Развитие профессиональной компетенции студентов неязыковых учебных заведений


Развитие профессиональной компетенции студентов неязыковых учебных заведений.
Разработка проблемы развития профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку, позволила выявить возможности данного учебного предмета. С точки зрения учения И.П. Павлова о двух сигнальных системах, важная роль иностранного языка заключается в расширении диапазона усилении функционирования второй сигнальной системы, то есть речевой деятельности, что способствует увеличению объема получаемой извне информации. Широко используемый иноязычный учебный материал для аудирования, устные сообщения преподавателей, диафильмы, кинофильмы, тексты для чтения из учебников, книг, газет на иностранном языке обогащают студентов новыми знаниями из различных областей зарубежного опыта, жизни и деятельности человека, в том числе и профессиональной. Изучение иностранного языка помогает студентам закрепить и расширить знания и умения в области предстоящей профессиональной деятельности, познакомиться с передовым зарубежным опытом, углубить знания в смежных дисциплинах.
Очень важным также является общеобразовательное воздействие иностранного языка: студенты приобретают знания о его строе, грамматических и лексических особенностях, что позволяет расширить их филологический кругозор и положительно сказывается на понимании своего родного языка. Новое средство выражения мысли способствует развитию общих речевых навыков студентов.
Изучение иностранного языка оказывает на студентов большое воспитательное действие. Оно помогает в выработке положительных качеств личности, черт характера, настойчивости, внимательности. Средствам иностранного языка осуществляется также трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. Наряду с этим, воспитательный аспект изучения иностранного языка заключается в возможности знакомства и использования лучших традиций культурного наследия народа – носителя языка, в воспитании чувства патриотизма, гордости за свое Отечество. Важным воспитательным моментом является также формирование познавательного интереса и навыков самостоятельной работы по овладению иностранным языком. Осознавая трудности процесса изучения иностранного языка, студент учится преодолевать их, у него формируются волевые качества. Самостоятельно добытые знания дают студентам большое удовлетворение как результат их творческого труда, повышают интерес к более глубокому его изучению. Изучение иностранного языка способствует развитию профессионально значимых качеств личности будущего специалиста сферы. К ним относятся речевые и языковые способности, умения общаться, эмпатия, конгруэнтность, толерантность, развитие позитивной мотивации к изучению иностранного языка и др.
Таким образом, изучение иностранного языка студентами неязыковых вузов решает многосторонние задачи развития их профессиональной компетентности, является существенным компонентом системы профессионального образования молодежи, ее подготовки к труду в новых социально-экономических условиях.
Сущность диалектического сочетания инвариантного и профессионально направленного содержательных компонентов курса иностранного языка заключается в том, что в его программе предусматривается выполнение Государственного образовательного стандарта, единого для всех неязыковых колледжей. Профессионально направленная компонента курса варьирует в зависимости от получаемой студентами специальности.
Системный подход является надежной основой совершенствования, как педагогической теории, так и педагогической практики. Он позволяет проанализировать, исследовать, развивать объект как целостную систему. Системность – это одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов.
Система обучения иностранному языку, способствующая развитию профессиональной компетентности студентов колледжа, рассматривается в исследовании как педагогическая система со всеми присущими ей свойствами, особенностями и закономерностями. Системный подход обеспечивает взаимодействие всех ее структурных компонентов: цели, содержания, методов, форм и средств обучения иностранному языку, деятельности преподавателей и студентов, направленных на практическое использование получаемых по данному предмету знаний и умений в предстоящей профессиональной деятельности. Все компоненты системы взаимосвязаны и находятся в постоянной взаимозависимости.
Анализ содержания общего понятия «профессиональная направленность» образования показывает, что оно включает в себя три узких понятия:
- направленность личности на конкретную профессиональную трудовую деятельность;
- профессиональную направленность общеобразовательных дисциплин;
- профессиональную направленность специальных дисциплин.
Профессиональная направленность личности реализуется в той или иной степени в любом типе учебного заведения, выполняющем социальный заказ общества по приобщению молодежи к той или иной профессии. Как правило, основная цель в жизни молодых людей непосредственно связана с выбором определенной профессии, и, если намеченные планы реализуются, молодой человек обучается любимому делу, творчески и активно осваивает его, а в дальнейшем с энтузиазмом трудится, то он получает большое удовлетворение от удавшегося самоопределения. Наоборот, неудачный, опрометчивый выбор специальности зачастую приводит к растерянности, разочарованию, неудовлетворенности работой. Поэтому правильная профессиональная ориентация, соответствующая работа по закреплению профессионального выбора в процессе обучения, воспитание средствами любого предмета чувства гордости и любви к избранной профессии имеют чрезвычайно важное значение.
Профессиональная направленность общеобразовательных дисциплин состоит в установлении связи между ними и специальными дисциплинами.
Профессиональная направленность специальных дисциплин реализуется, прежде всего, в содержании профессиональной подготовки через осуществление ее связи с будущей специальностью. «Овладение профессиональной деятельностью специалиста осуществляется как процесс движения деятельности студента от учебной деятельности академического типа через профессиональную и учебно-профессиональную деятельность к собственно профессиональной. Сущностью такого обучения является последовательное моделирование с помощью всей системы форм, методов и средств обучения предметного и социального содержания усваиваемой профессиональной деятельности».
Основная идея принципа профессиональной направленности и его практической реализации может быть выражена следующими требованиями:
- система понятий общетеоретических, гуманитарных дисциплин и способы познавательной деятельности должны быть связаны с системой профессиональных знаний и умений, содержащимися в специальных дисциплинах;
- у студентов должно быть сформировано научно обоснованно представление о профессиональной деятельности, к которой они готовятся, о взаимообусловленности законов, принципов и положений науки об этой профессиональной сфере;
- взаимосвязь общеобразовательной, языковой и специальной подготовки должна быть направлена на усиление связи теории с практикой, способствовать формированию положительной целевой установки студентов на дальнейшее профессиональное продвижение в избранной области деятельности.
Условиями реализации принципа профессиональной направленности являются:
- обеспечение направленности планирования и управления профессиональной подготовки молодежи на ее конечные результаты – профессию, специальность;
- непрерывность профессиональной подготовки в тесной взаимосвязи с гуманитарными, общетеоретическими и общепрофессиональными дисциплинами;
- личная направленность студентов на непрерывное целостное развитие и становление, формирование навыков поисковой, творческой деятельности в процессе участия в текущей учебной деятельности по всем дисциплинам.
Принцип профессиональной направленности требует соблюдения определенных правил:
- факты, примеры, иллюстрации, на основе которых идет формирование понятой той ил иной дисциплины, следует брать из сферы предстоящей профессиональной деятельности обучаемых;
- при формировании понятий по общепрофессиональным дисциплинам следует использовать и развивать знания, полученные при изучении дисциплин гуманитарного, языкового и общеобразовательного циклов;
- создавать у студентов потребность в решении практических и профессиональных задач путем включения их в деятельность, связанную с предстоящей профессией.
Такова основная сущность принципа профессиональной направленности обучения любому учебному предмету, в том числе и иностранному языку.