Индивидуальная образовательная программа по предмету Окружающий природный мир для учащихся 1 класса с умеренной и выраженной умственной отсталостью


МБОУ Есаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВРДиректор МБОУ
Есаульская СКШИ
________ В.А. Речкалова__________ Р.К. Байгутина« » __________ 2016 г.« » __________ 2016г.
Индивидуальная образовательная программа
по предмету
«Окружающий природный мир»
на 2016-2017 учебный год
Составитель программы:
учитель начальных классов
высшей категории
Щипова Е.П.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № 1 от « » ____________ 2016 г.
Руководитель ШМО: _________ Т.Г. Воронова
Содержание индивидуальной образовательной программы по предмету «Окружающий природный мир» предусматривает следующие разделы:
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) индивидуальной образовательной программы.
1.3 Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
2.2. Содержание программы по предмету.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
3.2. Учебно - методический комплекс.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися со стойким нарушением познавательной деятельности.
Индивидуальная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень:
Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1998 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990.);
Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1995 г.);
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление главного Государственного врача от 10.08.2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 09. 2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
Региональный уровень
Приказ МОиН Челябинской области № 01-2540 от 25.08.2014 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;
Письмо МОиН Челябинской области 0т 11.09. 2015 г «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.07.2014 г. № 03-02/5561 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.12.2014 г. № 03-02/9894 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК по форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ»
Приказ МОиН Челябинской области от 03.02. 2016 г. «Об исполнении органами местного самоуправления в сфере образования, возложенных на них мероприятий ИПРА инвалида и ИПРА ребенка – инвалида ФГУМСЭ»
Устав МБОУ « Есаульская школа-интернат»;
Локальные акты МБОУ «Есаульская школа-интернат»
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения кприроде.
Основными задачами программы являются:
Формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
Формирование временных представлений;
Формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления»,
«Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима),суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общиезакономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять вгруппы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, а потом учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты
природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочиететради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
Данная программа предназначена для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Место учебного предмета
Индивидуальная образовательная программа в соответствии с Учебным планом МБОУ Есаульская специальная (коррекц.) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (2 часа в неделю в соответствии с расписанием).
Количество часов в год – 68ч.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) индивидуальной образовательной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Планируемые предметные результаты
Учащиеся должны научиться:
Кондратьев Т.
различать части суток (день, ночь);
соотносить части суток с видами деятельности;
узнавать и называть изученных домашних животных;
узнавать и называть изученные фрукты и овощи;
проявлять интерес к объектам живой природы.
Хакимов Э.
различать части суток (день, ночь);
соотносить части суток с видами деятельности;
узнавать и называть изученных диких и домашних животных;
узнавать и называть изученные фрукты и овощи;
узнавать и называть времена года (лето, зима);
проявлять интерес к объектам живой природы;
соблюдать правила безопасного поведения в природе.
1.3 Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООПобразовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации
аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Ре-
зультаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизнен-
ной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа
результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
При оценке результатов достижений обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил», «усвоил с помощью», «не усвоил»), т.е. безоценочная система на протяжении всего периода обучения.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
Умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца.
Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам в рамках учебного плана.
2.2. Содержание программы по предмету.
Содержание индивидуальной образовательной программы определяется актуальным уровнем предметных компетенций:
Узнавание и различение фруктов. Узнавание и различение овощей Узнавание и различение домашних животных Узнавание и различение диких животных Узнавание и различение частей суток (день, ночь)
Кондратьев Т. - - - - -
Хакимов Э. - С пом. С пом. - -
Растительный мир
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша, слива) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание особенностей ухода за комнатными растениями.
Животный мир.
Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,собака). Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога,хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). Знание питания домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, котенок, щенок).Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные».
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (день, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочиететради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
3.2.Учебно – методический комплекс.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
1 класс
№ Тема Кол-во часов Дата Коррекционно-образовательные задачи Наглядность
1 четверть – 18 часов.
1. Выявление знаний, умений у учеников. 1 Определить актуальный уровень предметных компетенций.
Формировать умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать. 2. Первый раз в первый класс. 1 Уточнить и расширить представления о школе. Развитие умения моделировать фразу. Воспитание мотивации к учению. Тетради «Ознакомление с окружающим миром»
3. Экскурсия в природу.
Сезонные изменения в природе осенью. 1 Учить называть простейшие явления погоды (холодно, тепло, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе. Формировать элементарные временные представления.
Развивать внимание, наблюдательность, речь, мелкую моторику, умение устанавливать элементарные причинно – следственные связи. Воспитывать эстетические чувства. Картинки «Осень», осколочные картинки, раскраски.
4. Приметы осени во всем встречает взор. 1 Формировать элементарные временные представления. Познакомить с приметами осени в неживой и живой природе. Расширять объем понимания речи. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Картинки «Осень», осколочные картинки, раскраски.
5. Листья осени. Осенняя прогулка. 1 Познакомить с изменениями в жизни растений с приходом осени. Развивать зрительное восприятие. Расширять словарный запас. Осенние листья.
6. Изготовление аппликации из листьев деревьев. 1 Закреплять знания об изменении в жизни растений с приходом осени. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, активный словарь. Осенние листья, картон, клей.
7. Осенние цветы. Экскурсия. 1 Расширять знания об изменении в жизни растений с приходом осени. Развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, активный словарь. 8. Труд людей осенью. Экскурсия на пришкольный участок. 1 Познакомить с изменениями в жизни человека с приходом осени. Формировать представления о взаимодействии человека с природой. Развивать наблюдательность, внимание. мыслительные операции, речь. Прививать учебные навыки. 9. Труд людей осенью. Обобщение наблюдений. 1 Совершенствовать знания об изменениях в жизни человека с приходом осени. Формировать представления о взаимодействии человека с природой. Развивать наблюдательность, внимание. мыслительные операции, речь. Прививать учебные навыки. Тетради «Ознакомление с окружающим миром»
10. Фрукты. Яблоко. 1 Формировать представления детей о фруктах на основе знакомства со свойствами яблока, груши, сливы. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Воспитание мотивации к учению. Яблоки
Груши
Сливы
11. Фрукты. Груша. 1 12. Фрукты. Слива. 1 13. Фрукты. Упражнения в различении. 1 Учить различать изученные фрукты. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка навыка описания предмета. Развитие внимания, мыслительных операций. Воспитание мотивации к учению. Яблоки
Груши
Сливы
Тетради «Ознакомление с окружающим миром»
14. Употребление фруктов в пищу. 1 Познакомить со значением фруктов в жизни человека. Коррекция недостатков познавательной сферы. Тетради «Ознакомление с окружающим миром»
15.
16.
17
Овощи. Лук.
Овощи. Картофель.
Овощи. Морковь. 1
1
1 Формировать представления детей об овощах на основе знакомства со свойствами лука, картофеля, моркови. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Воспитание мотивации к учению. Лук
картофель
морковь
Тетради «Ознакомление с окружающим миром»
тетради
18. Повторение. 1 Закреплять знания, полученные в 1 четверти. Коррекция недостатков познавательной сферы. Прививать учебные навыки.
Фрукты, овощи
Тетради «Ознакомление с окружающим миром»