Классные часы 8 класс .Зорина Т.В.


Классные часы для 8 класса
Составила: Классный руководитель - Зорина Т.В.
Тема:«Толерантность»
присутствовали 14 детей.
Цель: • сформирование у учащихся представление о толерантностиЗадачи:• воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;• способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.Эпиграф: Людей неинтересных в мире нет.Их судьбы – как истории планет.У каждой всё особое, своё,И нет планет, похожих на неё.Классный руководитель: Что такое толерантность? В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии. Толерантность – терпимость.Давайте посмотрим каковы же проявления нетерпимости:1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);3)негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);Ребята высказываются на тему толерантности, приводят примеры.Игровая экспресс-диагностика «Проявляешь ли ты толерантность?»Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.1. Для того, чтобы не было войны...а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!б) Нужно понимать, почему они происходят.2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...а) Это тебя не интересует.б) Ты хочешь узнать об этих героях.3. Ты противостоишь насилию...а) Насилием.б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.4. Один товарищ тебя предал...а) Ты мстишь ему.б) Ты пытаешься объясниться с ним.5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...а) Ты об этом услышал и забыл.б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.6. Ты не согласен с кем-то...а) Ты не даешь ему говорить.б) Ты все-таки слушаешь его.7. В классе ты уже ответил...а) Тебе хочется отвечать еще.б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.Игра «Похвались соседом»Классный руководитель: Сегодня мы будем хвалиться, хвастаться своим соседом (соседкой) справа. Посмотрите внимательно на своего соседа или соседку. Подумайте, какой он (она), что умеет делать, что у него (у нее) хорошо получается. Я начну: Мой сосед справа, Дима, — самый замечательный сосед на свете. Он умеет рассказывать увлекательные истории. Мне очень повезло с соседом!” Теперь очередь Димы хвастаться своим соседом.Игра «Чем мы похожи».Процедура проведения: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.ЗаключениеКлассный руководитель: Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».Притча. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.- Как вы поняли эту притчу.
8 класс: присутствовали 14 детей. Дата проведения -18.11.16года
КЛАССНЫЙ ЧАС: «ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕНОСТЬ»Цели:1) Формирование у детей умений постоянно вести себя в рамках законности;2) Донести до учащихся, что злонамеренный поступок или неудачная шалость могут привести к отрицательным последствиям;3)Виды правонарушений;4) способствовать воспитанию законопослушного гражданина. Оборудование: Слайдовая презентация, видеоролик, стикиры, фломастеры, постеры.Тренинг. Мне приятно сказать.— Традиционные взаимные приветствия на этом занятии мы проведем с обязательным использованием в начале фразы: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать...»Вы вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким. Найдите несколько самых теплых слов для каждого человека. Подойдите обязательно к каждому и непременно с улыбкой. Ваш диалог не должен затягиваться, ведь нужно отдать часть своего тепла другим. Не жалейте своей души, своего тепла, отдавая, вы только приобретаете!Деление на группы. Тут же в кругу участники выбирают стикиры с надписями: «Правоведы», «Знатоки».Для проведения формируются 2 команды.
Ход мероприятия:Просмотр видеоролика. «Рай и Ад в твоей душе».Вопрос: О чем пойдет речь на классном часе?Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществеВ современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям.Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:- Что же такое правонарушение?- Несет ли подросток ответственность правонарушения?- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?Нам важно выяснить какие виды правонарушений существуют? Как предотвратить правонарушение?Но начнем мы с определения :Что такое правонарушение?Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственностьПравонарушение, как это следует из самого термина, есть нарушение права, акт, противный праву, его нормам, закону. Совершить правонарушение - значит "преступить" закон, право.Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения)Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскуюДисциплинарные:систему дисциплинарных взысканий необходимо строить по принципу "от простого к сложному", делая упор на усилении воспитательных мер. Вот, например, как может выглядеть такая система:замечание;выговор;строгий выговор;исключение из учреждения.Преступление (уголовное преступление) — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).