Статья: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ТЕХНОЛГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе.  Традиционно в должностные обязанности учителя входит умение планировать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету, технологической карты изучения учебной темы, урока.  Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение учителя классической структурой урока на фоне собственных творческих разработок как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Термин проектирование не является традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену привычному нам планированию. Проектирование  (от лат. projectus, буквально – брошенный вперёд) – процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Дидактическое проектирование – это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.
      Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока, реализующего требования ФГОС:
- осуществление целеполагания не как обозначение ориентиров в собственной обучающей деятельности, а как определение результатов образования ребенка (результатоориентированные цели в виде системы универсальных учебных действий);
- переход от определения (планирования) последовательности своей собственной деятельности к продумыванию совместной деятельности учителя и ученика;
- смена собственной позиции обучающего-информирующего на позицию создающего условия (образовательную среду) для учения, т.е. освоения и присвоения содержания образования ребенком. 
Организация современного урока должна способствовать высокой результативности обучения, воспитания и развития. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие, поэтому, на каждом уроке необходимо формировать универсальные учебные действия, формировать систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Учитель должен создать на уроке развивающую среду, стимулирующую активные формы познания: наблюдение, опыт, предположение, учебный диалог, обсуждение мнений, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, найти разные способы самооценки, контроля, сформировать нравственно-эстетические ценности. Особенностью содержания современного урока является формирование учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Первым технологическим требованием к уроку в условиях системно-деятельностного подхода является отчетливая целенаправленность занятия. Приступая к уроку, учитель обязан определить, чем будет отличаться класс и, в частности, каждый обучающийся в конце урока от класса и каждого ученика в начале урока, что должно прибавиться за урок к качествам обучающихся, которыми они уже обладают. Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Технологичное описание целей современного урока - это описание в первую очередь планируемых результатов учеников, потому что измерять и оценивать в конце урока учитель должен действия учеников, и на основании их результатов проводится рефлексия по поводу эффективности педагогической деятельности, решённых педагогических задач. После описания целей (планируемые действия - результаты учеников в рамках учебной темы) учителю легко осознать, что он будет оценивать на уроке и с помощью каких заданий. Это можно оформить в виде таблицы и назвать оценочным листом, таблицей требований к образовательным результатам. В ней обязательно должна быть графа, где можно дать возможность ученику провести самооценку своих результатов.
В практике я использую следующие приемы постановки цели на уроке: побуждающий или подводящий диалог, проблемная задача, ситуация, работа над понятием, формулирование темы-вопроса, группировка, исключение, мозговой штурм, корзина идей, проблема предыдущего урока, предъявление парадоксов, видеоклип, фото, картинка, уточняющие вопросы; решение нестандартных задач, интеллектуальная разминка, «Древо познаний», ситуация «яркого пятна», эпиграф, нерешенная домашняя задачи и прочее. Так, на уроке окружающего мира в 3 классе при изучении темы «Иван Грозный - первый русский царь", использована ситуация «яркого пятна». По классу развешаны портреты князей, один выделен цветом и размером. Внимание детей концентрируется на выделенном ярком пятне «царь Иван Грозный, 1547 год». Учащиеся должны определить, почему акцент дан на это имя и дату и сформулировать тему и цель урока. На уроке русского языка при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» (2 класс), при постановке задачи использован прием «Тема-вопрос». Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
- Нарисуйте прут. Какой прут вы нарисовали? (Пруд – водоем, прут – ветка без листьев.).
- Что общего в словах пруд и прут и чем они различаются? (Одинаково произносятся, но имеют разное значение, пишутся по-разному, на конце слова у них парные согласные.)
- Какова задача нашего урока? (Научиться писать слова с парными согласными на конце слова.)
