Урок Психологическая подготовка к службе в вооруженных силах


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ в ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФМОУ СОШ №28Педагог-психологТимошина Татьяна Юрьевна ИСТОЧНИКИ ИСТОЧНИКИ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ«Современная война» беседа 12 минИгра «Добровольцы » 20 минГрупповая викторина 8 минГрупповая рефлексия 5 мин«Профессионально-личностный опросник В.П. Петрова (по желанию ) Психологическое воздействие на противника в целяхДезинформации Запугивания ДеморализацииПроводились военными деятелями Шумера, Вавилона, Египта, Китая, Древней Греции и Рима, в Средние века. Описаны в трудах Геродота, Ксенофонта, Плутарха, Юлия Цезаря и пр.Позже славу по психологическому воздействию на войска противника снискали: Чингиз-хан, Ришелье, Н.Макиавелли, киевский князь Святослав, А.В. Суворов, Наполеон и др. Психологическая война – основное оружие будущегоНАТО «Психологические операции» - ПсО.Радио, Телевидение, Установки, Интернет, Листовки.Американцы считают листовки одним из наиболее действенных средств пропаганды.Как можем нейтрализовать?Наши средства ПСИ воздействия? История войн и военного искусства убедительно доказываетчто объектом противоборства в бою и войне являются не территория, не военные объекты и боевая техника и даже не живая сила противоборству­ющей стороны, а способность и воля противника к сопротивлению.Ошибки в оценке способности противника к сопротивлению влекут за собой просчеты в оперативно-тактических расчетах и обоснованиях. Афганистан Нередко «слабая сторона» в боевом противоборстве преследует прежде всего психологические цели, ведущие к ослаблению противостоящих сил. Преимущества ее в том, что она ставит войска противника в непривычные для них условия, принуждает к выполнению несвойственных им функций, применению неосвоенных способов боевых действий. Противники наших войск в Афганистане и Чечнечасто использовали тактику действий боевых и диверсионных групп, отличающуюся выраженной деятельностной и психологической спецификой.Среди способов действий противника преобладали засады, налеты, диверсии, поиск, рейд, т. е. методы, характерные для войск специального назначения. По оценкам специалистов, такие способы вооруженной борьбы в локальном военном конфликте имеют целый ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционными. Характеристика эл-ов психологической модели современного бояобъект конфликта;противоборствующие стороны со сформировавшимся у них ресурсом конфликтных действий (образами установками, целями, мотивами, навыками эффективных действий, психофизиологическими возможностями) и социальными рангами;настроения, традиции, сплоченность, психологический климат;стратегии, способы, приемы;средства ведения конфликтных действий (обычное оружие, оружие массо­вого поражения, оружие несмертельного действия и др.);• условия конфликта (социальные, эколого-эргономические, боевые).Личностные особенности бойцов Военный психолог Г. Е. Шумков«...предварительное ознакомление воинов с реальными событиями в бою — в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний — есть предварительное накопление боевого опыта….» Состояние перед боем общее состояние - тревожное ожидание.-поведение-настроение--интеллект-эмоции-физиология-индивидуально СТРАХПо оценкам американских экспертов около 90% военнослужащих испытывают в бою страх в явно выраженной форме. При этом у 25% из них страх сопровождается тошнотой, рвотой, у 20% - неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника.Индивидуально - психологическая специфика реагирования людей на опасность проявляется и в том, что они испытывают пики негативного переживания в разное время. В ряде исследований установлено, что примерно 30% воинов испытывают наибольший страх перед боем, 35% - в бою и 16% - после боя. Продолжительность боевых действийПроцесс адаптации к боевым действиям примерно 15-25 сутокК концу срока военнослужащий достигает пика МППосле 30-40 суток - быстрый спад истощение. После 45 суток непрерывного пребывания – отправка в тыл, иначе – не боеспособность.Военные руководители многих армий мира регулируют время пребывания военнослужащих непосредственно в зоне боевых действий в данных временных рамках «Закон сна»При непрерывном ведении боевых действий закон: «четыре через четыре» (4 часа боевой активности, дежурства, чередовать с 4 часами сна, отдыха) - 4 часов на сон солдату и - 6 часов — командиру Психологическая характеристика наступательных боевых действий -наступление-предпочитаемо-начальник- внезапность-когнитивно-успех-эмоции: возбуждение, подъем, гасящие негативы.-поведение – энергия, динамика: инициатива, героизм, заражение, подражание-по мере приближения к противнику – опасность растет-влияние боя с течением времени – «автомат»-расстоянии примерно 200 шагов до противника бойцы бросаются бегом, развивается сила, которая движет вперед, преодолевая любые препятствия, они уже не отступят. Нравственная сила - настолько велика, что противостоять наступающей лаве невозможно.