Прилагательное «уголовный» было введено в правовой лексикон в последней четверти XVIII века. Его происхождение является двояким: с одной стороны, оно восходит к юридическим памятникам Древней Руси, употреблявшим такие термины, как «голова» (убитый человек), «головник» (убийца), «головщина» (убийство), «головничество» (вознаграждение родственникам убитого), с другой стороны — к латинскому прилагательному capitalis (от caput — голова, человек, индивидуум), которое в римском праве входило в названия наиболее суровых видов наказаний, связанных со смертной казнью, лишением свободы или римского гражданства. В русской средневековой литературе (XVI век) в ходу было слово «уголовие» со значение «лишение жизни», «лишение головы»:Это самое страшное общественно опасное деяние.Мы ознакомились с терминологией, далее…. Работа в группах.1.группа: Когда на скамье подсудимых оказывается подросток, это всегда беда. Для него самого, для его родителей. Для всего общества.Задание: Что это? Мальчишеская проделка или преступление? Примеры административного проступка.На столах лежат выдержки из Административного кодекса. Какие ещё существуют правонарушения. Зачитайте названия статей.2.группа: Когда на скамье подсудимых оказывается подросток, это всегда беда. Для него самого, для его родителей. Для всего общества.Задание: Что это? Мальчишеская проделка или преступление? Примеры административного проступка.На столах лежат выдержки из Административного кодекса. Какие ещё существуют правонарушения. Зачитайте названия статей.Учитель : Я хочу дополнить, что по всем статьям Уголовного Кодекса вы несете ответственность с 16 лет.Преступления совершаются как в вечернее время, так и в дневное. Преступления даже стали совершать ученики начальных классов. Как же мы будем жить дальше?Много зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой.Не оступиться в жизни - трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: «Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь».Все не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра?Сложно на этот вопрос дать ответ, когда ты уже плохо сделал, выбраться из того болота, ох, как сложно.Мы попробуем разобраться по каким причинам происходит преступление? И как помочь самому себе и тем кто стоит на грани совершения преступления. Работа на постерах: 1 группа: Причины преступлений1. Доказать, что ты не трус.2. Нехватка денег в семье.3. Выделиться среди остальных.4. Покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то).5. Легкая нажива.6. Моральная неустойчивость.7. Плохая компания.8. Употребление алкоголя или даже наркотика.9. Любопытство.10. Спор.11. Задолжал денег кому-то.12. Желание быть не хуже других (иметь телефон и т.д).13. Гнев и раздражение.14. Собственные неудачи.15. Зависть.16. Скука.17. Давление старших.18. Низкая самооценка.19. Самоутверждение.20. Любовь к приключениям21. 2 группа: Виды ответственности:А – административная ответственность.Г – гражданско – правовая.У – уголовная .Д – дисциплинарная Итоги. Учитель: Все правильно. Причин может быть много. Но самая важная - человека некому было остановить, помочь решить проблемы, подросток нравственно не смог противостоять преступлению.Вы спросите, Но как противостоять, когда нет никого, кому можно все рассказать. Ведь каждый имеет право на ошибку, ее совершают многие, но не все становятся преступниками?Рефлексия. Напишите на стикирах ответ на вопрос: Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? Ритуал прощания
.Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 класса
Правовой классный час
Игровой правовой практикум «Как уберечься от беды?»
Цель: оказание практической помощи подросткам в трудных жизненных ситуациях, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Ход мероприятия
1. Обсуждение жизненных ситуаций и формулировка заповедей самозащиты для подростков.
2. Исходя из анализа предложенных ситуаций, инициативная группа учащихся разрабатывает правила самозащиты для подростков.
Ситуация 1
Саша заболел и в школу не пошел. Когда родители ушли на работу, в квартире раздался телефонный звонок. Незнакомый голос спросил, есть ли дома взрослые. Саша сказал, что все взрослые на работе и он дома один. Через час позвонили в дверь и стали открывать ее ключом... Саше стало страшно...
Вопросы для обсуждения
1. Какую ошибку совершил Саша, разговаривая по телефону?
2. Как ему вести себя дальше?
Подведение итогов обсуждения
На телефонные звонки незнакомых людей надо отвечать уклончиво, что родители заняты и подойти к телефону сейчас не могут. Обязательно спросить, куда и кому можно перезвонить.
Дверь в квартиру открывать нельзя, как бы ни представлялся незнакомец. Нельзя также соглашаться что-нибудь передавать соседям или родителям - это может быть предлогом, чтобы ворваться в ваше жилище. Если дверь квартиры кто-то пытается открыть, громко спроси: «Кто там?» и позвони в милицию. Если чужие продолжают ломиться в дверь, с балкона или из окна надо звать соседей или прохожих на помощь.
Ситуация 2
Таня и Света задержались на дне рождения подруги, и возвращаться домой пришлось очень поздно. Прохожих на улице практически не было, девочки были рады, когда добрались до своего дома без приключений. Перед ними в подъезд зашел только какой-то незнакомый мужчина. Подруги не задумываясь зашли вслед за ним...
