсь узнать, как они усвоили задания.
 Так как среди обучающихся имеется старшее звено (или «кто самый смелый»), предлагаю ему повторно показать выполненные мною задания. Далее остальные обучающиеся так же выполняют данное задание. А я внимательно контролирую их и всегда помогаю им. После завершения первой части урока, даю им задания :1 Проверить правильность поверхности выступа катушки.
2. Регулировать зазоры зерновых и туковых аппаратов.
 
При переходе ко второй части провожу концентрацию внимания, такими словами как «обращайте внимание на меня» или  «переходим к следующему этапу, все внимательно смотрим на меня». И объясняю что, нет необходимости выполнить настройку на норму высева, если равномерность высева установлена не правильно.
   Снимаю защитный щиток коробки передач, коротко и ясно объясняю, как передаётся вращение на валы высевающих аппаратов. Потом согласно по инструкционно -  технологической карте начинаю объяснять «Установку сеялки на норму высева семян»
    Для этого я при помощи диаграммы определяю для данной культуры длину рабочей части катушки и показываю, как установить рычаг посева зерна на определенное положение. Зная вид культуры, устанавливаю рычаг клапана для регулировки зерновых и туковысевающих аппаратов.
   Провожу разборку коробки передач (он находится в собранном виде),
показывая и объясняя как правильно разобрать. (разбирается на две части: шестерни для посева зерна и для посева удобрений).
   Потом им объясняю, как передается вращение и «что такое шаг зубьев шестерен».
    Определяю передачу для зерновых аппаратов по диаграмме и провожу сборку зерновых шестерен согласно таблице.
   Зараннее зная, сколько килограммов удобрения вносим на один гектар, определяю вид передачи для вала удобрений.
    В таком же порядке провожу сборку шестерен для вала удобрении.
    При сборке передачи на вал удобрении имеется особенность возможности установки центра вала коробки передач на три положения.
Поэтому уделяю большое внимание, ведь если неправильно установить центр, сборка невозможна.
   После установки шестерен для вала удобрений, определяю, умеют ли учащиеся выполнять это задание, коротко повторяю, как это было выполнено.
Используя активацию урока «Кто самый смелый», даю задание:
 
 ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
 
 Выполнить сборку коробку передач для посева пшеницы 100 кг/га. (3- передача).
 Произвести сборку коробки передач для посева удобрений 60 кг/га (2- передача).
 
 
  Произвести сборку для посева зерна (передачу выбирают сами обучающиеся).
  Произвести сборку для посева удобрений (60 кг/га).
  Далее обучающиеся работу выполняют самостоятельно. Я контролирую их в течение урока, если необходимо провожу инструктаж.
    Чтобы пробудить интерес к обучаемой теме, после выполнения самостоятельной работы я им показываю, объясняю, как можно выполнить модернизацию сеялки. Для этого объясняю «сигнализатор» установленный на сеялке СЗП-3,6 А. Также объясняю по действующему макету сеялки, ее использование на небольших участках. Сеялка, которая имеет ряд интересных моментов регулировок, и по использованию материала была разработано для конкурса технического творчества. Рассказываю им, что написано на описании макета.
   На заключительном инструктаже мы вместе обсуждаем допущенные ошибки, стараемся не допускать их на других занятиях.
    Активно участвующих, хорошо проявляющих себя на занятии, я назначаю старшим на следующее занятие.
     Объявляю оценки и даю закрепить теоретический материал.
 
Уровень усвоения материала -  III  уровень.
 
Планирование изучения.
 
                   Основные вопросы для прочного изучения материала:
 
1 Классификация сеялок.
2.Устройство сеялки-3,6А.
3.Агротехнические требования к посеву зерновых и зернобобовых культур сеялками СЗП-3,6А.
4.Наладка посевных агрегатов с сеялками СЗП-3,6А в поле, (во время посевных работ).
                         
                          Воспитательные  возможности  учебного  материала.
 
 
   В настоящее время в процессе модернизации образования происходит смена его приоритетов в сторону всестороннего развития личности каждого обучаемого как самостоятельного индивида, переход к личностно ориентированному, личностно-развивающему образованию.
  Так как учащиеся становится активным участником образовательного процесса, преподаватель должен не только в совершенстве владеть традиционным содержанием, формам и методам обучения предмету, но и обеспечить индивидуальный, персонифицированный подход к каждому обучаемому, научить его осознанно и творчески применять знания в практической и будущей профессиональной деятельности.
 
