Основные принципы и инструменты реализации требований ФГОС ООО к результатам предметной области «Технология»

Журнал «Школа и производство» №7, №8 за 2015г.
Бармина Вера Яковлевна
ст. преподаватель кафедры теории и методики обучения
технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО,
Плетенева Оксана Валерьевна, доцент, канд. соц.наук,
зав. лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения ГБОУ ДПО НИРО,
Тулупова Оксана Владимировна, канд.пед.наук,
доцент кафедры педагогики и андрагогики
ГБОУ ДПО НИРО
г. Нижний Новгород
Основные принципы и инструменты реализации требований ФГОС ООО к результатам предметной области «Технология»
Учебный предмет «Технология» занимает особое место среди других учебных предметов. С одной стороны, исходя из общих требований к результатам (ФГОС ООО, пункт 8), можно утверждать, что освоение учебного предмета «Технология» должно обеспечить достижение предметных результатов, включающих: сформированные представления о современных технологиях и последствиях их применения, а также терминологический аппарат; освоенные технолого-технические действия, составляющие основу специфических для данной предметной области умений, развитые технологический тип мышления и способности осуществлять виды деятельности (учебно-познавательная, учебно-проектная, учебно-исследовательская, учебно-трудовая) по получению нового знания в рамках предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. С другой стороны, именно учебный предмет «Технология» наиболее органично направлен на формирование метапредметных результатов, которые обозначены в Федеральных государственных образовательных стандартах. Достижение как предметных, так и метапредметных результатов основано на реализации принципов уровневой дифференциации, интерактивности и продуктивности, а также задачного принципа построения содержания образования.
Принцип уровневой дифференциации предполагает выделение базового и повышенного уровней освоения содержания учебного предмета. Содержание программ по учебному предмету «Технология» для 5 – 8 (9) – х классов, изданных Издательским центром Вентана-Граф, выстроено как образовательные линии с 5 по 8 класс с расширением предметных знаний, определяющих грани технологической культуры (культуру дома и дизайна, человеческих отношений и труда, информационную и проектную, потребительскую и предпринимательскую культуру, культуру графическую и экологическую) и усложнением осваиваемых способов деятельности на каждом этапе обучения. Расширение знаний и усложнение осваиваемых способов деятельности определяют наличие обязательного (базового) результата («учащийся научится») и повышенного результата для мотивированных к обучению учащихся («учащийся получит возможность научиться»). В основной школе можно выделить следующие уровни результатов (таблица 1).
Таблица 1.
Уровни сформированности технологических умений
Уровень результата
Характеристики

Ученик научится
Не систематически использовать ряд отдельных развитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например умение обрабатывать древесину, умение шить, умение планировать свою деятельность, организаторское умение и т. п.

Ученик получит возможность научиться
Творчески использовать знания и навыки конкретных видов деятельности, с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способа ее достижения.

Основным среди метапредметных результатов, которых можно достигнуть при освоении содержания предмета «Технология», на наш взгляд, является способность находить нестандартные способы решения прикладных учебных задач и умение выполнять учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Большая часть проектных/исследовательских действий, реализуемых на разных этапах проектной деятельности (далее – ПД), соотносится с предлагаемой в научно-методической литературе системой УУД (таблица 2).
Таблица 2.
Сопоставление проектных действий и универсальных учебных действий (Примерная ООП ООО 1.2.4.)
Этапы ПД
Проектное действие
УУД

Актуализация: диагностика, анализ ситуации, рефлексия предшествующей деятельности, осознание противоречия между «знанием» и «незнанием», «умением» и «неумением»
Анализ и обработка информации
Анализ существующих и планирование будущих образовательных результатов

Проблематизация: выявление, определение и формулировка проблемы проекта
Формулировка проблемы
Идентификация собственных проблем и определение главной проблемы; выдвижение версии решения проблемы, формулировка гипотезы

Целеполагание: определение и формулировка цели и задач проекта, как направлений и способов решения проблемы
Постановка цели проектной деятельности
Постановка цели деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей



Формулировка учебных задач как шагов достижения поставленной цели деятельности, обоснование логической последовательности шагов

Планирование: разработка плана действия по реализации цели проекта
Планирование проектной деятельности
Составление алгоритма действий, обоснование и осуществление выбора наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определение/поиск, в том числе из предложенных вариантов, условий, средств/ресурсов для решения задачи/достижения цели; планирование решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

Концептуализация (моделирование) - разработка характеристик проектного результата/продукта и создание модели объекта проектирования
Проектирование проектного продукта
Предвосхищение конечного результата; определение совместно с педагогом и сверстниками критериев планируемых результатов и оценки своей учебной деятельности; систематизация критериев планируемых результатов и оценки своей деятельности

Реализация: создание, получение проектного результата/продукта














Презентация проекта: представление и защита полученного проектного продукта и способов его получения
Реализация ПД
Осуществление деятельности по плану


Владение предметным содержанием проекта
Определение понятий, обобщение, выявление аналогий, самостоятельный выбор оснований и критериев для классификации, определение причинно-следственных связей, выстраивание логических рассуждений, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и формулировка выводов


Использование предметных способов действий
Создание, применение и преобразовывание знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач


Контроль и коррекция проектных действий
Осуществление самоконтроля своей деятельности в рамках предложенных условий и требований
Корректировка текущей деятельности на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата


Защита проектного результата
Высказывание и обоснование мнения (суждения), использование вербальных средств (средств логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использование невербальных средств или наглядных материалов, соблюдение норм публичной речи и регламента в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

Оценка и рефлексия проектной деятельности
Оценка качества проектного результата/продукта по разработанным критериям
Оценка продукта своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности


Рефлексия: оценка проектных действий участников
Оценка своей деятельности, аргументация причин достижения или отсутствия планируемого результата

На всех этапах проектной деятельности
Планирование и организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуальная и в группе, поиск общего решения и согласование позиций; формулировка и аргументация своего мнения

В соответствии с идеей уровневой дифференциации, мы выделяем как базовый уровень сформированности проектных и исследовательских действий, обязательный для каждого обучающегося, так и более высокие уровни проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников (схема 1).