Для того чтобы наилучшим образом достигнуть реализации цели и задач урока, необходимо создать такую мотивацию, при которой все учащиеся охотно, энергично и в то же время спокойно будут работать на протяжении всего урока. Это достигается специальными мерами психологической зарядки, созданием доброжелательной атмосферы, благожелательным отношением, верой в высокие способности учащихся. Предварительная организация класса заканчивается организацией внимания учащихся к предстоящей учебной работе, созданием у них специального интереса к ней. Способы организации внимания учащихся по каждому предмету и теме могут быть различными, главное, чтобы они вызывали внутренний интерес, причем именно к тому, чем предстоит заниматься. Привлекает внимание и сама тема, если она сформулирована необычным образом. Целесообразно проведение рефлексии настроения с целью установления эмоционального контакта и благоприятного исхода деятельности в начале и в конце урока. Для этой цели используем разноцветные карточки, изображения, условные знаки, стихотворения, картины, «дневники настроения», цветовые методики «Цветик-многоцветик», «Мое разноцветное настроение». В начале урока литературного чтения на тему «Русская народная сказка «Дочь-семилетка» (3 класс), использовалась рефлексия «Цветик-многоцветик». Ученики выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общий цветок. В конце урока дети выбираются лепестки, и сравнивается настроение в начале и в конце урока, обязательно выясняем причины смены настроения. На уроках математики при работе в группах, используем методику «Букет». Она развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ученика три цветочка разных цветов. Голубой цветочек дарят самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); желтый – самому покладистому; фиолетовый – самому активному. Формулировки указаний меняются. Определяем, у кого получился самый большой букет и почему. Рефлексию «Запусти кораблик в море Знаний», используем в конце урока. На доске картина с изображением моря. Дети, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе. Часто на уроках используем прием «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предлагают одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующим шагом в проектировании урока будет формулирование педагогических задач — действий учителя. Педагогическая задача - это описание ситуации, которая раскрывает взаимодействие учителя и детей по поводу достижения определённой цели. Все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в организации их развивающей деятельности. По сути, учитель должен определить условия того, как ситуацию «незнания» перевести в ситуацию «знания». Когда определены задачи учителя, появляется возможность отобрать способы и средства для их решения. Главное - выделить базовую технологию обучения, так как в её логике и будет выстраиваться процесс обучения на уроке, определяться последовательность действий учителя и учеников. При этом технология также должна соответствовать идеям деятельностной парадигмы образования. Можно ориентироваться на классификацию современных технологий построения учебного процесса на проблемной, деятельностной, смысловой, альтернативной, ситуативной, диалоговой основах. После определения целей, педагогических задач и технологий наступает важный этап разработки технологической карты сценария урока.
Структура урока системно-деятельностной направленности «открытия» нового знания включает следующие этапы:
1.Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2.Актуализация и пробное учебное действие.
3.Выявление места и причины затруднения.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5.Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8.Включение в систему знаний и повторение.
9.Рефлексия учебной деятельности.
Изучение нового материала – главное в обучении. Ученик – субъект учебной деятельности, поэтому необходимо построить урок таким образом, чтобы он в результате достиг желаемых целей и результатов, получил знания и умел их использовать не только на уроке, но и в жизни. Современный урок обеспечивает активное включение детей в учебно-познавательную деятельность, ученик «открывает» знания в процессе собственной деятельности. При открытии новых знаний следует исходить из того, что фактически учащиеся видели, слышали, знают, умеют и основываться на изученном материале. Новый материал может быть усвоен в процессе самостоятельной, групповой и парной работы. Новые знания должны быть ясно поняты учащимися именно на уроке. Домашняя работа имеет лишь вспомогательное значение, главным образом для совершенствования применения изученного и понятого на уроке. Изучение нового материала строится таким образом, чтобы в результате каждый ученик смог объяснить его классу, товарищу, смог установить связи с прежде известным, включить новый материал в единую систему с уже накопленным в сознании ученика, так, чтобы в единой системе не было ни пробелов, ни противоречий. Развитие компетенций и личностных качеств обеспечиваются на уроке используя такие продуктивные задания, как формулирование вопросов по теме урока; создание схем, таблиц, опорных слов; создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение, сказка; работа с учебником, справочной литературой, в сети Интернет, наблюдение, обращение к опыту учащихся и другие. Используются следующие методы обучения: ролевые игры, дискуссии, мозговой штурм, парная и групповая работа, исследовательская и проектная деятельность, защита проектов, рефератов, сообщения, сочинения, обмен мнениями, моделирование и прочие. Приведем пример организации исследования в малых группах. Прием исследования – поиск фактов применялся на уроке русского языка по теме «Родственные слова. Корень слова» (2класс). Для создания мотивации используем прием выполнимое/невыполнимое действие. Ученики получают карточки слов с безударной гласной в корне слова, которые вызывают у учащихся затруднение в подборе родственных слов. Выявляем, что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова. Далее выполняется исследование в малых группах. Даны картинки, необходимо записать слово, обозначенное картинкой. На месте безударного гласного - прочерк. Из приведенной группы слов ученики выбирают слова, которые могут быть проверочными и записывают пары слов, приходят к выводу, что помогло проверить слова: родственное слово или форма слова. Делают выводы о способе проверки орфограммы.
