РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИЙСКОГО) НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА


Подготовила: преподаватель иностранного языка Никипелова Ю.С.
развитие КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ студенТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (аНГЛИЙСКОГО) на примере СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Работа над коммуникативной компетенцией реализует самую важную функцию обучения иностранному языку – коммуникативную, то есть обучение языку как средству общения.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании всех ее составляющих:
• речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);
• дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);
• языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
• социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);
• компенсаторная компетенция (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации )• учебно-познавательная (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы). Преподавание дисциплины «Иностранный язык» в медицинском колледже, предполагает развитие не только коммуникативной компетентности, но и иноязычной коммуникативной компетентности студентов. В данное понятие включается ряд компонентов: лингвистический (знание лексики, фонетики, грамматики и соответствующие им умения), социолингвистический (отражает социокультурные условия использования языка) и прагматический (предполагает реализацию коммуникативной функции, порождение речевых актов). В процессе обучения следует уделять внимание следующим вопросам:
-развития толерантного отношения к особенностям и представителям другой культуры;
-изучения языка с точки зрения возможности его практического применения с целью профессионального самообразования;
- преодоления психологического барьера при иноязычном общении.
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности позволяет перейти к уточнению ее уровней в связи с осознанием необходимости индивидуального подхода, учитывающего склонности, способности и мотивы студентов, изучающих иностранный язык. Необходимо установление взаимосвязи компетентности с готовностью студента к профессиональному самообразованию за счет использования информации на иностранном языке. Этот вид готовности позиционируется как наивысшее проявление указанной компетентности.
В понимании готовности студента медицинского колледжа необходимо использовать информацию на иностранном языке в целях профессионального самообразования не только как результата (аудиторное занятие), но и как цели профессиональной подготовки будущего специалиста (самостоятельная работа).
Развитие коммуникативной компетентности на различных уровнях способствует формированию не только мобильного специалиста, но и мотивации профессионального самообразования личности студента, его адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям рынка труда. За счет использования в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий по иностранному языку (дискуссии, деловые игры, использование компьютерных технологий и пр.) в сочетании с внеаудиторной, клубной работой с целью формирования коммуникативной компетентности возможно формирование коммуникативной компетентности.
Из вышесказанного следует вывод, что предлагаемые новые цели и задачи дисциплины «Иностранный язык» нацеленные на развитие иноязычной коммуникативной компетентности способствуют созданию полноценного облика профессионала, готового использовать информацию на иностранном языке с целью профессионального самообразования. В этом и заключается принципиальное отличие от принятых сегодня целей и задач.
литература
1. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации(Текст) / Под ред. А.П. Садохина. – М.: Академия, 2002. -385с.
2. Сластенин В.А. Педагогика (Текст) / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М.: ШКОЛА- ПРЕСС, 2000.-512с
Библиографическая ссылка
Еременко Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10 – С. 125-129