Классный час в 8 классе Толерантная личность


Толерантная личность
(название темы – слайд 1)
(Слайд 2)
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдать твои надежды,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

Цели:
1. Улучшение психологического климата в классе.
2. Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
3. Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
4. Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.
Задачи:
1. Воспитание толерантной личности.
2. Развитие навыков социального поведения.
3. Воспитание уважения к себе и к окружающим.
Предварительная подготовка:
Учащиеся ищут значение слова «толерантность» в разных языках.
Подготовка:
презентация «Толерантная личность», 4 конверта с различными качествами человека, бланки с качествами толерантности, ватман «Доска толерантности», музыка.
План классного часа:
I. Слово учителя. «Сказка о любви».
II. «Что такое толерантность? »
III. Сообщение учащегося «Значение слова «толерантность» в разных языках» и обсуждение.
IV. Качества толерантности.
V. Упражнение. «Насколько я толерантен? »
VI. Тренинг «Сходства и различия»
VII. Обсуждение ситуации «Перед Вами две дороги. Выбирайте…»
VIII. Работа в группах «Как поступить»
IX. Заключение. Пожелание людям.
Ход классного часа.
I. Слово учителя. «Сказка о любви».
Учитель:
- Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. (слайд 3)
Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость (слайд 4), другую – Удача (слайд 5), третью – Красота (слайд 6), четвертую – Печаль (слайд 7), пятую – Доброта (слайд 8).
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой (слайд 9). Задумалась Любовь.
? А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы детей.)
(Звучит музыка и продолжение сказки.)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
? Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы детей.)
II. «Что такое толерантность? »
- Сегодня наш разговор посвящён толерантности и толерантной личности.
(слайд 10) 16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Он объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации. Смысл слова «толерантность» очень важен для существования и развития человеческого общества.
(слайд 11) Толерантность – терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
III. Сообщение учащегося «Значение слова «толерантность» в разных языках» и обсуждение.
- Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН она определяется по-разному.
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. (Сообщение учащегося.)
Ученик:
Сообщение «Значение слова «толерантность» в разных языках».
(слайд 12) Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
(слайд 13) в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Беседа.
? Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы детей.)
? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы детей.)
? А что же объединяет эти определения? (Ответы детей.)
? Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы детей.)
В каждом из этих определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем, каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и себе самому.
IV. Качества толерантности (слайд 14)
- Попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Выберите 6 качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, равенство, милосердие, бессердечность, сострадание, бестактность, терпимость.
Конверт 2: доброта, бессердечность, хвастовство, грубость, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие, зависть, терпимость, прощение.
Конверт 3: бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, раздражение, терпимость, сердечность, конфликт, великодушие, ложь.
Конверт 4: прощение, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, бестактность, зависть, милосердие, великодушие, доброта, конфликт, грубость.
- Какие качества встречаются чаще всего? Давайте прикрепим их на доску.
- Итак, посмотрите, мы дали характеристику человеку, который обладает толерантным отношением. (слайд 15)
Толерантная личность
Милосердие
Уважение человеческого достоинства
Доброта
Равенство
Прощение
Великодушие
Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
Сострадание

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?
V. Упражнение. «Насколько я толерантен? » (слайд 16)
- Сейчас мы с вами выполним упражнение «Насколько я толерантен?» Из предложенных качеств толерантности выберите те, которые характерны для вас лично, отметьте их знаком «+».
(Участникам раздаются бланки с качествами толерантности.)
1. Терпение
2. Доверие
3. Умение владеть собой
4. Доброжелательность
5. Умение не осуждать других
6. Терпимость к различиям
7. Способность к сопереживанию
8. Умение слушать
Вопросы для обсуждения:
?Какие качества вы отметили? (Ответы детей)
? Каких качеств не хватает вам больше всего и почему? (Ответы детей)
? Как сформировать эти качества у себя? (Ответы детей)
VI. Тренинг «Сходства и различия». (слайд 17)
- Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.
(Учащиеся делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.)

? Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества? (Ответы детей)
? Национальность влияет на взаимоотношения людей? (Ответы детей)
? Как общаются между собой пожилые и молодые люди? (Ответы детей)
? Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека? (Ответы детей)
- А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, рост, цвет глаз и т. д.
Вывод:
В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими.
VII. Обсуждение ситуации «Перед Вами две дороги. Выбирайте…»
(слайд 18)
- Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
СИТУАЦИЯ «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?
- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо, девушка, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не
хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызову врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете свое счастье. (слайд 19)
Беседа:
? Почему молодой человек отказался помочь? (Ответы детей.)
? Как бы вы поступили в этом случае? (Ответы детей.)
? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? (Ответы детей.)
? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню? (Ответы детей.)
(слайд 20)
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
(Ученик читает стихотворение) (слайд 21)
Марк Лисянский
«Добрые слова».
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела нужны?
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
VIII. Работа в группах «Как поступить? » (слайд 22)
- А сейчас работа в группах. Я раздаю вам карточки с ситуациями, вы их обсуждаете и выбираете самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.
Карточка 1. Клички.
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют «Толстый», хотя он несколько раз просил гак его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Саша, он - Толстый!». Ваши действия:
-Станете тоже называть его «Толстый», иначе все могут начать смеяться над вами.
-Будете называть его по имени - вам наплевать на мнение окружающих.
-Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками -глупо.
Карточка 2. Предрассудки.
В вашем дворе живет девочка-инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Ваши действия:
Откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
Согласитесь, но потом не пойдете - наверняка там будет скучно.
Пойдете и приведете с собой сестру. Карточка 3. Бойкот.
Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила принять ее в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия:
-Несмотря на протесты друзей разрешите Ане стать вашим художником.
-Разрешите Ане участвовать, но дадите ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
-Найдете предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.
(слайд 23)
Карточка 4. Расизм.
В вашем дворе живет мальчик с темным цветом кожи. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнан об этом и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это опасно. Ваши действия:
Послушаетесь папу, все-таки он - взрослый.
Продолжите общаться со своим другом, но папе не расскажете.
-Попросите разрешения пригласить друга в гости и познакомите его с папой. Папа поймет, что все нормально, и проблема будет решена.
(слайд 24)
Подведение итогов.
Учащиеся приходят к выводу, что каждый из них также может многое изменить, проявлять терпимость к окружающим, уважать различия в людях и пытаться сделать свой мир более терпимым.
IX. Заключение. Пожелание людям. (слайд 25)
- А в завершение нашей встречи на листочке напишите пожелание одноклассникам, учителям, просто людям и прикрепите его к доске толерантности. Пусть это будет нашим сегодняшним вкладом в дело созидания.
Возможные варианты:
· Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
· Не ссориться, стараться понять друг друга
· Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
· Больше общаться, узнавать друг друга
· Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
Список литературы:
1. Федоренко Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе. – СПб.: КАРО, 2007.
2. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004.
3. Искусство жить с непохожими людьми./ под ред. Асмолова А.Г. и др. Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009.
4. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004.



Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.
VI. Работа по группам:
Учитель:
Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.
(Через 5 мин. обсуждение групповых работ.)
слайд
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что-либо делать вместе
Понимание и принятие
Чуткость, любознательность
Снисходительность
Доверие, гуманизм Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
Нетерпимость
Выражение пренебрежения
Раздражительность
Равнодушие
Цинизм
Немотивированная агрессивность
Учитель:
Каждый человек выбирает свой стиль, свой путь общения. Следовательно, существует и два пути общения.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
IV. Тест «Насколько вы толерантны?».
Учитель. Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.
1.Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали.Расстроитесь?
а)да;
б)нет.
2.Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а)чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б)чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3.Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?
а)да;
б)нет.
4.Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а)если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б)мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5.Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с инымположением, обычаями?
а)мне трудно было бы это сделать;
б)я не обращаю внимание на такие вещи.
6.Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а)мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б)если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой жеманере.
7.Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают несвое дело»?
а)да;
б)нет.
8.Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектомвсеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а)мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б)я лишь радуюсь за него (нее).
9.В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современноемолодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:
а)уйдете пораньше под благовидным предлогом;
б)вступите в спор.
Учитель. А теперь подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы: 16, 26, За, 4а, 56, 66, 76, 86, 9а.
Анализ результатов
От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.