Программа по формированию навыков толерантности школьников Толерантная личность


Программа
«ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»
Пояснительная записка
Сегодня, когда речь идёт о сохранении целостности Российского государства, поиске идеи, объединяющей всех россиян, особый интерес представляют та составляющая межэтнических отношений и тот фактор, влияющий на них, которые позволят делать взаимодействие эффективным. Именно эффективное межэтническое взаимодействие способствует успешной этнокультурной адаптации человека, которая предполагает достижение социальной и психологической интеграции с ещё одной культурой без потери богатств собственной.
По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». Эта проблема актуальна для современной России, так как участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты, и возникла насущная потребность научиться находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. Для того чтобы выжить, человечество должно преодолеть разрушительные тенденции. Преодолеть их можно двумя способами — подавить или понять и сгладить. Первый способ неприемлем. Второй предполагает у партнеров наличие терпимости и ума, сочувствия и доброжелательности и, конечно, знаний о менталитете как своего, так и других народов.
Цель, основные задачи, ресурсы Программы
Целью Программы является укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека.
Программа реализуется совместными усилиями педагогов с привлечением в установленном порядке органов местного самоуправления, расположенных в селе учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций.
Программа имеет комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в
течение 2010-2015 гг.
Задачами I этапа (2010-2013 год) явились:
разработка методологических, научно-методических и технологических основ межкультурных отношений, профилактики проявлений экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения;
обобщение и развитие имеющегося в школе конструктивного опыта формирования толерантного сознания.
мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма;
проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.
II этап (2013-2015гг.) предусматривает:
реализацию системы мероприятий по формированию толерантной среды;
создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы;
реализацию накопленного школой опыта формирования толерантного сознания, воспитания культуры мира;
внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения;
мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма;
обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.
Структура Программы, система мероприятий
Программа охватывает всю воспитательную среду школы и направлена на школьников. Достижение целей и задач Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединенных в разделы:
Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.
Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде.
Раздел 3. Развитие толерантной среды школы средствами массовой информации.
Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию в местном сообществе.
Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия.
Раздел 6. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в школе.
Раздел 7. Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности.
Раздел 8. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.
В соответствии с задачами 1 этапа основное внимание уделено следующим приоритетным направлениям:
Разработка методологических, научно-методических и технологических основ воспитания культуры мира и формирования толерантного сознания и поведения;
Обобщение и развитие имеющегося в школе конструктивного опыта формирования толерантности;
Мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма;
Широкое информирование о целях, задачах и содержании Программы.
План реализации программы
№ Название мероприятия сроки ответственные
Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.
1 Коррекция программ учебных дисциплин обществоведческого, гуманитарного циклов и программ воспитательной деятельности в классах в соответствии с целями программы 2010 - 2015 зам директора по УВР
2 Реализация комплекса мероприятий в рамках проведения Международного Дня толерантности ежегодно Классные руководители
Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде.
1 Регламентация деятельности общественной детской организации «Бригантина» 2010-2015 Педагог организатор
2 Разработка перспективного плана деятельности «Бригантина» Ежегодно Педагог организатор
3 Организация досуга школьников 2010 - 2015 Педагог организатор Классные руководители
Руководители
дополнительного
образования
4 Реализация Программы по Начало учебного Администрация
адаптации пятиклассников года Классный руководитель 5кл
Раздел 3. Развитие толерантной среды школы средствами массовой информации.
1 Создание в каждом классе пресс -центра Ежегодно Классные руководители
2 Взаимодействие с районной газетой «Вестник подростково-молодежного движения» 2010-2015 Педагог организатор
3 Регулярный выход газеты «На всех парусах» 2010-2015 Руководитель кружка «Юный журналист»
Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию в местном сообществе.
1 Проведение районных этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций 2010-2015 ДК,РДК
2 Экскурсионные программы для учащихся школы 2010-2015 Классные руководители
Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия.
1 Включение в планы классных руководителей информационных часов о религиозных новостях России и мира 2010-2015 Классные руководители
Раздел 6. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в школе.
1 Регламентация деятельности Совета профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних 2010-2015 Социальный педагог
2 Регулярная деятельность Совета профилактики постоянно Социальный педагог
3 Выполнение программы правового воспитания «Подросток» 2010-2015 Педагог-организатор
4 Информирование учащихся и родителей, педагогов об изменениях в правовой сфере. Касающейся образования и несовершеннолетних постоянно Руководитель
методического
объединения
педагогов
воспитателей
Раздел.7 Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности.
1 Проведение в рамках школьных, районных, областных выставок мероприятий, направленных на распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности, информирование о многообразии национальных культур, представленных в Тюменской области 2010-2015 Педагог-
организатор
2 Участие школьников в системе конкурсов и соревнований структур дополнительного образования 2010-2015 Педагог-организатор
Раздел 8. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.
1 Ознакомление с программой воспитания толерантности учащихся, педагогов, родителей, общественности 2010 Педагог-организатор
2 Изучение и обобщение опыта воспитания толерантности учащихся в классах и на уроках 2010 Педагог-организатор
3 Подготовка методической подборки о толерантности для педагогов -воспитателей 2010-2015 Педагог-организатор
4 Проведение мониторинга толерантности в среде педагогов и учащихся ежегодно Социальный педагог
5 Анализ реализации программы воспитания толерантности учащихся школы ежегодно Педагог-организатор
Важнейшим условием успешного выполнения Программы является объединение при ее реализации усилий органов власти, общественных организаций, участие структур гражданского общества. Только реальное взаимодействие может заложить основы гражданского согласия как необходимого условия сохранения стабильности, обеспечить результативность проводимых мероприятий и достижение стратегической цели Программы «Толерантная личность» - сделать школу местом толерантности.