Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Евтухович Татьяна Николаевна
Филиал МБОУ Волчковкой СОШ в селе Рахманино, Петровского района, Тамбовской области, тел 9537098363, E –mail tnevtuhovich@yandex.ru
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения”
А.А.Плешаков

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В условиях обострения экологической ситуации в агропромышленном производстве особое значение приобретает развитие у сельской молодежи экологической культуры, гуманистического взгляда на природу. В этом процессе образованию принадлежит ведущая роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека (общий или экологический) есть результат воспитания и обучения. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных знаний и практических умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Главной его задачей является воспитание личности как субъекта жизнедеятельности, способного гармонично взаимодействовать с миром природы. Целью экологического образования служит формирование экологического мировоззрения и экологической ответственности, основу которых составляют новые ценностные ориентиры, убеждения, обеспечивающие разумную деятельность человека в системе «Биосфера - агропромышленное производство - общество».
Воздействие сельского хозяйства на природу началось на заре земледелия, и по мере развития масштабы его увеличивались. В настоящее время при обработке земли используется современная техника, позволяющая качественно ее обрабатывать, что дает возможность получать высокие урожаи. Но часто не учитывается, что при распашке земельных угодий гибнет много насекомых, животных, птиц, уничтожаются условия для произрастания редких растений, изменяется микроклимат, а главное, создаются благоприятные условия для эрозии почвы - смыва и выдувание верхнего слоя.
В нашем районе нет заброшенных полей, вся земля качественно обрабатывается и дает хороший урожай. И вот уже не первый год Петровский район является одним из лидеров в области по общему объему зерновых культур. Это вызывает чувство гордости за родной край. И все-таки есть и негативная сторона в нашем современном развивающемся земледелии. Это массовая распашка лугов. Такая неразумная деятельность человека приводит к увеличению объема паводковых и дождевых стоков в реки, которые приносят огромное количество иловых частиц, вызывая увеличение мутности воды и под угрозой исчезновения оказываются малые реки. Изменение плодородия почвы, структуры пищевых цепей и видового состава животных и растений происходит медленно, создавая картину внешнего экологического благополучия. Но последствия всех этих процессов имеют глобальный характер для будущего поколения. Что приводит человека к таким действиям, желание обогатиться или экологическая безграмотность?
Сельская школа находится в непосредственной близости к природе и сельскохозяйственному производству. Тамбовский край – край аграрный, главным богатством котор
·ого является земля. Кто, если не наши нынешние и будущие выпускники должны работать на земле, стать хлеборобами, агрономами. Поэтому именно сельская школа должна стать центром воспитания экологической культуры. Перед сельским учителем стоит задача научить учащихся осознавать экологические проблемы и ответственно и бережно относиться к земле и к природе в целом. Сельская школа обладает возможностью целенаправленной передачи информации, что позволяет обеспечить связь между экологическими знаниями и практическими умениями природоохранного направления. Одной из основных задач учебно-воспитательной деятельности сельской школы является формирование у подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания. Окружающая среда становится важнейшим педагогическим средством воспитания индивида, а экологическая работа - одним из путей развития сельской школы в современ- ных условиях. Овладение умением общения и взаимодействия с окружающим миром способствует развитию свободной личности, способной к самовыражению и самореализации.
Творческий поиск и педагогический опыт по этой теме привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся по изучению экологических проблем родного края. В ходе исследовательских работ были затронуты следующие темы: «Влияние на экосистему села Рахманино хозяйственной деятельности человека», «Антропогенные влияния на возникновение ольхового леса», «Деятельность человека и жизнь малых рек и родников». С этими работами мои ученики принимали участие в муниципальных и региональных конкурсах и становились победителями и призерами. Самостоятельная исследовательская работа подталкивала ребят искать и находить свои пути решения по улучшению экологической обстановки родной природы.
Я считаю, что именно такая работа позволяет развивать у детей экологическую грамотность. У сельской школы есть все возможности для воспитания бережного отношения к окружающей природе. Каждый школьный предмет должен быть пропитан любовью и уважением к родной земле. Только тогда мы сможем вырастить достойное поколение, которое будет жить и работать на благо своей Родины, разумно и рационально использовать ее природные богатства.



Евтухович Татьяна Николаевна филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Волчковской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Ф. А. Сорокина в селе Рахманино Петровского района Тамбовской области.
Учитель первой квалификационные категории
тел 9537098363, E –mail [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Резюме
Данная статья описывает экологические проблемы родного края, связанные с деятельностью агропромышленного комплекса. В ней показана ведущая роль сельской школы в формировании у подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей средой. Именно сельская школы имеет большие возможности в воспитании экологической культуры через исследовательскую деятельность. Самостоятельная исследовательская работа заставляет ребят искать и находить свои пути решения по улучшению экологической обстановки родной природы.


.

15