На уроке литературного чтения по теме «Басни И.А.Крылова» (3 класс) ученикам предлагается сравнить названия различных литературных произведений, среди которых есть и басни. Необходимо выделить среди них басни. Записать список басен. При выполнении задания возникают трудности. Выявляется причина и предлагается разрешение проблемы. Каждая группа читает произведение, определяет жанр, особенности басни как жанра. На данном этапе исследования у учащихся формируется умение искать информацию, пользоваться словарем, энциклопедией, учебником, сравнивать, оценивать, делать выводы. Группы обмениваются информацией и составляют точный список басен.
Одной из базовых образовательных технологий деятельностного подхода является исследовательская и проектная деятельность, которая способствует формированию умения определять проблемы и решать их. В исследовательской деятельности развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки. Исследовательские работы учащихся затрагивают различные темы учебных предметов, социальные проблемы и вопросы. Ребята изучают дополнительную литературу, занимаются поиском необходимой информации в сети Интернет, работают со словарями, выполняют практические работы, опыты, эксперименты, проводят анкетирование среди ребят, разрабатывают памятки. Результаты работы оформляют в виде мультимедийной презентации или альбома с фотографиями, рисунками. В презентации дети анализируют свою деятельность, предъявляя результаты самостоятельной работы, демонстрируют наглядный материал, отвечают на вопросы.
Выполняя исследовательскую работу «Как устроена русская изба?», ученица Проценко Елизавета, выдвигает предположение о том, как устроена русская изба, как назывались и для чего служили предметы и мебель, находящиеся внутри избы. В процессе работы Елизавета ищет информацию в энциклопедиях, Интернете, обращается к специалистам, посещает Дома народного творчества, исследует домашнюю утварь, проводит наблюдения и подтверждает выдвинутое предположение. С презентацией выступает на уроке окружающего мира. Одноклассники задают вопросы и обсуждают результат.
Особенностью новых государственных стандартов образования является ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ученика способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться. Младшему школьнику предоставлены условия для развития таких способностей, как осознание и оценка своей деятельности, соотношение результата деятельности с поставленной на уроке целью, определения своего знания и незнания. Для рефлексивного анализ использую такой прием, как «Рефлексивный экран» - экран с незаконченными предложениями. Ученик выбирает фразу или несколько фраз и заканчивает ее: Сегодня я узнал(а)… . Было интересно… Было трудно… . Теперь я могу… .Я научился(ась) … . Я попробую… . Меня удивило… . Мне захотелось…. Интересны детям и такие приемы, ка составление «Синквейна», «Лестница успеха», «Дерево успеха», «Светофор», «Букет», «Солнышко», «Смайлики». Рефлексивные приемы отражают удовлетворенность уроком, состояния своего развития, саморазвития и определения причин этого. Рефлексия дает возможность отслеживать уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния.
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ.
Свои уроки я проектирую в соответствии с требованиями ФГОС НОО, «учу детей учиться», а порой и сама учусь у своих любимых и талантливых учеников. Применение новых технологий даёт возможность достигать результатов, поставленных целей совместно с детьми, вместе открывать что-то новое, радоваться успехам и получать удовлетворение от совместной работы. На основании опыта работы можно отметить, что организация современного урока способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития моих учеников. Использованные приемы и методы нашли своё применение также на уроках проводимых на базе МОУ, конкурсах «Учитель года», семинарах, стажерских площадках. Мои ученики являются победителями конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», «Первые шаги в науке», Шуховского фестиваля научно-исследовательских и проектных работ. Качество знаний учащихся 4 –б класса – 76,9%.
Рецепт приготовления хорошего урока (из книги Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. С.П.Казачкова, М.С. Умнова):
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции: мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика.
Количество ингредиентов – на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и у вас все получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!
ЛИТЕРАТУРА
Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствие с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - 2011. -  №12.
Марчукова О.Г. Проектирование современного урока. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - Тюмень, 2012.
Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога.//Журнал «Начальная школа плюс  До и После». - №6, 2014г.
Урок – исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова, Н.Б.Соловьёва; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2014. – 168 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.