-после атаки, как правило - сильная амнезия-окружение противника, ошибка - эйфория" бесстрашных" психически нормальных - не бывает. Психологические особенности оборонительных боевых действий-снижение управляемости, сплоченности-усиление эффекта диверсий-психические состояния и поведение воинов в полной степени определяются качеством инженерного оборудования позиций снабжения воинов боеприпасами, средствами индивидуальной защиты, питанием, своевременным предоставлением отдыха, недопущением безделья, пьянства, расхлябанности, распространения упаднических настроений Психологические особенности ведения боевых действий ночьюотрицательные:-- нарушение ориентировки в пространстве;- снижение воинского мастерства;- затрудненность слаженных совместных действий;- возрастание тревоги и чувства изолированности от своих войск;- усиление подверженности панике и др.положительные:- возможность достижения внезапности и вести боевые действия с дезорганизованным и деморализованным противником;- возможность снизить страх перед противником, вызывающим страх визуально;- снижается действие некоторых фобий (например, снайперобоязни, агорафобии (боязни открытых пространств) и др.).Для предупреждения «срабатывания» негативных особенностей ночного боя необходимо в мирное время готовить личный состав к ночным действиям Психологические состояния воинов после выполнения боевой задачи -постепенное возвращение способности воинов критически мыслить-стремление отвлечься от переживаний путем выполнения работы-при неудачном завершения - развиваться состояния неуверенности-большую остроту в случае больших потерь в людях и боевой технике.-медленное восстановление интеллектуальных способностей -общее состояние - усталость, сонливость, желание лечь, отдохнуть; отрешенность; малоподвижностью; избеганием контакта глазами;.В этот период - дать отдохнуть, чтобы восстановить физические и психические силы.После отдыха вовлечь их в активную несложную деятельность, подбодрить добрым словом, избегая укоров. ПомощьКонцентрация внимания на предметеПереключение на различные предметы Прием «Выдыхание боли». Находясь в любом положении, --расслабиться, установить ровное дыхание. Делая вдох, представить, что в груди формируется облако целительных жизненных сил, к примеру серо-голубого цвета. Представить болевой участок, «увидеть» имеющий коричнево-черный цвет. Медленный выдох, направить целительное облако на больное место ( орган), наблюдая, как оно обволакивает болевой участок, вырывает куски боли и выбрасывает из тела. Упражнение повторять до тех пор, пока оно не «вычистит» болящий орган и последний не приобретет естественный цвет. «Добровольцы» 2 команды по 4ч Игра “Убить моль на шинелях” (1 мин.)  Цель: активное вовлечение участников в игру Всем участникам группы “убить по 10 штук моли”, и первый демонстрирует “убивание моли” хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. В каждой команде «чистят друга от моли». 2.Командир – поднять взглядомЗадание: «поднять взглядом» всех участников так, чтобы все они одновременно стояли 1 секунду.Правила:1. Участники смотрят в лицо водящего2. Участник, на котором водящий зафиксировал взгляд в течение одной секунды, должен быстро встать и стоять 10 секунд. Каждый участник самостоятельно ведет счет секундам 3. Отсчитав 10 секунд - стоящий садится4. Можно смотреть на одного участника сколько угодно 5. Упражнение выполняется молча. 3. Разведка - внимание«Противник дислоцируется»Зафиксировать расположение «врага» Передать мимикой и жестами командируСмена команд«Противник дислоцируется»Зафиксировать расположение «врага» Передать мимикой и жестами командиру 4.«Психологическое вредительство»Четвертый участник команды придумывает и затем зачитывает все мероприятия по подрыву морального духа:бойцов «вражеской» армиикомандного состава «врага» местного населения, лояльного к «врагу». Разведка – «кипишь»ЗаданиеПроникнуть на вражескую территорию под видом………Команды – 3 минуты подготовка 3 минуты «действо»3 минуты – рефлексияВ конце игры – подведение итогов Викторина1.Находясь в лесу зимой вы отморозили рукуА)Растирать ее снегомБ)Согреваться около костраВ)Согревать ее собственным теплом2.Перебраться вброд через быстрое течениеА)Вниз по течениюБ) Перпендикулярно течениюВ) Против теченияГ) Под углом 45 град к течению Викторина3. Вас мучает голод, продуктов нет – и выА)попытаетесь есть то же, что и птицыБ)попытаетесь есть все ягоды, встречающиеся на пути, кроме ярко-красныхВ) возьмете в рот небольшое кол-во ягод, растений и, разжевав, подождете 5-10минГ) несмотря на голод, не станете есть незнакомые ягоды и растения Викторина 4. Передвигаясь по тонкому льду вы попали в холодную воду – вы будетеА)раздевшись прыгать, пока не согреетесьБ)некоторое время кататься по снегу в мокрой одеждеВ)прыгать в мокрой одежде Викторина5. Вам предстоит длинный переход, вы обнаружили потертость на ногахА)протрете подошвы обуви бензиномБ)намочите носки водой и наденете обувьВ)время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую; наденете носки наизнанкуГ)наденете обувь на босую ногу Викторина6. Рядом с вашим биваком ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для питья и еды вы возьмете А)из ручьяБ)из болотцаВ)из специально вырытой ямы рядом с болотцем Викторина7. Вы укрылись в оборудованной снежной пещере, имеющаяся горелка освещает и согревает убежище. При каком цвете пламени вам не следует беспокоиться?А)желтомБ)голубомВ)красном Викторина8. Внезапно разразилась сильная гроза, вы видите что приближается интенсивная вспышка молнии. Ваши действияА)спрячетесь под огромным деревомБ)укроетесь под навесом скалыВ)останетесь на открытой местности, продолжая движение и не обращая внимания на грозуГ)найдете не выделяющееся на местности укрытие и переждете грозу СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ«Победивший других – силенПобедивший себя – могущественен»Лао-Цзы