«Личностно ориентированный подход как основа формирования жизненной компетенции и социализации воспитанников»

ПЕДСОВЕТ

«Личностно ориентированный подход как основа формирования жизненной компетенции и социализации воспитанников»

Педагог-психолог Наумова Н.Е.
"Ценность школы реализуется, прежде всего,
через уважение к интересам, потребностям учащихся,
через их стремление к самовыражению"                                                                                   
И.С. Якиманская

Перед каждым творчески работающим педагогом, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал (в нашем случае в системе специального образования), непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, ключевые (особенно для коррекционных школ), а именно: - как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого воспитанника в обучении; - как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебно-воспитательной деятельности; - каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к личности воспитанника. Но есть вопрос вопросов: «Как работать со всем классом, со всей группой и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного ученика, и добиваться  поставленных целей?".
Сейчас существует множество современных педагогических технологий, учебно-воспитательный процесс стал более гибким по целям и задачам, есть возможность применять технические средства, но всё же далеко не всегда можно считать, что педагог применяет в своей работе личностно ориентированный подход.
Нередко под личностно-ориентированным подходом понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, учитель и воспитатель закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются методы и приёмы с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает учебно-воспитательный процесс более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.
Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:
разноуровневый подход ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
дифференцированный подход выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
индивидуальный подход распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
субъектно-личностный подход отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. (Приложение 1)
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения и воспитания является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно ориентированное обучение и воспитание, в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к разработке дидактического обеспечения и организации развивающей среды (Приложение 2).
В личностно-ориентированном образовании ученик [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
Педагоги личностно-ориентированной коррекционной школы должны уметь: строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний. Гибко и вариативно предлагать материал в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии; разнообразить дидактический материал с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала. Давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости; организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
отношение к каждому ребёнку как к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Говоря о личностно-ориентированном подходе в коррекционной школе, в первую очередь мы думаем об ученике, и совсем не упоминается личность учителя и воспитателя. Им традиционно отводится роль исполнителя “проектов” и “технологий”. Но педагогическая деятельность – как раз одна из немногих уникальных реальностей, которая происходит в школе, в учебно-воспитательном процессе. Педагогический процесс – это самореализация учителя и воспитателя. Педагог – это нечто гораздо большее, нежели просто ученый и знающий человек. Педагогический процесс – это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал А. В. Луначарский: “преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель – педагог – внешкольник – формирует самый благородный материал – людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам”.
Труд педагога очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Учитель и воспитатель обязан ежедневно контролировать, объяснять, учить, наставлять, но наши воспитанники это не очень любят. Наши стремления воспитывать у них лучшие человеческие качества вызывают сопротивление с их стороны. По капельке педагог отдает себя детям. Отдает, порой не получая в ответ причитающихся ему внимания, участия. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду профессий с эмоциональными перегрузками. Воспитание – процесс хлопотливый и требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Без этого ни мастерства, ни таланта у не будет никогда.
Главное, что должно характеризовать работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.
Если рассматривать слово учитель не как должность, а как призвание и талант, то вот, что получается:
У – уметь
Ч – чувствовать
И - и
Т – творить
Е – единство
Л – любовь
Ь – и делать это мягко
Диагностика «Любовь»
Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Вы любите себя?», можно сказать вслух, а можно просто про себя и для себя ответить на этот вопрос.
А теперь закройте глаза и представьте в течение минуты, всех о ком вы заботитесь.
Получилось? Были ли Вы в этом ряду?
Так действительно ли Вы себя любите?
Домашнее задание: когда вы только проснулись или наоборот засыпаете, представляйте людей, о которых вы заботитесь, и ставьте себя на первое место. Если не будет получаться тренируйтесь постепенно и постоянно






15