  Эта учебная тема при умелой организации урока, дает положительные результаты по воспитанию высоконравственной, творчески активной личности в современных условиях. При этом формируются культура труда, уважение к профессии тракториста-машиниста, любовь к родной земле, уважение к старшим.
   Интерес к инновации является первой формой направленности, который начинает формироваться еще в школе. В основе интереса к воспитательной работе лежат потребности, которые связаны со взаимодействием с другими людьми. Поэтому при проведении этого урока необходимо учитывать характерные особенности обучающихся.
     Имея определенные знания умения и навыки, вместе с инновациями они учатся мыслить самостоятельно. А это очень важный фактор при обучении и воспитании.
   
 
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
 
 
 
Приступая к этой методической разработке, я решил ряд проблемных вопросов.
 
 1. Повышение знаний, умении и навыков обучающихся.
 
 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого профиля.
 
 3. Отношения обучающихся между собой как индивидуальных личностей.
 
 4. Необходимость знания особенностей своих обучающихся.
 
 5. Развитие мышления обучающихся.
 
 6. Самостоятельность при выполнении заданий.
 
 7. Стремление к инновациям при обучении.
 
 8. Чувствительность обучающихся во время занятия.
 
 9.Направленность внимания на уроке.
 
 10. Стремление проявить себя с положительной стороны.
 
 
Самоанализ урока.
 
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.
 
Общие закономерности учебного процесса.
 
Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.
Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
Активность учебной деятельности обучающихся зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей.
 
 
ОЦЕНКА ОБЩЕЙ СТРУКТУРЫ УРОКА.   
Раздел программы производственного обучения:
Подготовка машино-тракторных агрегатов к работе.
Урок «подготовка к работе сеялки СЗП-3,6» является 4 ой по порядку тем и основным тем курса обучения. По программе предусмотрено время 9 часов для обучения.
 Дозировка времени по частям урока следующая:
Организационная часть-10 мин включая актуализацию опорных знаний.
 
Вводный инструктаж - 45 мин.
 
Самостоятельная работа учащихся 180 мин.
 (работа по инструкционной карте№1, работа по инструкционной Карте №2.)
Текущий инструктаж – целевые обходы при выполнении самостоятельной работы уч-ся. Ознакомление с модернизацией сеялки и макетом.
Заключительный инструктаж -35 мин.
 
2.  РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ УРОКА
При провидении данного урока я считаю охвачены большинство требования программы по теме (последовательность от простого к сложному, обслуживания, регулировки), умение работать с инструкционно-технологической картой.
  При ознакомлении нового материала учащиеся приняли активное участие, так как они по теоретическим предметам (СХМ, вождение трактора) до этого урока изучили необходимые знания.
Поэтому я до конкретности продумала методику решения отдельных блоков нового материала (ознакомление при помощи снятой катушки от сеялки).
 Выполнение показа операции прошлого урока имеет не малое значение, легко вводит обучающихся действовать самостоятельно, работать активно. Проверка качества выполнения задании, проверялось в течении каждого выполненного элемента урока. (снятие  и установка узлов, правильность регулировок, активность обучающихся. Так же уделялось внимание на правильные приемы выполнения задания.
 
 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ УЧ-СЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
Психолого- педагогические особенности группы:
 
На этом уроке имело место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции. Пример: Галлямов Ильсур, выполняет настройку высевающего аппарата, после практической проверки.
 Осуществлялось, внутри предметные и межпредметные связи (объяснение работы с рычагом гидросистемы, диаграмма для настройки, таблица для установки шестерен редуктора. Так же, использованы средства творческого развития мышления обучающихся.(показ и объяснение модернизации сеялки,   действующего макета ручной сеялки для посева).
 
4.       ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ УРОКА.
 
Воспитательная цель урока направляет обучающихся к уважению и любви профессии тракториста машиниста, к бережному отношению инструментов и любви к родной земле.
  Из слов мастера «скоро начинаются посевные работы», так же «необходимость знаний на экзамене» понятно направленность внимания для этого урока. (Внимательность обучающихся)
  Эта учебная тема при умелой организации урока, дает положительные результаты по воспитанию высоконравственной, творчески активной личности в современных условиях. При этом формируются культура труда, уважение к профессии тракториста-машиниста, любовь к родной земле, уважение к старшим.
   Интерес к инновации является первой формой направленности, который начинает формироваться еще в школе. В основе интереса к воспитательной работе лежат потребности, которые связаны с взаимодействием с другими людьми. Поэтому при проведении этого урока необходимо учитывать характерные особенности обучающихся. (для работы попарно)
     Имея определенные знания умения и навыки, вместе с инновациями они учатся мыслить самостоятельно. А это очень важный фактор при обучении и воспитании.
   