Схема 1. Уровни сформированности проектных и исследовательских действий
На основе задачного принципа образовательный процесс при овладении содержанием учебного предмета строится как поэтапная организация постановки учебных задач, поиска способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов, а также включения учебных ситуаций, направленных на формирование универсальных учебных действий и инициирование проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы и выбрать наиболее оптимальный вариант решения.
Следуя логике программы по учебному предмету «Технология», разработанной авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко, можно предложить систему учебных задач, включающих в себя следующие виды задач:
- Учебно-теоретические, связанные с нахождением общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач. Результатом решения данной задачи применительно к предмету «Технология» может быть конструирование теоретического понятия (в единстве его предметной (элемент определенной области научного знания), деятельностной (способ освоения данного знания) и ценностной (значение в жизни человека и общества) составляющих,) относящегося к изучаемым областям и распространённых в нём технологий, овладение принципами использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды в созидательной, преобразующей, творческой деятельности.
Учебно-проектировочные задачи, подразделяемые на графические, технологические и конструкторские задачи. Учебно-графические задачи – это задачи, решением которых является освоение способов построения и чтения графических изображений (эскизов, чертежей и технических рисунков), схем (кинематических и электрических). Учебно-технологические задачи ориентированы на освоение способов описания, усовершенствования и разработки тех или иных технологических процессов; способов рационального использования инструментов, приспособлений и оборудования, контроля качества выполнения технологических операций. Учебно - конструкторские задачи – предполагают освоение способов конструирования изделий по графической и (или) технологической документации, заданным графическим и (или) технологическим условиям, по собственному замыслу.
- Учебно-трудовая задача, предполагающая освоение способов выполнения трудовой деятельности. Результатом решения данной задачи является формирование позиции субъекта труда носителя и инициатора трудовой деятельности владеющего содержанием труда процессы и способы выполнения трудовых задач; средствами труда материальными (инструменты, машины) и функциональными (речь, поведение, жесты) орудиями труда, которые он реализует с учетом определенных условий труда физико-химических или социально – природных.
Кроме того в структуре учебных задач содержания учебного предмета «Технология» следует выделить отдельным блоком учебно - профориентационные задачи, которые дают общее представление (ознакомление) с профессиями, относящимися к изучаемым областям современного производства и в этом смысле также могут быть отнесены к учебно – познавательным задачам. Уровневость результатов решения профориентационных задач выражается в том, что они ориентированы на базовом уровне («ученик научится») на получение профессии в рамках среднего профессионального образования, на уровне «ученик получит возможность» эти задачи дают представление о профессиях, которыми овладевают в системе высшего профессионального образования.
Система учебных задач выстраивается по каждой теме программы учебного предмета «Технология» с 5 по 8 класс в логике концентрического подхода. То есть каждое понятие (обозначенное в самой формулировке темы) проходит определенные стадии своего развития от первоначально абстрактного, существующего в виде общего представления знания учащимися той или иной области современных технологий и производства до насыщенного конкретикой и «оспособленного» знания вплоть до овладения конкретными приемами, инструментами его многообразного применения в практической деятельности. Подтверждением этому может служить система учебных задач по теме «Интерьер жилого помещения», которая включает в себя концентрически расширяющийся и углубляющийся комплекс знаний, способов действий и смыслов учащихся, связанных с понятием «интерьер жилого помещения»:
1. Комплекс учебно – теоретических задач:
- «Интерьер» (5 класс, на примере кухни)
- «Жилое помещение» (6 класс)
- «Фитодизайн» (6 класс)
- «Коллекционирование» (7 класс)
2. Комплекс учебно – проектировочных задач
Учебно – технологические задачи:
- Создание интерьера с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований (5 класс)
- Разработка композиционных и стилевых решений в интерьере» (6 класс)
- Выращивание комнатных растений (6 класс)
- Систематизация коллекции (7 класс)
2.2. Учебно – графические задачи
- Проектирование интерьера с помощью инструментов компьютерной графики (5 класс)
2.3. Учебно – конструкторские задачи
- Планирование в дизайне (план размещения предметов интерьера (5 класс); план жилого дома (6 класс))
- Изготовление макетов (6 класс)
3. Комплекс учебно – трудовых задач
- Уход за комнатными растениями (6 класс)
4. Комплекс учебно – профориентационных задач
- Знакомство с профессией «садовник» (6 класс)
- Знакомство с профессией «дизайнер» (7 класс)
Результатом реализации учебно-теоретических, учебно-проектировочных и учебно-трудовых будет овладение обучающимися технолого-техническими умениями, составляющими основу предметных результатов предмета «Технология». Обозначенные виды учебных задач соответствуют учебно - познавательным (аналогично учебно – теоретическая) и учебно-практическим (аналогично учебно – проектировочная и учебно - трудовая) задачам, которые устанавливаются и описываются требуемыми ФГОС ООО личностными, метапредметными и предметными планируемыеми результатами. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Принцип «продуктивности» определяет характер образовательной деятельности школьников, направленной на получение образовательных «продуктов». Продукты образовательной деятельности могут выполнять различные функции - «инструмента» (средства); источника нового знания, рефлексии изученного материала и одновременно являются результатом, – и определяют необходимость включения в образовательный процесс проектных форм обучения и выполнения различного рода проектов. Применение проектных форм обучения помогает реализовать также и принцип «интерактивности», определяющий необходимость информационно-коммуникационной среды и организации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса
Основными формами организации деятельности школьника при реализации принципов «продуктивности» и «интерактивности» являются проектный модуль, представляющий собой систему уроков, и учебный проект, сочетающий урочные и внеурочные формы деятельности, а также самостоятельную работу учащегося.
Проектный модуль раздел рабочей программы, представляющий собой систему уроков, построенную в логике развертывания проектной деятельности обучающихся и направленную на овладение ими определенными проектными действиями, составляющими проектную компетентность школьника. Особенности образовательного процесса в проектном модуле:
1. Система уроков выстроена не в логике освоения предметного содержания, а в логике проектной деятельности, т.е. нацелена на создание проектного продукта, решающего заявленную прикладную или исследовательскую предметную проблему.
2. Проектная деятельность реализуется как в процессе уроков под руководством (при консультировании) учителя, так и при выполнении домашних заданий.
3. Каждый отдельный урок (несколько уроков) представляет собой этап (или этапы) проектной деятельности, в процессе реализации которого обязательно создается промежуточный проектный продукт.
4. Каждый ученик пользуется советами в письменной форме, как рациональнее действовать (алгоритмы-памятки), где найти нужный учебный материал и т.д. Наличие раздаточных материалов с печатной основой позволяет, с одной стороны, учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками, с другой стороны, совершить переход от действия под руководством учителя к действию по инструкции (алгоритму-памятке), и затем к самостоятельному действию.
5. В ходе реализации проектного модуля обязательно оформляется проектная документация: программа проекта, отчет-презентация, рефлексивный лист проекта, который помещается в портфолио ученика, в раздел «Проектная деятельность».
6. По итогам проектного модуля выполняется диагностическая работа каждым учеником индивидуально с целью определения уровня сформированности действий, результаты доводятся до сведения учителя, реализующего следующий проектный модуль.
Пример разработки проектного модуля на основе ФГОС ООО представлен в Приложении 1.
Очевидно, что формирование основ проектной и исследовательской деятельности в 5-6 классах в большей степени связано с реализацией проектного модуля, этому способствует то, что единицей образовательного процесса в 5-6 классах является учебное занятие в течение 80-90 минут. В 7 – 8 (9) классах на изучение предметной области «Технология» выделен 1 урок в неделю (40-45 мин.), исходя из этого наиболее целесообразным инструментом становится учебный проект.
Учебный проект представляет собой систему целенаправленной учебной (урочной и внеурочной) деятельности обучающегося, имеющую определенную четко установленную внутреннюю организацию. На уроках чаще всего происходит запуск проекта, осуществляется промежуточный контроль и презентуются итоговые продукты. На наш взгляд, целесообразна организация учебных проектов именно в 8-9 классе, когда проектные действия уже освоены обучающимися. В зависимости от типа решаемых школьниками задач (учебно-практическая, учебно-познавательная) выделяется два основных вида учебного проекта: прикладной и исследовательский. Учебный прикладной проект реализует практические (прикладные) цели, направлен на получение материального проектного продукта с конкретными запланированными характеристиками. Учебный исследовательский проект реализует познавательные цели, направлен на проверку исследовательской гипотезы и получение интеллектуального продукта.
Эффективность предлагаемых нами инструментов определяется тем, что в программах учебного предмета «Технология» уже включены разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (программа А.Т.Тищенко, Н.В.Синица), «Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность» (программа И.А.Сасовой), «Технологии творческой и опытнической деятельности» (программа Н.В.Синицы, П.С.Самородского).
Источники и литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Крайникова М.Н., Матукина А.Н. Образовательная программа основного общего образования – вектор развития субъектности подростка. Учебно – методическое пособие для педагогических работников системы общего образования. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – 212 с.
Плетенева О.В., Бармина В.Я., Целикова В.В., Шуклина М.В. Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 с. (сер. «Проектно-дифференцированное обучение»)
Плетенева О.В., Тулупова О.В., Целикова В.В., Бармина В.Я. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие / авт.-сост.: О.В.Плетенева, О.В.Тулупова, В.В.Целикова, В.Я.Бармина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. – 134 с.
Разработка проектного модуля (ФГОС ООО)
Автор: учитель технологии Середухин А.И. (г. Нижний Новгород)
1. Предмет: Технология. Индустриальные технологии. 6 класс.
2. Раздел учебной программы: Технологии исследовательской и опытнической деятельности
3.Тема проекта «Системы хранения»
4. Количество учебных часов: 16 (8 занятий)
5. Планируемые результаты модуля:
Предметные:
-Выполнять правила безопасного труда при работе с ручным инструментом и на станке
-Выполнять графические изображения деталей.
-Организовать рабочее место для выполнения работ
-Выполнять технологические операции по ручной обработке древесины и на токарном станке
-Выполнять технологические операции по обработке тонколистового металла.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
-Под руководством учителя определять проблему и цель творческого проекта, составлять план создания проектного продукта
-Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии оценки планируемых результатов
-Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-Коммуникативные УУД:
Аргументировано излагать своё мнение, внимательно выслушивать мнение одноклассников, выдвигать контраргументы при работе в группе
- Познавательные УУД:
Уметь использовать интернет ресурсы при работе над творческим проектом
Преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы.
Личностные: 
-Осознавать личностную значимость приобретаемого опыта учебной и проектной деятельности.

