Конспект урока ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»


ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ
П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»
Цели урока:
1. дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формировать умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства;
2. создавать условия для развития творческих способностей учащихся; пространственного мышления, речи, памяти;
3. способствовать воспитанию доброжелательности, уважения мнения других, любви к родному языку.
Оборудование: мультимедийная доска, мультимедийная презентация с репродукциями натюрмортов П. П. Кончаловского «Сирень у окна», «Сирень», «Сирень в корзине» и др., музыкальное сопровождение – отрывок пьесы В.Рахманинова «Сирень», звуки сада; букет сирени
Ход урока
Орг. момент.
Включаются звуки «Пение птиц», «Побег травы», «Голоса леса»
Давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, но вот одна ветка качнулась, и целый ливень обрушился на нас. Но вот преодолена последняя преграда – и мы в самом сердце сиреневого царства. Посмотрите, какая изумительная, восхитительная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная она. Ею нельзя не восхищаться. Она притягивает к себе взоры поэтов и композиторов своей лёгкостью, неповторимостью, а художников – своими яркими красками. Много натюрмортов с изображением этих цветов нам уже известны
Слово учителя
– Что же такое натюрморт? Встречались ли вы с этим жанром живописи?
Возможные ответы учащихся:
– Мы уже знакомились с этим жанром живописи, когда описывали картину Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт с маками и васильками». Натюрморт – это изображение неживой природы.
Слово учителя
– Правильно. Молодец. Итак, посмотрите на экран. Перед вами картина Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт с маками и васильками».
Слово натюрморт произошло от французского слова «натюр» – природа плюс «март» – мёртвый. Буквально, слово натюрморт означает «мёртвая природа».
II. Новый материал.
– Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию сирени, которую нарисовал Петр Петрович Кончаловский. Его еще называют мастером натюрморта.
Сообщение о художнике.
Более тысячи произведений написал за свою жизнь П. П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.
Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий.
Беседа по картине.
– Сейчас я предлагаю вам рассмотреть натюрморт Кончаловского «Сирень». Не правда ли, на вас сразу же пахнуло весной?
– Прослушайте отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица” и скажите: созвучно ли настроение музыки и картины?
– Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?
– Какого цвета, каких оттенков сирень?
– С чем можно сравнить цветы?
– Очевидно, такая сирень ароматная.
– Опишите грозди сирени.
– Опишите корзину, в которой находится сирень?
– А почему художник выбрал для сирени корзину, банку, а не какую-нибудь роскошную, дорогую вазу
– Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?
– Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы.
Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.
Беседа по составлению плана сочинения:
– Из скольких частей состоит план (вступления, основной части, заключения)
– О чём будете писать во вступлении?
(О том, что Кончаловский умел и любил рисовать цветы)
– Я вам предлагаю первый пункт плана озаглавить так:
I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов (слайд)
– В основной части мы будем описывать букет. (Чудесный, роскошный, изумительный)
II. Чудесный букет сирени.
Цвет сирени.
Гроздья сирени.
Листья сирени.
Корзина.
– Я вам предлагаю последний пункт плана озаглавить словами П.П. Кончаловского:
III . «В букете всё живёт, цветёт и радуется».
Итог урока.
– Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П. П. Кончаловского.
Домашнее задание.
Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.