Конспект урока письма и развития речи по теме Склонение имен прилагательных единственного числа


МКОУ «Вачская коррекционная школа-интернат»
План-конспект урока
по письму и развитию речи
в 6 классе
Тема: «Склонение имен прилагательных
единственного числа».

Учитель: Афанасьева Л.Б.
Цель: закрепить умение определять род и падеж имен прилагательных единственного числа.
Задачи:
Образовательные:
закреплять алгоритм определения падежа имен прилагательных;
закрепить умение грамотно ставить вопрос к имени прилагательному.
Развивающие:
корригировать произвольное внимание, зрительное восприятие, мыслительные операции;
обогащать и активизировать словарь.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать любознательность, интерес и бережное отношение к обычаям и традициям русского народа.
воспитывать трудолюбие, аккуратность в выполнении заданий.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, конверты с геометрическими фигурами, опорные таблицы.
Ход урока
I.Орг.момент.
Слайд № 1
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, а если у кого-то из вас настроение не совсем хорошее, мы вместе постараемся это исправить.
А сейчас улыбнитесь, все у нас получится, со всем мы справимся!
II. Сообщение темы.
- Вашему вниманию предлагаю загадку, отгадав её, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигают,
И весну к нам зазывают.
- Да, это масленица.
Слайд № 2
- На этой неделе мы отмечаем этот чудесный, радостный праздник. И сегодня на уроке, беседуя про масленицу, мы вспомним и закрепим наши знания и умения по теме «Склонение имен прилагательных мужского, среднего и женского рода».
Слайд № 3
III.Выполнение заданий.Определение имени прилагательного.
Масленица - один из древнейших праздников русского народа. Как только народ не называл Масленицу.
Слайд № 4
честная,
широкая,
веселая,
сырная
- К какой части речи относятся все эти слова?
(имена прилагательные)
- Почему?
(обозначают признак, отвечают на вопрос какая?)
- Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми.
У каждого дня масленичной недели своё название.
1 день Встреча
Слайд № 5
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
- А чтобы узнать, как самим можно сделать чучело на Масленицу, нам надо выполнить несколько заданий. Итак, первое задание мы с вами выполнили, вспомнили, какие слова называются именами прилагательными. Поэтому нам открывается первый этап изготовления чучела.
Шаг №1(на доску)
Берутся два сухих бруска, подлиннее для туловища, покороче - для рук, сбиваются крестом друг с другом.
Квадрат букв.
2 день. ЗаигрышС этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления.
- Вот и нам надо съехать с горки, чтобы прочитать спрятанное слово среди букв в этом квадрате.
Слайд № 6
Б РА ЗЩК Л Н Т У
О М И ША
Ч С Д Н В
Ь Я Ф Г Ы - Да, это слово - блины.
Слайд № 7
Открывается следующий этап.
Шаг №2
Солому или бумагу прикрепляют к кресту с помощью веревок.
- А почему именно слово БЛИНЫ было спрятано?
Блины непременный атрибут Масленицы. Они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя день. Поэтому 3 день Масленицы называется Лакомка. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой и пекли блины.
3. Подбор имен прилагательных.
- Следующее задание. Надо подобрать к существительному БЛИН имена прилагательные. Есть небольшая подсказка, даны начальные буквы.
Слайд № 8
Блин ( …………?) к……………….(круглый)
г……………….(горячий)
р………………..(румяный)
з…………………(золотистый)
Слайд № 9
(дети записывают в тетрадях: Блин (какой?) круглый, горячий, румяный, золотистый.)- Задание выполнено, открываем следующий этап.
Шаг № 3
Светлый мешок набивают соломой или бумагой и зашивают. Надевают платок и им же прикрепляют получившуюся голову к туловищу.
4. Восстановление текста.
Слайд № 10
- А вы любите блины? А кто готовил их сам?
- Вам предлагается рецепт приготовления блинов. Но его необходимо дополнить именами прилагательными, используя слова для справок.
( раздаются карточки каждому учащемуся)
В…………………………………муку постепенно вливаю молоко и яйцо, всё перемешиваю. Затем я добавляю соль, сахар и…………………………………. масло. В это время сковорода разогрелась. Я наливаю тесто тонким слоем и выпекаю до…………………………… цвета с двух сторон. Смазываю блины……………………… маслом. ………………..аппетита!
Слова для справок: просеянную, приятного, растительное, золотистого, сливочным.
- Рецепт мы восстановили, открываем следующий этап.
Шаг № 4
5. Определение рода и падежа имен прилагательных.
( Предложения записываются в тетрадь)
- А теперь определим у имен прилагательных род, падеж и выделим окончание.
- С заданием справились.
Шаг № 5
4 день Разгуляй
На этот день приходилась середина игр и веселья. Ну и нам пора отдохнуть.
Физминутка Слайд № 11
Масленица к нам пришла,
Она веселье принесла.
Эй, пляши скорей народ,
Масленица в пляс идет.
Где песня поется,
Там легче живется.
6. Собери пословицу.
5 день Тёщины вечерки
- Самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.
- У меня для вас есть знатное угощенье. В конвертах геометрические фигуры, собрав их правильно, должна получиться конфета, на которой будет написана пословица про Масленицу.
Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.
- А что означает эта пословица?
(После Масленицы наступает пост)
- Записываем пословицу в тетрадь.
- Назовите имена прилагательные, определите род.
- Задайте вопрос к прилагательным. Можно ли по вопросу определить падеж? Почему? Что надо сделать? (определить падеж у существительных).
(пословица записывается в тетрадь, опр. падеж)
7. Самостоятельная работа.
Карточки с заданием.
Сильные
Найти имена прилагательные, определить род, падеж.
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.
Средние
Найти имена прилагательные, определить род, падеж.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.
Слабые
У имени прилагательного определить род, падеж.
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
- Последнее задание выполнено.
Шаг № 6
Слайд № 12
6 день Золовкины посиделки
- Золовка - это сестра мужа. В этот день молодые невестки принимали у себя родных.
IV.Итоги.- Повеселились, поиграли. Пришло время проводить Масленицу. В старину сжигали Масленицу, а пепел рассыпали по полям, чтобы был хороший урожай.
Слайд №13
- Ну а у нас сегодня хороший урожай отметок.
Оценивание.
- Наш урок подходит к концу, а Масленица заканчивается 7 днем «Прощённое воскресенье».
Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с "повиновением", просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году.
Всем спасибо за урок!
Найти имена прилагательные, определить род, падеж.
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.
Найти имя прилагательное, определить род, падеж.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.
У имени прилагательного определить род, падеж.
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Найти имена прилагательные, определить род, падеж.
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.
Найти имя прилагательное, определить род, падеж.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.
Найти имя прилагательное, определить род, падеж.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.
Найти имя прилагательное, определить род, падеж.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.
Найти имя прилагательное, определить род, падеж.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.