6. Предметное содержание модуля.
Данный раздел является заключительным в программе "Технология. Индустриальные технологии" в 6 классе. В то же время служит логическим продолжением аналогичных разделов программ 5 класса и начальной школы.
Ученики владеют приемами ручной обработки древесины, освоили приемы соединения деревянных брусков внакладку и с помощью шкантов, освоили приемы работы на токарном станке, способы работы с тонколистовым металлом и искусственными материалами. Создавая проектный продукт, они могут выбрать материал и способы его обработки, наиболее отвечающие назначению изделия.
Ученики продолжают знакомиться с алгоритмом проектной деятельности. Фокус проектной деятельности учащихся в 6 классе направлен на более подробное и глубокое изучение этапа учебного проекта, связанного с поиском новых оригинальных решений будущего продукта. Данный этап в проектной деятельности учащихся вызывает определённые затруднения. Так как требует большой степени самостоятельности при выполнении данной работы. Учащиеся также должны обладать определёнными знаниями и умениями для поиска необходимой в проекте информации.
7. Решаемая предметная проблема проекта: в моей комнате (в квартире бабушки, в нашем классе) нет условий для хранения (коллекции моделей машин, принадлежностей для рукоделия)
8. Ожидаемый проектный продукт: полка для коллекции моделей машин, шкатулка для рукоделия, ящик для учебных плакатов)
9. Распределение учебных часов по этапам проектной деятельности:

