Конспект урока на тему Склонение имен прилагательных единственного числа СКОУ 8 вида


ГОУ ЯО «Рязанцевская школа-интернат»
Конспект открытого урока в 8 классе
на тему
«Склонение имен прилагательных
единственного числа»
Подготовила и провела: Павловская Н.Н.
(Ноябрь, 2016г.)
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме.
Тема: «Склонение имён прилагательных единственного числа».
Урок – презентация: путешествие в зимний лес.
Цели:
Образовательные: Обобщить знания учащихся об особенностях склонения прилагательных единственного числа; закреплять правописание безударных  окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода.
Коррекционно-развивающие: Развивать  и корригировать орфографическую зоркость, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация), речь, внимание, память - посредством выполнения упражнений, решения проблемных ситуаций, повторения правил и развернутых ответов на вопросы.
Воспитательная: Воспитывать в детях чувства любви и бережного отношения к природе; умения адекватно оценивать свою работу и работу товарищей; чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: карточки-помощники «Падежи и их вопросы», таблица «Падежные окончания имен прилагательных», компьютер, проектор,  мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент. Объявление темы урока. (СЛАЙД 1)
( Число и название работы уже записаны в тетрадях учащихся)
2. Актуализация знаний.
а) - Отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес) (СЛАЙД 1)
б) - Опишем зимний лес: 1-й ряд называет имена существительные, 2-й ряд – имена прилагательные так, чтобы получились словосочетания ( морозы…трескучие; снега…белые, сыпучие; ветры…вьюжные, холодные; метели…дружные, снежные; день…зимний, морозный; деревья…снежные, пушистые и др.)
- Что же такое имя существительное?
- Что такое имя прилагательное?
в) – Составьте предложения про зимний лес, используя данные слова, а признаки добавьте сами. (СЛАЙД 2)
( Лес, снег, солнце. В зимнем лесу блестит на солнце белый снег.)
- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Они делают речь более точной, яркой, образной.)
- Запишем это предложение в тетрадях и разберем его по членам и частям речи. (Один ученик работает у доски)
3. Повторение грамматических признаков имен прилагательных.
1) – Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам)
- Как же определить число, род и падеж имени прилагательного? От чего зависят эти признаки? (от имени существительного). Памятка – СЛАЙД 3.
2) – Как по-другому называется изменение прилагательных по падежам? (Склонение)
- О склонении имен прилагательных поговорим, описывая зимний сад. Послушайте рассказ «Северные гости». (В процессе чтения появляется СЛАЙД 4)
Уснул сад под теплым снежным одеялом. В глубоком оцепенении стоят деревья. И вдруг я слышу тонкий свист. Оглядываюсь и замираю от зимней сказки: снегири! Теперь я каждое утро вижу на яблоне северных гостей.
4. Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода.
1) – Какие словосочетания существительных с прилагательными можно составить по этой фотографии (обращение к слайду 4) и вписать в данную таблицу? (СЛАЙД 5)
И.п. …свист …сказка …одеяло
Р.п. и т.д.
Изменение по падежам данных словосочетаний: 3 ученика – на доске (м.р., ж.р., ср.р.), остальные – в тетрадях. (Учащиеся пользуются карточками-помощниками, таблицей «Падежные окончания имен прилагательных»)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Если я назову словосочетание, в котором слова мужского рода, приседают мальчики.
Если я назову словосочетание, в котором слова женского рода, приседают девочки.
А если это слова среднего рода, то приседают все.
Белая береза
Холодный ветер
Яркое солнце
Солнечный зайчик
Крепкое здоровье
Хитрая лиса
Морозное утро
2) Самостоятельная работа. СЛАЙД 6
- Спишите, вставив пропущенные окончания; определите род и падеж имен прилагательных.
Разгулялась в чист… поле весел… вьюга-метелица. Умылась она на утренн… зорьке снежком и выпустила из снежн… рукава снегирей да синиц. Не увидишь такой удивительн… красоты в цел… свете!
- Проверьте окончания имен прилагательных – СЛАЙД 7.
(Учащиеся по очереди называют окончания, род и падеж прилагательных)
3) Вывод.
- Как проверить безударные окончания имен прилагательных? (По окончанию вопроса; по ударному окончанию другого слова того же рода: м.р. – большОЙ, ж.р. – молодАЯ, ср.р. – золотОЕ и др.)
5. Закрепление.
- Скоро Новый год. Какими словосочетаниями и предложениями вы бы описали этот праздник? Используйте как можно больше имен прилагательных. Вам помогут данные имена существительные. (СЛАЙД 8)
( Красивая ёлка – ж.р., разноцветный салют – м.р., новогодние игрушки – мн.ч. и др.)
6. Подведение итогов.
- О какой части речи говорили сегодня?
- Что обозначает имя прилагательное? (СЛАЙД 9)
- Как изменяется имя прилагательное? (СЛАЙД 10)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?
- А теперь обобщим все, что мы знаем о прилагательном. Что это? (СЛАЙД 11)
7. Рефлексия.
- Оцените свою работу, закончив высказывания: (СЛАЙД 12)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я могу поблагодарить…
Комментированное выставление оценок.
- Всем большое спасибо!