Вопросы для обсуждения
1. Какую ошибку совершили девочки?
2. Какая опасность может их ждать?
Подведение итогов обсуждения
Нельзя входить в подъезд или лифт, если туда перед тобой зашел мужчина или молодой парень. Это может быть грабитель или насильник, с которым справиться будет трудно. Не входи с незнакомыми в лифт, не вступай с ними в разговоры.
Лучше остаться на улице, позвонить домой по сотовому телефону и попросить родителей спуститься вниз.
Ситуация 3
Вадим, сын обеспеченных родителей, познакомился с очень интересными, на его взгляд, ребятами, которые, узнав, что дома у Вадима есть хороший фильм на видео, просят пригласить их в гости. Подростки знают: дома взрослых нет.
Вопрос для обсуждения
Как поступить Вадиму?
Подведение итогов обсуждения
Конечно, приглашать в дом малознакомых ребят нельзя, особенно если взрослых нет дома. Надо сказать ребятам, что они посмотрят фильм в следующий раз, когда родители будут дома и можно будет познакомиться с ними. Если это не отпугнет новых знакомых и дружба на этом не закончится, то приглашать в дом таких ребят можно.
Ситуация 4
Юра всегда имеет карманные деньги и хвастается этим. Он часто угощает своих одноклассников то чипсами, то орешками, то шоколадом. На перемене в туалете к нему подошли старшеклассники и потребовали денег, угрожая побоями. Пришлось отдать все, что было в карманах. На следующий день вымогатели поджидали его уже у школы и снова потребовали денег...
Вопросы для обсуждения
1. Почему Юра попал в трудное положение?
2. Какие надо принять меры в этой ситуации?
Подведение итогов обсуждения
Не носи с собой большие суммы денег, а если такие деньги оказались в кармане - не хвастай. Постарайся заходить в школьный туалет только тогда, когда там нет группы старшеклассников.
Если старшеклассники в школе вымогают у тебя деньги, лучше сразу сообщить об этом учителям или администрации школы. Если ты хоть раз пойдешь на поводу у вымогателей, то они от тебя уже никогда не отстанут.
Если во дворе или возле школы мальчишки требуют денег, постарайся убедить, что их нет, по возможности сообщи родителям или старшим о вымогательстве.
Ситуация 5
Восьмиклассницы Юля и Маша гуляли у парка отдыха. Было уже поздно, и заскучавшие девочки хотели расходиться по домам, но к ним подошли незнакомые парни и завели непринужденный разговор. Юле и Маше они понравились. Сразу стало весело!
Новые знакомые предложили продолжить знакомство и поехать в кафе. К тому же неподалеку стояла «крутая тачка». Девочки не задумываясь сели в машину, которая помчала их неизвестно куда...
Вопросы для обсуждения
1. Какие правила безопасности нарушили девочки?
2. Как следовало поступить в этой ситуации?
Подведение итогов обсуждения
Опасно знакомиться на улице. Нельзя садиться к малознакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься. Это правило должен знать каждый ребенок.
Если неизвестные тебе лица приглашают послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть с собакой (может быть любой другой предлог), не спеши соглашаться, прежде обязательно посоветуйся с родителями или любым другим взрослым, которого ты знаешь.
Ситуация 6
Миша очень торопился домой, он обещал маме вернуться не позже десяти. Чтобы сократить путь до дома, он свернул на малоосвещенную и безлюдную тропинку, ведущую через пустырь. Вдруг ему дорогу преградил незнакомый человек.
Вопросы для обсуждения
1. Как должен поступить Миша?
2. Какую ошибку он допустил?
Подведение итогов обсуждения
Как бы вы ни торопились, поздним вечером надо ходить по освещенным и многолюдным улицам, избегая опасных участков дороги.
Если на вас напали, не стыдитесь, громко зовите на помощь. Носите с собой свисток и пользуйтесь им в случае опасности.
Если вас грабят и вы не уверены, что можете оказать решительное сопротивление преступнику, отдайте то, что у вас требуют. При этом обратите внимание на особые приметы преступника и не теряя времени, сообщите обо всем в милицию.
