Урок внеклассного чтения Д.Хармс Во-первых и во-вторых…


УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
Тема: Даниил Хармс «Во-первых и во-вторых»Цели урока: Обучающие: создать условия для ознакомления с произведениями Д.Хармса
формировать умение соотносить иллюстрации с текстом;
способствовать развитию интереса к чтению.
Развивающие:
создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
содействовать развитию коммуникативных умений, культуры общения;
содействовать осознанию ценности совместной деятельности.
Планируемые результаты: Предметные:
познакомятся с произведением Д.Хармса;
научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения
Метапредметные:
 
познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в группе, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;
коммуникативные: вырабатывают в группе критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивают достижения участников групповой работы по выработанным критериям
Личностные:
осознают эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения
Оборудование: Проектор, презентация, макеты светофоров, раздаточный материал (приложения).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности
учеников Планируемые результаты
Личностные Метапредметные:
Предметные:
I.ОргмоментПриветствие учителя.
•           Руки? – НА МЕСТЕ
•           Ноги? – НА МЕСТЕ
•           Локти? – У   КРАЯ
•           Спина? – ПРЯМАЯ.
Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
Настроение на уроке
- Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в начале нашего урока (слайд 2). На доске висит Светофор настроения, заполним его глазки.
спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, я справлюсь с работой; (зеленый)
я волнуюсь, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий и переживаю – справлюсь ли я с работой; (жёлтый)
мне тревожно, я переживаю, что не справлюсь с работой (красный) Обучающиеся самостоятельно оценивают свою готовность к уроку
Дети заполняют кружками соответствующего цвета «глаза» светофора. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формирование регулятивных УУД, овладение приёмом, используемым при работе с любым предметным материалом. Осознание значимости чтения для дальнейшего обучения.
II.Актуализация
знаний.
1.Речевая разминка
2. Работа в парах
П. Синявский
– Ребята, прочитайте отрывок из произведений и определите жанр.
(Приложение 1)
Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучокТуфельками чок да чок!
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог…
– Как определили?
– Чем похожи?
– Чем отличаются?
– Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. А кто скажет, кто автор второго стихотворения?
– Ученик 4-б класса сказал, что автор этого стихотворения Карл Иванович Шустерлинг. А я знаю, что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто из нас прав?
– Давайте ответим на этот вопрос, прочитав дополнительную информацию. (Приложение 2)
Ответ ищут вместе, подчеркивая карандашом
Кто прав? И почему?
Псевдоним – это что? Читают с разной интонацией, медленно; медленно, ускоряя темп; быстро и постепенно замедляя темп; выразительно
- Определяют жанр (стихи)

По признакам стихотворения: Каждая строчка написана с
большой буквы, не зависимо от знаков препинания в конце строчки, есть рифма
- Про бал и про гостей?
- Герой во втором неизвестен. И оно не закончено.
Проблемный вопрос (предположения детей)
Ответы детей (работа в парах)
Читают дополнительную информацию, выделяют, подчеркивая карандашом.
Ответы детей:
- Что учитель и ребенок 4 класса правы.
(Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)
Придуманное имя Развитие дикции учащихся
Формирование умения объективно оценивать учебные достижения своего одноклассника. Умение слушать и вступать в диалог.
Учебное взаимодействие в паре.
Выполнение анализа причин учебного успеха или неуспеха, нахождение способа выхода из этой ситуации Знать жанры художественных произведений.
Развитие умения выразительно читать, отработка навыков артикуляции
III.Физкультминутка
На болоте две подружки, две зеленые лягушки (ноги врозь, руки в стороны. Сгибание и разгибание рук.)Утром рано умывались, полотенцем растирались, (руки на пояс. Наклон вперед, прогнуться)Ножками топали, ручками хлопали, (3 шага на месте; три хлопка)Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. (руки за спину. наклон влево, вправо)Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет! (Произнести приветствие, подняв руки вверх и соединив ладони)
Выполняют движения по тексту под руководством учителя Формирование понимания важности здорового образа жизни Выполнение действий по образцу Развитие памяти через запоминание текста наизусть, его выразительное декламирование.
IV. Знакомство с новым материалом.
1.Определение темы урока
2. Работа над текстом произведения в группах.
Сформулируйте тему урока
Действительно, мы сегодня с вами познакомимся новым произведением Д.Хармса .Рассказ о Д.Хармсе и его творчестве (слайды 3-5)
А называется это произведение «Во-первых и во-вторых…» (слайд 6)
Организовать работу над текстом в группах. Текст разделить на части, к каждой части даны рисунки (приложение 3). Знакомство с произведением Д.Хармса.
Работают в группах. Презентовать свою часть, кратко пересказав свою часть и предоставить рисунок к ней. Развивать умение слушать одноклассников и понимать их точку зрения, учитывать разные мнения.
Активизировать познавательную деятельность учащихся. Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя,
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке
V. Рефлексия Внимательно прочитать, объяснить – почему именно эту строку ты выбрал.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
- Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в конце нашего урока (слайд 7). На доске висит Светофор настроения, заполним его глазки.
Я читаю, что хорошо поработал на уроке (зеленый)
я мог бы работать и лучше (жёлтый)
я не доволен своей работой (красный) Дети ставят знак у тех слов (строчки), которые им больше всего подходят по окончании урока, некоторые объясняют свой выбор. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Самооценка на основе критерия успешности
Формирование нравственных ценностей: силы воли, целеустремленности в преодолении неудач, взаимопомощи Анализ и рефлексия своей деятельности на уроке.
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Построение речевого высказывания.
VI. Итог урока С каким произведением мы с вами познакомились?
Кто автор произведения?
Это его псевдоним или настоящее имя?
Какое его настоящее имя?
Еще рекомендую прочитать!
(слайд 8) Отвечают на поставленные вопросы учителя
«Во-первых и во-вторых…»
Д. Хармс
Псевдоним
Даниил Иванович Ювачёв.
Анализ и рефлексия своей деятельности на уроке.
Домашнее задание Нарисовать рисунки к прочитанным произведениям Д.Хармса для коллективного оставления коллажа.
Рекомендую посмотреть! (слайд 9) Учиться отбирать информацию
Учиться осуществлять проектную деятельность в группе: определять свою роль в общем деле, понимать личную ответственность за результат группы.
Создание алгоритма групповой деятельности
Выход на деятельностный способ работы с материалом Продолжить работу над продуктивным чтением и разными видами пресказаМежпредметная интеграция (литер. чтение + навыки с уроков трудового обучения и изобр. искусства)
Приложение 1
Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучокТуфельками чок да чок!
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог…
Приложение 2
Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв. Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде. Сейчас этот город снова стали называть Петербургом. Д.Хармс был большим выдумщиком. Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж». Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс.
Во-первых и во-вторых
1группа. ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.
ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: «Я с тобой пойду». И мы оба пошли, напевая песенки.
В-ТРЕТЬИХ, идем мы и смотрим — стоит на дороге человек, ростом с ведерко.
«Ты кто такой?» — спросили мы его. — «Я самый маленький человек в мире». — «Пойдем с нами». — «Пойдем».
Пошли мы дальше, но маленький человек не может за нами угнаться. Бегом бежит, а все-таки отстает. Тогда мы его взяли за руки. Петька за правую, я за левую. Маленький человек повис у нас на руках, едва ногами земли касается. Пошли мы так дальше. Идем все трое и песенки насвистываем.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, идем мы и смотрим — лежит возле дороги человек, голову на пенек положил, а сам такой длины, что не видать, где ноги кончаются. Подошли мы к нему поближе, а он как вскочит на ноги, да как стукнет кулаком по пеньку, так пенек в землю и ушел. А длинный человек посмотрел вокруг, увидел нас и говорит: «Вы, — говорит, — кто такие, что мой сон потревожили?» — «Мы, — говорим мы, — веселые ребята. Хочешь, с нами пойдем?» — «Хорошо», — говорит длинный человек да как шагнет сразу метров на двадцать. «Эй, — кричит ему маленький человек. — Обожди нас немного!» Схватили мы маленького человека и побежали к длинному. «Нет, — говорим мы, — так нельзя, ты маленькими шагами ходи».
Пошел длинный человек маленькими шагами, да что толку? Десять шагов сделает и из вида пропадет. «Тогда, — говорим мы, — пусть маленький человек тебе на плечо сядет, а нас ты под мышки возьми». Посадил длинный человек маленького себе на плечо, а нас под мышки взял и пошел. «Тебе удобно?» — говорю я Петьке. «Удобно, а тебе?» — «Мне тоже удобно», — говорю я. И засвистели мы веселые песенки. И длинный человек идет и песенки насвистывает, и маленький человек у него на плече сидит и тоже свистит-заливается.
2 группа. В-ПЯТЫХ, идем мы и смотрим — стоит поперек нашего пути осел. Обрадовались мы и решили на осле ехать. Первым попробовал длинный человек. Перекинул он ногу через осла, а осел ему ниже колена приходится. Только хотел длинный человек на осла сесть, а осел взял да и пошел, и длинный человек со всего размаху на землю сел. Попробовали мы маленького человека на осла посадить. Но только осел несколько шагов сделал — маленький человек не удержался и свалился на землю. Потом встал и говорит: «Пусть длинный человек меня опять на плече понесет, а ты с Петькой на осле поезжай». Сели мы, как маленький человек сказал, и поехали. И всем хорошо. И все мы песни насвистываем.
В-ШЕСТЫХ, приехали мы к большому озеру. Глядим, у берега лодка стоит. «Что ж, поедем на лодке?» — говорит Петька. Я с Петькой хорошо в лодке уселся, а вот длинного человека с трудом усадили. Согнулся он весь, сжался, коленки к самому подбородку поднял.
Маленький человек где-то под скамейкой сел, а вот ослу места-то и не осталось. Если бы еще длинного человека в лодку не сажать, тогда можно было бы и осла посадить. А вдвоем не помещаются. «Вот что, — говорит маленький человек, — ты, длинный, вброд иди, а мы осла в лодку посадим и поедем». Посадили мы осла в лодку, а длинный человек вброд пошел, да еще нашу лодку на веревочке потащил. Осел сидит, пошевельнуться боится — верно, первый раз в лодку попал. А остальным хорошо. Едем мы по озеру, песни свистим. Длинный человек тащит нашу лодку и тоже песни поет.
3 группа. В-СЕДЬМЫХ, вышли мы на другой берег, смотрим — стоит автомобиль. «Что ж это такое может быть?» — говорит длинный человек. — «Что это?» — говорит маленький человек. — «Это, — говорю я, — автомобиль». — «Это машина, на которой мы сейчас и поедем, — говорит Петька. Стали мы в автомобиле рассаживаться. Я и Петька у руля сели, маленького человека спереди на фонарь посадили, а вот длинного человека, осла и лодку никак в автомобиле не разместить. Положили мы лодку в автомобиль, в лодку осла поставили — и все бы хорошо, да длинному человеку места нет. Посадили мы в автомобиль осла и длинного человека — лодку некуда поставить.
Мы совсем растерялись, не знали, что и делать, да маленький человек совет подал: «Пусть, — говорит, — длинный человек в автомобиль сядет, а осла к себе на колени положит, а лодку руками над головой поднимет». Посадили мы длинного человека в автомобиль, на колени к нему осла положили, а в руки дали лодку держать. «Не тяжело?» — спросил его маленький человек. — «Нет, ничего», — говорит длинный. Я пустил мотор в ход, и мы поехали. Всем хорошо, только маленькому человеку впереди на фонаре сидеть неудобно, кувыркает его от тряски, как ваньку-встаньку. А остальным ничего. Едем мы и песни насвистываем.
В-ВОСЬМЫХ, приехали мы в какой-то город. Поехали по улицам. На нас народ смотрит, пальцами показывает: «Это что, — говорит, — в автомобиле дубина какая сидит, себе на колени осла посадил и лодку руками над головой держит. Ха! ха! ха! А впереди-то какой на фонаре сидит. Ростом с ведерко! Вон его как от тряски-то кувыркает! Ха! ха! ха!» А мы подъехали прямо к гостинице, лодку на землю положили, автомобиль поставили под навес, осла к дереву привязали и зовем хозяина. Вышел к нам хозяин и говорит: «Что вам угодно?» — «Да вот, — говорим мы ему, — переночевать нельзя ли у вас?» — «Можно», — говорит хозяин и повел нас в комнату с четырьмя кроватями. Я и Петька легли, а вот длинному человеку и маленькому никак не лечь. Длинному все кровати коротки, а маленькому не на что голову положить. Подушка выше его самого, и он мог только стоя к подушке прислониться. Но так как мы все очень устали, то легли кое-как и заснули. Длинный человек просто на полу лег, а маленький на подушку весь залез, да так и заснул.
4 группа. В-ДЕВЯТЫХ, проснулись мы утром и решили дальше путь продолжать. Тут вдруг маленький человек и говорит: «Знаете что? Довольно нам с этой лодкой и автомобилем таскаться. Пойдемте лучше пешком». — «Пешком я не пойду, — сказал длинный человек, — пешком скоро устанешь». — «Это ты-то, такая детина, устанешь?» — засмеялся маленький человек. — «Конечно, устану, — сказал длинный, — вот бы мне какую-нибудь лошадь по себе найти». — «Какая же тебе лошадь годится? — вмешался Петька. — Тебе не лошадь, а слона нужно». — «Ну, здесь-то слона не достанешь, — сказал я, — здесь не Африка». Только это я сказал, вдруг слышим на улице лай, шум и крики. Посмотрели в окно, глядим — ведут по улице слона, а за ним народ валит. У самых слоновьих ног бежит маленькая собачонка и лает во всю мочь, а слон идет спокойно, ни на кого внимания не обращает. «Вот, — говорит маленький человек длинному, — вот тебе и слон как раз. Садись и поезжай». — «А ты на собачку садись. Как раз по твоему росту», — сказал длинный человек. — «Верно, — говорю я, — длинный на слоне поедет, маленький на собачке, а я с Петькой на осле». И побежали мы на улицу.
В-ДЕСЯТЫХ, выбежали мы на улицу. Я с Петькой на осла сел, маленький человек у ворот остался, а длинный за слоном побежал. Добежал он до слона, вскочил на него и к нам повернул. А собачка от слона не отстает, лает и тоже к нам бежит. Только до ворот добежала, тут маленький человек наловчился и прыгнул на собаку. Так мы все и поехали. Впереди длинный человек на слоне, за ним я с Петькой на осле, а сзади маленький человек на собачке. И всем нам хорошо, и все мы песенки насвистываем.
Выехали мы из города и поехали, а куда приехали и что с нами там приключилось, об этом мы вам в следующий раз расскажем.
Приложение 3
1,2
3
152403810 23583903810
5
4

7
6

9,10
8