№ урока
Этап проектной деятельности

1
Актуализация, проблематизация, целеполагание

2
Концептуализация

3
Моделирование, планирование

4-7
Реализация (создание продукта)

8
Презентация, оценка, рефлексия

Описание деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов в проектном модуле
Фазы
ПД
Этапы ПД
№ уроков
Действия учителя и учеников по достижению предметных, метапредметных, личностных целей

Продукт урока
Средства (дидактические, материальные, технические)
Д\З



1
2
3
4
5

Проектирование


Актуализация














1
Организация учителем совместного обсуждения картинок с использованием направляющих вопросов:
- Что вы видите на картинках?
- Есть ли между ними сходство? В чем оно заключается?
- В чем различия?
- Какую проблему человека решают эти предметы?
- У вас или ваших близких может возникнуть такая проблема?
- Приведите примеры
- Нужно ли решать, по-вашему, такую проблему?
(Эта вводная беседа может быть организована в конце предыдущего урока, чтобы дома дети могли определить, обсудить с близкими проблему своего проекта)
Актуализирован опыт учеников, связанный с темой проекта
Презентация с картинками, изображающими разные способы хранения разных полезных вещей



Проблематизация

Организация учителем деятельности учеников по формулировке проблемы своего проекта. Консультирование.
Сформулирована проблема: в моей комнате () нет условий для хранения




Целеполагание

Организация обсуждения вопросов целеполагания:
- Каждый из вас записал проблему, которую собирается решить. Что следует сделать дальше?
- Что такое цель?
- Какую цель мы можем назвать правильно сформулированной? (краткая, понятен образ конечного результата, определено время)

Организация игры «Проблема-цель»: на карточках записаны проблемы из учебных проектов, ученикам предлагается в парах сформулировать к ним цели, а затем представить и обсудить.




