        5.     СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДИДАКТИКИ.
Во время провидения открытого урока соблюдал основные принципы обучения
- наглядность
- систематичность и последовательность знаний
- доступность и посильности
- сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения
- прочности знаний
- связь с теорией и практикой
- связь обучения с жизненными реалиями
- научность обучения
        Необходимо учитывать что, любой принцип обучения реализовывает свойственную ему дидактическую функцию. А значит нельзя сопоставлять принципы обучения по уровню их важности. Разумным здесь является системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.
              Принцип создания оптимальных условий для обучения. Имеют в виду организация подходящей морально-психологической атмосферы в связях между педагогом и учащимися, в коллективе обучающихся, профилактика стихийных стрессовых и конфликтных условий и других.
        Принцип опережающего обучения призван обеспечивать назначенный дидактический ритм преподавания и изучения учебного материала. Дело в том, что при переходе от одной учебной темы к другой возможно образование своеобразного вакуума. В данном случае обучающимся нужно лишнее время для понимания связи между предыдущей темой и последующей. Принцип опережающего обучения состоит в том, что преподаватель старается заранее построить "мост" между темами так, чтобы в ходе усвоения предшествующей темы захватить "плацдарм" темы последующей. И, следовательно, на месте вероятного вакуума появляется динамический ритм процесса обучения.
 
       Принцип сознательного отношения учащихся к процессу обучения. Каждый новый учащийся, будь он первоклассником, первокурсником, слушателем факультета повышения квалификации, аспирантом первого года обучения, - в существенной мере не овладел объективными установками и требованиями, новыми условиями образовательного процесса. Немаловажно понемногу преобразовывать их в субъектов данного процесса. Лицо образовательного процесса понимает и делит его цели, задачи и установки; имея представление об главных функциях разнообразных форм образовательного процесса; владея наиболее распространенными процедурами умственной работы; умело создаст индивидуальный бюджет времени и независимую деятельность; достигая высокой успеваемости с установкой на самообразование. Плохой ученик изучает учебный материал в виде готовых истин непосредственно с помощью памяти; хороший - изучает логическим, системным мышлением и пробует самостоятельно добывать знания.
 
 
       Принцип опоры полагает внедрение в образовательный процесс опорных конспектов - дидактических чертежей, представляющие собой учебный материал в максимально свернутой, системной, эмоционально значительной форме. Знакомясь с опорным конспектом, ученики изучают практику логически постигнутого, целостного усвоения учебного материала. С опорными конспектами можно действовать по прямой аналогии: в данном случае обучающиеся получают готовый опорный конспект и по нему подготавливаются к последующему занятию. Если действовать наоборот, то педагог выдвигает обучающимся предложение понять опорный конспект так, чтобы самостоятельно воссоздать его дома и должно подготовиться к следующему занятию. Действую по творческой аналогии, педагог объясняет учащимся системный характер осваиваемого материала, предлагая им самостоятельно сотворить опорный конспект. Переход от одной из указанных форм работы к другой реализовывается постепенно. Время подобного перехода неосуществимо запрограммировать заблаговременно, так как оно зависит от возраста обучаемых, характера их подготовки, уровня интеллектуального развития и так далее.
 
       Принцип обучения на высшем уровне трудностей предполагает такой порядок образовательного процесса, когда обучаемые действуют на обусловленном пределе их интеллектуальных возможностей. Еще Константин Дмитриевич Ушинский сопоставлял формирование интеллекта с физическим развитием человека. И предупреждал, что без устойчивых усилий разум может приравняться к дряблым мускулам человека, который не занимается физическими упражнениями. Принцип обучения на высшем уровне тяжести побуждает обучающихся заниматься с максимальным усилием интеллектуальных возможностей. Конечно, предельный уровень трудности сочетается с позицией доступности. И, естественно, значима при этом профилактика переутомления учащихся.
 
6.    ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
 
                        Соблюдались следующие методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Самостоятельная работа уч-ся с технической документации
Письменное инструктирование
Показ трудовых приемов.
 
             
   РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
 
Форма организации работы учащихся - звеньевая. (Работу выполняли по парно)
Учащиеся группы активно работали на разных этапах урока. Они все выполняли однотипное задание.
 
 
     ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УРОКА.
 
Во время проведения занятия соблюдаются гигиенические условия труда. Нарушение гигиенических условий урока не допустимы. (Оборудование кабинета позволяет сохранить гигиенические условия урока) (здоровье обуч-ся, общий конечный результат урока, и тд).
 
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
 
Решение методического совета на открытый урок положительное. Конкретности указаны на отзыве методиста.
 
Таким образом, знание закономерностей обучения позволяет процесс обучения построить оптимально в самых разных конкретных ситуациях.
А самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку.