Родительское собрание в форме круглого стола на тему: « Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников»


Родительское собрание в формекруглого стола на тему: « Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников»
Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер
и их поведение. Эрих Фром.
Вступительный этап
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).
Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители.
Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).
Основная часть.
Что же представляет собой нравственное воспитание?
Педагог группы раскрывает понятия:
Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.
Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.Введение в проблему
Круглый стол «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Выступление воспитателя.
(Звучит тихая музыка «Малиновый звон)
В настоящее время переход к рыночной экономике меняет систему человеческих взаимоотношений. Поэтому так важно не растерять душу подрастающего поколения. В этих условиях забота о воспитании детей становится важнейшим делом педагогов, родителей, всех членов общества.
«Наши дети - это наша старость, плохое воспитание –это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, страной», - писал А.С. Макаренко .
В.А.Сухомлинский писал: «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка».
«Нищете материальной помочь нетрудно, нищете души – невозможно». Так французский говорил писатель и философ Мишель Монтень.
Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения
Однако семья дает ребенку первый опыт жизненный, именно в семье закладываются основы морального характера и облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Мы учим многому человека в жизни: физике, математике, варить искусству сталь и варить борщ. Учим целенаправленно и планомерно, а вот искусству строить семью и патриотом быть учим недостаточно. Именно поэтому говорится сейчас о едином учебно-воспитательном процессе, образовательной единой среде, включающей школу, внешкольные учреждения и прежде всего семью. Социологические исследования показывают что, на воспитание ребенка влияют:
Семья - 50%; СМИ - 30%, школа - 10%, 10% -улица.
Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Воспитание строиться должно на основе неразрывного единства взглядов, действия и убеждений слова и дела.
Что же представляет собой нравственные ценности?
Вопросы для взрослых и детей:
В1. Качества, необходимые вашему ребенку как человеку (честность, способность любить и сопереживать, порядочность, доброта)
Д1. Каким ты хочешь быть человеком? (Дети ответили: главным, большим, хорошим, сильным, честным, красивым)
В2. Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок стал (бизнесменом, стоматологом, хирургом, спортсменом)
Д2. . Каким ты хочешь быть человеком? (Дети ответили: главным, большим, хорошим, сильным, честным, красивым)
В3. В хорошей семье всегда (лад, мир, любовь, нет лжи)
Д3. Что нужно, чтобы дома было всем хорошо? (чтоб все любили друг друга, покупать игрушки и всякие вкусности, всех целовать, говорить спасибо)
В4. Нельзя прожить без (семьи, любви)
Д4. Без чего нельзя прожить человеку? (без мамы и папы, без воды и еды)
В5. Если бы я нашел клад, то (потратил на улучшение жилищных условий, образование детей, поделился с родственниками, оснастил материальную базу ДОУ)
Д5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал? (купил игрушки и компьютер, отдал маме или воспитателю, не знаю)
В6. Если бы я все мог, то (продлил жизнь своих родителей, сделал всех людей на земле счастливыми, сделал так, чтоб все дети из детских домов нашли свои семьи)
Д6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал? (попросил бы подарки для себя, для брата или сестры, принес бы ее в детский сад)
Нравственное воспитание это - систематическое целенаправленное формирование тех моральных качеств ее личности, которые определяют человека отношение к обществу, к другим людям, к труду.
Важна структура семьи. Лучше, если в семье ребенок не один. Даже если он один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются остальные все члены семьи.
«Вот у вас одно есть яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните что, у вашего ребенка кроме тела, еще есть и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья внесете ребенка в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»
Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят все между собой хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным него для делам семьи: участие в труде по хозяйству домашнему, в решении некоторых экономических вопросов, в семейного организации досуга. Дети убеждаются, что работа совместная спорится, что веселее и лучше сообща действовать.
Подумайте:
1) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении
обязанностей в семье?
2) Как учитываются возрастные особенности ребенка?
3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?
Необходима привычка - поступать правильно. Наша задача не только воспитать правильное в себе, разумное отношение к вопросам поведения, но и еще воспитать правильные привычки, когда мы правильно поступали бы не потому, что сели и подумали, а потому что так привыкли.
Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – судьбу пожнёшь.
Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у детей своих (как наши дети здороваются)
Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима среда моральная. Такой средой должен быть мир добрый семейного или иного окружения.
Ребёнок даже, ещё не умея говорить, не осознавая поступки и речь взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на отношении друг к другу. Доброжелательность, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - обязательный и хороший фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
В.А. Сухомлинский писал: « Отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений. Ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребёнка скачет на языке.
Нравственные начинаются с потребности1. отзывчивости, которую мы понимаем как способность понять затруднительное положение или состояние другого человека.
Отзывчивого человека обычно называют сердечным, чутким. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость нужно в ребёнке ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - установка
нравственная, которую можно сформулировать так: «Никому не вредить, а
приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок
будет всегда стремиться к добру.
3. Еще одним структурным важным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Рассмотрим некоторые законы семейной жизни
1.СИТУАЦИЯ: Мальчик наказан был. Он получил две двойки. Отец ним с серьёзно поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала отца уговаривать отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
ЗАКОН: Родители должны единые предъявлять требования к ребёнку.
2.СИТУАЦИЯ: Родители поехать решили за город, поработать на даче. Все себе нашли работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства
3.СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, посуду помыла, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала « спасибо» и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в похвале, ласке.
Педагог М.Климова отмечает: «Родительский дом занимает первоочередное место в становлении культивировании чувств и заменить его ничто не может»
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание ребёнка включает в себя воспитание чувств. Развитие этого сочувствия требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть на практике, как мы проявляем свою любовь к ближнему.
4.СИТУАЦИЯ : Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так мог не как справиться сам. Мама объяснила задание ему, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно его обняла. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
Противоположенным примером этому может служить и хорошая поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что родители молодые, имея старенького отца, не разрешали кушать ему за общим столом. А чтобы он, не дай бог разбил тарелки из фарфора, купили ему тарелку деревянную и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали четырёхлетнего своего сына за тем, что он пытался мастерить что-то из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся.
Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?
5.СИТУАЦИЯ: В семье двое брат: детей и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания так, как она ещё маленькая. Ей покупают чаще игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
ЗАКОН в семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
ВЫВОД: если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем нотации детям как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?
Дети - свидетели, они учатся жить у жизни.
Ребенка:
Если постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).
Игра «Бабушкин сундук».
- Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребёнка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инстремент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
Большая красивая книга русских народных сказок;
Альбом и краски; букварь; банка варенья, шоколад, конфеты;
Котенок; старинные семейные фотографии; игрушки бабушек и дедушек;
Открытки памятников города; картинки с изображением орденов и медалей;
Кукла, одетая в военную форму; пилотка; пряники; ватрушки.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь
Родители составляют первую общественную среду. Для ребёнка родители являются образцами, на которые ребёнок ежедневно ориентируется. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, людям полезная, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных убеждений и потребностей, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
В заключении, я хотела бы ещё рассказать одну историю.
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Её волосы седые развевались на ветру, одежда была оборванной и грязной. Она что -то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их сумку в себе.
Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им неё от держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо то и дело, нагибаясь, что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми могли порезать ноги дети…
Это легенда реальная история из нашей с вами жизни!
Сколько таких людей живут рядом с нами, как эта старушка, дарят нам ласку и тепло, любовь и доброту, а мы понимаем лишь годы спустя, если вообще понимаем, что значили они в нашей жизни, и какое тепло сердца излучали их души. Давайте сегодня задумаемся о том, как мы строим свою жизнь, какие совершаем поступки, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, честного, убежденного человека.
При этом всегда помнить нужно слова А. С. Макаренко:
«Ребенок - это человек живой, это вовсе не орнамент жизни нашей, это отдельная, полнокровная и богатая детская жизнь по несравненно взрослой силе жизнь эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по красоте и чисто волевых напряжений».
И пусть в этой жизни у всегда ребят будет рядом добрый и надежный родитель, друг, наставник, именно от вас зависит, вырастет каким ваш ребенок.