Шаблон задания «Проблема-цель»
(Приложение 1)
Провести дизайн-анализ 2-3 изделий различных по конструкции, но схожих по назначению с проектируемыми. Возможно использование разных ресурсов: магазин, обстановка своего дома, сеть интернет




Организация учителем деятельности учеников по формулировке цели их проекта:
Сформулирована цель: спроектировать приспособление для хранения




Концептуализация
2
Представление учениками результатов проведенного дома дизайн-анализа (описания в виде рисунков с комментариями) 2-3 изделий схожих по назначению с проектируемыми.
Обсуждение достоинств и недостатков представленных объектов.







Обсуждение перечня требований к предмету, выполняющему функцию хранения.
- Вначале обсуждаются общие требования и фиксируются на доске.
- Затем учитель предлагает определить специфические требования, которым должно соответствовать проектируемое ими изделие.
- Фиксация учениками перечня требований к своему продукту в дизайн-папке
Зафиксированный учениками в дизайн-папке перечень требований к своему продукту в виде конкретных характеристик





Моделирование
3
Организация учителем процесса разработки возможных вариантов решения проблемы (идеи, варианты будущего проектного продукта)
Вопросы:
- Когда мы собираемся купить в магазине нужную вещь, какие качества для нас самые важные? (следует подвести к критерию – оригиналность, нестандартность решения)
- Почему нам это бывает важно?
- Вы умеете придумывать что-то необычное, оригинальное?
- Хотели бы вы разработать ваш продукт, обладающий этим качеством?
Организация выполнения приема «МФО» (ТРИЗ)
Вначале прием представляется учителем всему классу на примере создания оригинальной идеи любого предложенного детьми продукта (велосипед, сковорода, пенал)
Затем детям раздаются шаблоны с заданием, и они по аналогии создают идею своего продукта. Листы с МФО и выполненный эскиз помещают в дизайн-папку.
Этим же или другим способом им предлагается представить ещё 2-3 варианта будущего продукта.






Зафиксированные в дизайн-папке несколько вариантов будущего проектного продукта в виде технического рисунка или эскиза
Шаблон задания «МФО» (Приложение2)
Выбрать одну из выработанных идей, обосновать свой выбор, проработать более детально.




Обобщение вместе с учениками выполненной части проекта:
- Какая перед вами стоит проблема?
- Как вы сформулировали цель?
- Какие шаги уже осуществили? (разработали требования к продукту, выдвинули несколько идей будущего продукта, выбрали из них наиболее соответствующий требованиям)
- Готовы ли мы приступить к изготовлению изделия? (мы не знаем, какие использовать материалы, не определены окончательные размеры изделия, какие способы соединения деталей в изделии выбрать...)







.- От чего зависят размеры будущего объекта? (от величины и количества предметов, которые в нем будут храниться)
- Что надо сделать, чтобы определить точные размеры?
Организация учителем деятельности учеников по сбору необходимой для каждого информации


Закончить работу по построению чертежа (эскиза) изделия, уточнить размеры.


Планирование

Совместное составление плана работы по созданию проектного продукта.
1. Изготовить детали изделия.
2. Собрать изделие.
3. Провести отделку изделия.
Выполнить технологическую карту по изготовлению изделия или одной из деталей.**
План изготовления изделия. Технологическая карта изделия (детали).**



Реализация. Социализация (представление)
Реализация
4-7
Создание условий для осуществления учениками процесса изготовления проектного продукта

Готовое изделие.
Материально - техническая база мастерской.
Провести испытание продукта, подготовить выступление на защиту проекта


Социализация
8
Организация процесса представления результатов проекта в классе с учетом испытания продукта.