Ситуация 7
В одном крупном магазине «Женская одежда» к Наташе быстро подошла хорошо одетая миловидная девушка, по виду студентка, с просьбой помочь какой-то старушке, которая рядом в подъезде мучается с замком, не может открыть дверь... При этом девушка так хорошо улыбалась, так убедительно выражала заботу о пожилом человеке, что Наташа тут же пошла с незнакомкой. Но когда Наташа первой вошла в подъезд, то через вторую стеклянную дверь (там были две двери) она увидела метнувшуюся тень. Заподозрив неладное, Наташа стремительно развернулась, оттолкнула провожатую, ту «милую студентку», и выбежала из подъезда, успев услышать вслед какую-то ругань...
Вопросы для обсуждения
1. Как избежать подобной ситуации?
2. Правильно ли поступила Наташа?
Подведение итогов обсуждения
Постарайся всегда и везде находиться с кем-то вдвоем - с родителями или настоящим другом.
Не носи с собой большую сумму денег и не демонстрируй их наличие перед окружающими. Ответить миловидной девушке следовало так: «Я вряд ли смогу помочь в этой ситуации. Обратитесь к тому мужчине, он обязательно поможет».
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННОЙ ВИКТОРИНЫ «ПРАВА РЕБЕНКА» В 8-Х КЛАССАХ
Цель: расширить представления учащихся о правах ребенка
Задачи:
Провести викторину по правам ребенка
Обсудить с ребятами информацию о правах ребенка
Формы работы:
викторина
обсуждение
Время: 45 минут
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
До проведения классного часа ребятам раздаются анкеты с вопросами викторины. И дается задание: обсудить с родителями права ребенка и отметить правильные ответы. Затем анкеты собираются и выделяется круг победителей. Победителям готовятся грамоты.
На классном часе обсуждаются правильные ответы. И по каждому вопросу дается дополнительная информация. Участникам предлагается задавать дополнительные вопросы.
Необходимые материалы: вопросы викторины (см. Приложение 1), информация для классного руководителя (Приложение 2)
Домашнее задание: Выбрать пять прав ребенка, которые ты считаешь наиболее важными и нарисовать сюжеты, где было бы показано, как эти права выполняются.
Критерии оценки результатов:
% участия класса на классном часе
% победителей
количество высказанных мнений в процессе обсуждения
выполнение домашнего задания
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Приложение 1.
Викторина (тест-олимпиада) по правам ребенка
Ребенком, согласно Закону о правах ребенка, считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет;
б) с момента рождения до 10 лет;
в) с момента рождения до 16 лет.
Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране;
б) если они родились в законном браке;
в) равного социального положения;
г) равного имущественного положения;
д) независимо от различных обстоятельств.
Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а) родители;
б) родственники;
в) никто;
г) сверстники ребенка.
Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:
а) запрещает;
б) никогда не вмешивается в него;
в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка;
г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях.
Ребенок может определять свое отношение к религии:
а) самостоятельно, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству других членов общества;
б) по требованию родителей;
в) учитывая религиозные традиции государства;
г) по совету друзей или взрослых людей.
Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
а) безоговорочно;
б) не имеет;
в) если это не наносит вреда другим людям.
Государство имеет право разлучать ребенка с одном или обоими родителями:
а) если это необходимо в интересах государства;
б) не имеет права;
в) если это необходимо в интересах ребенка.
Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:
а) при условии, что деятельность этих организации не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц;
б) не имеют этого права;
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя;
г) безоговорочно. (учитывая пункт а)
Ребенок, живущий с родителями, имеет право на это жилище:
а) обязательно включается в состав лиц участвующих в приватизации квартиры, а так же имеет безусловное право на жилище в муниципальной квартире;
б) только пока живет с родителями;
в) пока живы родители.
Фильмы, книги, передачи, имеющие признаки культа насилия и жестокости:
а) можно использовать для определенной аудитории детей при получении соответствующего разрешения;
б) можно использовать при любых обстоятельствах;
в) преследуются по закону;
г) можно использовать для детей, если получено письменное согласие родителей.
Дети могут участвовать в военных действиях:
а) если этого требуют интересы Родины;
б) если есть согласие родителей;
в) не могут.
Дети, у которых есть физические или умственные недостатки:
а) учатся в школе, которую выберут сами с помощью родителей;
б) учатся в специальных учебных заведениях;
в) не учатся согласно медицинскому заключению.
С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних:
а) с 13 лет;
б) с 16 лет за все преступления и с 14 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления;
в) с 15 лет
Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:
а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.
Приложение 2.
Информация по правам ребенка для классного руководителя
ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.
Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».
Декларация прав ребенка
Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи  от 20 ноября 1959 года
ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, 
принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,
Генеральная Ассамблея
провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Конвенция о правах ребенка.
