Дидактические приемы как средство формирования и развития коммуникативных компетенции на уроках татарского языка в условиях реализации ФГОС


Тема обобщения опыта – дидактические приемы как средство формирования и развития коммуникативных компетенции на уроках татарского языка в условиях реализации ФГОС.
Мое педагогическое кредо: Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и, чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны.
Цель моего выступления: ознакомить с педагогическим опытом в частности с приемами, которые используются для формирования коммуникативной компетенции учащихся по татарскому языку.
Выступление соответствует плану :
описание приемов;
место приемов в системе урока;
результативность приемов.
Реализую технологию деятельностного метода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Непрерывности
Целостности
Минимакса
Психологической комфортности
Вариативности
Творчество
Доступности.
Приемы, выбранные мною, не противоречат этим принципам.
Для построения урока в технологии деятельностного метода важно понять какими должны быть критерии результативности урока. Среди этих критериев очень важный, на мой взгляд, использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности в учебном процессе.
Работая над темой самообразования «Приемы организации деятельностного подхода» было изучено много литературы в том числе Дусавицкий, Кондратюк, Толмачева, Шилкунова «Урок в развивающем обучении: Москва 2008. Петерсон, Кубышева, Кудряшова «Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода; Шубиной «Деятельностный метод в школе и другие». Из множества представленных приемов, необходимо было выбрать те, которые смогут работать на учащихся конкретной школы, конкретного класса, имеющие свои психолого-педагогические особенности. Используя на уроке разнообразные приемы наиболее удачными оказались:
прием кластера;
прием синквейна;
прием дидактических игр.
Актуальность
Соответствуют дидактическим принципам технологии деятельностного метода.
Изменяют образ деятельности учащихся (поиск и сопоставление
нужной информации, работа в коллективе, социально значимый
результат).
Изменить стиль мышления учащихся (целевая ориентация на
результат, демократический характер взаимодействия педагога и
учащихся).
Инновация
Модернизирует учебный процесс, направленный на
достижение гарантируемых результатов.
Прием кластера (слайд что такое кластер)- прием систематизации материала в виде схемы, таблицы, паспорта. Это графический прием систематизации материала в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: мотивации, осмысление, рефлексии. Помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно принимать решения, работать в группе.
Прием синквейна
Синквейн- прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Синквейн – инструмент для синтеза и обобщения информации.
Синквейн – средство творческого самовыражения.
Описание приема и структуры вы видите на экране.
Место приема: можно использовать на любых предметах. Синквейны очень удобно использовать на этапе урока рефлексия; для самоконтроля, где учение и мышление становится процессом прозрачности. Прием был использован на открытом уроке по теме «Сәбәп-максат рәвешләре».
Результат:
обогащает словарный запас;
учит формулировать идею отрывка, текста, темы, урока, раздела и т.д.;
позволяет почувствовать себя творцом;
получается у всех.
Дидактическая игра- как часть учебного процесса, помогает формированию фонематического восприятия слова; активизиреует мыслительную деятельность, внимания; обогащают словарный запас, позволяют формировать коммуникативную компетенции.
Виды дидактических игр:
Переводчики
Соответствия
Почтальон
Шифровальщики
Найди лишнее
И многие другие.
Дидактические игры могут быть использованы на любых предметах.
Возрастной ценз использования игры начальная школа; 5-7 классы.
Используют на этапе закрепление первичной информации.
Результат:
овладевают способами познавательной деятельности;
формирует умение работать в сотрудничестве;
формирует навыки работы в группе;
формирует способы взаимодействии с людьми;
формирует самостоятельное решение задач на основе знаний, умений и качеств личности.
На открытом уроке использовал игру «Переводчики».
Хочу остановится на дидактической игре «Соответствия».
Опыт использования приемов описан в статье , которая вошла в методический сборник школы в 2013 году «Я реализую ФГОС».
Благодаря использованию приемов наблюдается повышение качества обученности по предмету (диаграмма-слайд)

Дальнейшую перспективу совершенствования в методическом плане вижу в участии в проекте «По распространению образовательных практик ведущих школ на основе деятельностного подхода и принципах школьно-университетского партнерства».
Работаю над выпуском сборника «Татар теле дәресләрендә куллану өчен күнегүләр җыентыгы» выход которого планируется в апреле 2015 года.
Я горжусь, что являюсь учителем именно татарского языка, стремлюсь к сохранению и его развитию через участие в различных творческих конкурсах, фестивалях.