Презентация на тему Воспитание через научно-исследовательскую деятельность


Научно-исследовательская деятельность как важный фактор воспитания Учитель физики МАОУ «СОШ № 28» г. СыктывкараАрхипова Наталья Васильевна «Важным условием выживания и работы человека в информационном мире является овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления». Воспитание и обучение одарённой личности в настоящее время, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.  Цель организации научно-исследовательской работы учащихся - воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые  и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно. Качества, формирующиеся в процессе НИД организованность дисциплинированность самоконтроль самоанализ целеустремленность коммуникативность уверенность ответственность самостоятельность Научно-исследовательская деятельность Создает:Высокую мотивацию познавательной и учебной деятельности Формирует:Черты творческой личности;положительную «Я-концепцию» Развивает:Мышление, интуицию, воображение Способствует:развитию социально-активной личности и ее самоопределению Проблемы организации НИД в школе: Отсутствие обучения педагогов по проблеме организации НИД (только самообразование);отмечается тенденция к снижению или же утрате учебной мотивации у современных школьников;у большинства учеников нет потребности  в изучении более сложных понятий для работы над исследованием или проектом, поэтому к НИД привлекаются только лучшие ученики;школьнику приходиться не только собственно учиться, но еще и социализироваться;Совместная деятельность ученика и педагога требует достаточно много времени; Пути решения проблем: Руководителю НОУ пройти курсы повышения квалификации по организации НИД в школе; Включить в тему самообразования педагогов школы вопрос об организации НИД учащихся; Более широко и систематически использовать методы НИД не только на уроках, но и во внеурочной деятельности; Привлекать к НИД не только самых лучших учеников школы, но и средних учащихся; Продумать систему поощрений учащихся и педагогов, активно занимающихся НИД. Организация НОУ в школе Цель: расширение сферы научно-исследовательской деятельности обучающихся школы.Формирование и развитие УУД обучающихся через научно-исследовательскую и проектную деятельность. Задачи: 1. Выявление и воспитание одаренных детей, вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую и проектную деятельность.2. Развитие положительной мотивации к научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов путем творческого поиска, приносящего радость открытия.3. Предоставление учащимся возможности участия в различного рода конкурсах, конференциях, семинарах, интеллектуальных марафонах.4. Вооружение учащихся и педагогов научными методами исследования, мониторинга и прогнозирования.5. Создание творческих групп учащихся и научного ученического совета (НУС), осуществляющего руководство работой НОУ.6. Контроль и оценка результатов научно-исследовательской деятельности и ее коррекция.7. Поддержка одаренных учащихся с привлечение государственных и различного рода спонсорских средств.  Результат: Саморазвитие личности обучающихся через работу в НОУ. Направления работы: Информационная работа. Руководство методической работой НОУ. Методическая работа с педколлективом. Методическая работа с учащимися. Работа с родителями, вузами, научно- исследовательскими и культурно-просветительными учреждениями. С чего начать?Проведение анкетирования учащихся и учителей по организации работы НОУ.Изучение и прогнозирование запросов учащихся и их родителей на соответствующие виды деятельности.Организация творческих групп педагогов и учащихся.Психолого-педагогическое тестирование обучающихся 2-11 классов.Создание банка данных о творческих способностях обучающихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности обучающихся.Разработка положений по: НОУ, ШНИК, «Интеллектуальному марафону», различным конкурсам.Разработка и утверждение плана работы НОУ на учебный год. Выбор и утверждение состава НУС (Научного Ученического Совета). Информационная работаОформление стенда НОУ.Информирование обучающихся и педагогов о конкурсах различного уровня.Информирование о работе НОУ через Интернет.Пополнение электронного сборника научно-исследовательских работ учащихся и учителей школы. Руководство работой НОУ.Утверждение состава НУС.Разработка и утверждение плана работы НОУ на учебный год.Создание банка данных одаренных детей на основе ППТ. Проведение анкетирования учащихся по организации работы НОУ.Организация творческих групп педагогов и учащихся.Разработка обучающих программ, методических рекомендаций по НИД.Утверждение жюри школьных конкурсов.Организация и проведение школьной научно-практической конференции.Подготовка и участие в районной научно-практической конференции.Подведение итогов школьных конкурсов: «Лучшая проектная работа», «Лучшая научно-исследовательская работа», «Лучший научный руководитель», «Лучшая презентация». Изучение и прогнозирование запросов учащихся на соответствующие виды деятельности, отслеживание динамики результатов и успехов учащихся.Анализ деятельности и поощрение наиболее активных членов НОУ и педагогов. Методическая работа с педколлективомПроведение анкетирования учителей по организации работы НОУ.Привлечение педколлектива к работе НОУ.Проведение с классными руководителями круглого стола «Выявление одаренных детей и их развитие через научно-исследовательскую и проектную деятельность».Проведение заседания «Планирование работы НОУ на уч. год».Проведение семинаров, круглых столов, практических занятий по вопросам организации НИД учащихся.Привлечение педагогов к участию в мастер-классах с целью обобщения опыта работы учителей по овладению современными технологиями обучения. Подготовка научных руководителей участников школьного и районного туров научно-практической конференции.Проведение конкурса «Лучший научный руководитель».Привлечение учителей 2-4 классов к участию в проектной деятельности обучающихся. Методическая работа с учащимисяПроведение практических занятий по обучению НИД.Подготовка и участие в предметных месячниках: естественных наук, истории, математики, русского языка и литературы.Участие в предметных декадах: экологической, правовой и т.д.Участие в школьных и районных турах олимпиад, конкурсах.Участие в школьном и районном турах интеллектуального марафона.Участие в школьном и районном турах научно-практической конференции.Проведение заседаний членов НУС.Проведение рейдов в классы с целью помощи учителям в подготовке обучающихся к проектной и научно-исследовательской деятельности.Коллективная и самостоятельная исследовательская деятельность.Проведение конкурсов: «Лучшая проектная работа», «Лучшая презентация», «Лучшая научно-исследовательская работа». Работа с родителями и внешкольными учреждениямиИзучение и прогнозирование запросов родителей на соответствующие виды деятельности их детей.Взаимодействие с родителями с целью популяризации НИД в школе и привлечения Создание системы взаимодействия с внешкольными учреждениями, вузами, предприятиями, организация экскурсий.