Оценка Рефлексия.
Оценка


Создание условий для осуществления оценки и рефлексии своей деятельности в ходе всего проекта и его конечного результата. Возможно использование направляющих вопросов:
-Что вы проектировали?
-Какую проблему решали?
-Какие шаги (этапы) совершили для решения проблемы?
-Решена ли проблема?
- Какой продукт собирались разработать?
- Какой продукт получили?
- Что в нем поменялось и почему?
- Оказалась ли эта деятельность для вас полезной? В чем?...
Возможно, вместо вопросов использовать индивидуальные шаблоны рефлексивного листа.
Осознание опыта, полученного в ходе реализации проекта






Шаблон «Рефлексивный лист» (Приложение 3)



Рефлексия

























Приложение 1
Проблема-цель
Цель: научиться формулировать цель на основе имеющейся проблемы.
Пояснение:
Проблема – противоречивая ситуация, требующая разрешения. Цель – «обратная сторона» проблемы, образ ожидаемого результата. От того, насколько четко поставлена цель - четко представлен образ ожидаемого результата – будет зависеть и сам результат. Правильная постановка целей – половина успеха!
Требования к формулировкам целей (цель должна быть):
- конкретной, указывающей на то, чего вы хотите достичь,
- измеримой,
- достижимой (реальной),
- не случайной (обоснованной действительно существующей проблемой),
- определенной во времени.
Например:
Проблема: У моей младшей сестры врачи диагностировали плоскостопие. Мама говорит, что заболевание это сложное, но излечимое. Необходимы курсы специальной гимнастики.
Цель: Разработать и изготовить до конца учебной четверти тренажер для лечения плоскостопия у детей (конкретная – будет тренажер, измеримая, достижимая – возможно, не случайная – ведь есть проблема, определена во времени).

Инструкция для ученика:
- Разбейтесь на группы по 3-4 человека.
- Познакомьтесь с проблемами и сформулируйте на их основе цели. Не забывайте о требованиях к формулировке целей!
- Представьте свои формулировки участникам других групп. Обсудите результаты.
Проблема: На оживленном перекрестке около нашей школы нет светофора. Уже несколько раз в этом месте складывались ситуации, угрожающие жизни и здоровью пешеходов!
Цель:


Проблема: Жизнь в школе «кипит» с утра до вечера: уроки, кружки, мероприятия, Хочется ничего интересного не пропустить! Вот только не всегда получается быть в курсе всего: на доске объявлений информация размещается не всегда, узнать у кого-то не получается!
Цель:


Проблема: В помещении нашего класса плохо растут комнатные цветы
Цель:








Приложение 2
Метод фокальных объектов
Цель: научиться разрабатывать новые оригинальные идеи различных предметов
Пояснение:
Очень часто перед человеком встает задача найти для решения какой-то проблемы новую оригинальную идею! Одни пользуются логическими методами (анализ, сравнение, обобщение, индукции, дедукции и т.д.);
другие - эвристическими методами, которые основаны на интуиции, подсознательном мышлении («Э
·врика!» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·
·
· или 
·
·
·
·
·
·, букв. «нашёл!»)  легендарное восклицание Архимеда по случаю открытия им гидростатического закона). В этом задании вам предстоит проявить свои эвристические способности.
Инструкция для ученика:
Заполняйте таблицу.
Выделите объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (фокальный объект - объект в фокусе).
Выберите 3-4 случайных объекта (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
Подберите для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
Полученные признаки перенесите на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
Новые сочетания развейте путем свободных ассоциаций. Зафиксируйте все интересные идеи. Оцените новые идеи и отберите наиболее эффективные с точки зрения реализации.


Совершенствуемый объект_____________________________________________


Объект
Признаки



1
2
3
4

А







Б







В







Объект с новыми свойствами:_________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя_______________ Фамилия _________________Класс ___________Дата ___________












Приложение 3
Рефлексивный лист проекта
Фамилия, имя____________________________________________________
Название проекта_________________________________________________
Почему я начал работу над проектом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая передо мной стояла цель?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой продукт я хотел получить?
__________________________________________________________________
Как я работал над проектом:
 
 
 
 
 Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

_________________________________________________________________
Что нового я узнал, чему научился?


Мои впечатления от работы над проектом

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования. Вопросы психологии / А. Асмолов, И. Володарская, Н. Салмина и др. // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16–23.











Заголовок 315