К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.
В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
Основные положения Конвенции. Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
В соответствии с этими принципами:
1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».
В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.
К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п.
Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН – на специальных международных встречах.
Так представительная международная встреча на высшем уровне прошла 29–30 сентября 1990 в Нью-Йорке. На ней была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан План действий по осуществлению этого документа. Он включил в себя практические мероприятия, направленные на:
– улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей;
– сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний;
– создание более широких возможностей для получения образования;
– решение продовольственной проблемы; защита детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций.
В мае 2002 в Нью-Йорке состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам детей. В ней принимали участие члены правительств 150 стран мира, а также около 3000 представителей международных детских правозащитных организаций. На этой сессии были подведены итоги 11 лет действия Конвенции по правам ребенка. Около 155 стран подготовили доклады о действиях по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОБЛЕМЕ НЕНАСИЛИЯ В ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ» В 8-Х КЛАССАХ
Цель: формирование ответственного отношения к своей жизни и жизни другого человека
Задачи:
обсудить индикаторы насилия над личностью
определить степень свободы каждого в отношениях с другим человеком
Формы работы:
обсуждение
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
Знакомство с темой.
Все мы хотели бы выстраивая отношения с близкими людьми сохранить свою свободу. Всем бы хотелось проявление уважения к нашим собственным интересам, желаниям, планам, ценностям и т.д. Как вы думаете как можно этого добиться?
Варианты ответов могут быть разными. Важно подчеркивать при обсуждении те мысли и идеи ребят, которые будут связаны с подходом: проявляя уважение к партнеру мы сами можем рассчитывать на такое отношение.
Теперь посмотрите на памятки (Приложение 1 Дополнительных материалов) и отметьте для себя – есть ли в отношениях с вашими близкими (прежде всего речь идет о сверстниках, с которыми вы дружите, общаетесь) проявления, которые описаны здесь.
Важно помнить, что отношения между людьми, в которых присутствует насилие, развиваются по определенной схеме. Можно выделить следующие общие черты тех, кто использует насилие с другими людьми:
Насилие повторяется и усиливается. Жестокость возрастает с развитием отношений.
Жестокое и агрессивное поведение перемежается с извинениями и обещаниями измениться.
Теперь поделимся на две группы (мальчики и девочки). Пусть каждая группа нарисует рисунок с разными ситуациями отношений в классе и правило, которые вы предлагаете принять в классе для сохранения уважения: что нужно делать по отношению друг к другу и чего делать нельзя. Затем каждая группа представит свой рисунок.
В процессе презентации рисунков ведущий записывает на доске тот список, помогая точнее и лаконичнее сформулировать правила. Когда список готов, ведущий просит проголосовать за список правил и принять их как основу. Можно голосовать за каждое правило в отдельности. Здесь важно подчеркнуть серьезность принятия этого решения. Далее выделяется редколлегия, которая должна будет подготовить стенд с этими правилами.
Домашнее задание: разделиться на мини группы и каждая группа подготовит на отдельном листе (формата А3) коллаж про выбранное правило. Можно сначала поделиться на группы, а правила вытащить, написав на бумажках номера правил и опустив их в емкость. Эти правила по очереди будут вывешиваться на стене класса.
Критерии оценки результатов:
% участия класса на классном часе
Активность в высказывании мнений в процессе обсуждения
Выполнение домашнего задания.
Твой друг или подруга….
Повышает на тебя голос, оскорбляет, обзывает;
Ревнует и обходится с тобой как со своей собственностью;
Контролирует тебя, ведет себя как хозяин, отдает приказания, принимая самолично все решения, не считаясь с тобой;
Жестоко обращается с тобой, легко теряет контроль
Хвалится тем, что плохо обращается с другими
Навязывает сексуальные отношения против твоего желания, угрожает
Пытается манипулировать тобой, обвиняет тебя: "Если бы ты действительно меня любил(а), то бы…"
Употребляет наркотики и алкоголь и склоняет тебя к их употреблению;
Считает, что один партнер должен быть пассивным и уступчивым;
Бьет тебя
Если что либо из перечисленного происходит с тобой, то можно говорить о насилии.
НАСИЛИЕ В ЛЮБОЙ ФОРМЕ НЕПРИЕМЛЕМО!
Каждый человек хочет, чтобы к нему относились с уважением, и сам должен проявлять уважение к другим.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Приложение 1. Есть ли в твоих отношениях с близким человеком следующие проявления?