Статья Реализация прокта дистанционного обучения детей инвалидов



Итоговый проект
Реализация обучения в рамках проекта дистанционное обучение детей-инвалидов.
Выполнила учитель химии
МБОУ «Дороховская СОШ»
Рузского района, Мос. Обл.
ЛЮМАНОВА Л. А.
Актуальность темы
Пояснительная записка (какие ДОТ и ЦОР)
Психологические особенности ребенка
Проблемы с которыми сталкиваюсь
Выводы
Актуальность темы
Право на образование является одним из важнейших субъективных прав личности. Будучи неотъемлемым элементом системы прав человека и жизни общества в целом, оно сопровождает эволюцию индивидуумов и народов, обеспечивает совершенствование человечества. Право на образование создает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает человека к достигнутому обществом уровню культуры, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру, содействует социальному прогрессу.
Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом. Одним из таких субъектов являются лица с ограниченными возможностями, или дети с особенностями развития. В настоящее время дистанционное образование детей с особенностями развития становится реальной возможностью для обучения и дает возможность получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.
Пояснительная записка
В рамках реализации программы «Образование» проект «Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного коррекционного оборудования для детей с ограниченными возможностями» призван реализовывать права человека на образование и получение информации.  Теперь у детей-инвалидов появилась возможность получить профессиональное образование дистанционно. Несмотря на сохранный интеллект и хорошие способности, такие дети не всегда могут покинуть пределы даже своей квартиры.
Я преподаю ребенку- инвалиду физику и географию. Использую возможности интернета. В частности пользуюсь готовыми разработками сайтов
School-collection.edu.ru; Uroki.net; Interneturok.ru; ФЦИОР; ЦОР и другие ссылки, например, по географии:
№ Имя файла Ссылка Комментарии учителей
1 Политическая карта http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/politicheskaya-karta-miraПрезентация
2 Мировое хозяйство http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/prezentatsiya-dlya-10-klassa-po-teme-mirovoe-khozyaistvoПрезентация
3 Сраны Северной Европыhttp://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/prezentatsiya-k-uroku-strany-severnoi-evropyПрезентация
4 Животные Северной Америки http://mirbiologii.ru/zhivotnye-severnoj-ameriki-prezentaciya-powerpoint-po-biologii.htmlПрезентация
5 Транспорт мира http://nashol.com/201011176526/prezentaciya-mirovaya-transportnaya-sistema.htmlПрезентация
6 Сельское хозяйство мира http://present.griban.ru/file/13-obschaja-harakteristika-selskogo-hozjajstva-mira.htmlПрезентация
7 Воды суши http://www.mirgeografii.ru/prezentaciya-po-geografii-6-klass-vody-sushi-podzemnye-vody.htmlПрезентация
8 Сайт МГУ им М.В. Ломоносова. http://www.geogr.msu.ru/. Сайт географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
9 Общеобразовательный сайт "Все о географии" .http://www.geographyabout.comВсе о географии.
В процессе изучения, многообразного применения и использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий информацию из максимально большего числа источников; умеющий анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
По данным современных исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2услышанного и увиденного одновременно, 1/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения.
Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения
Психологические особенности ребенка
Среди инвалидов с детства больше всего - с врожденным поражением центральной нервной системы, которое сопровождается вторичным поражением опорно-двигательного аппарата. Данное заболевание известно как “детский церебральный паралич” или ДЦП. Во многих странах более половины детей с физическими недостатками страдают полимелитом или ДЦП. Вследствие ухудшения материального положения семей, имеющих больных детей, резко увеличилось количество детей, имеющих инвалидность с умственной отсталостью, эндокринными заболеваниями.
Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.
С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.
По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.
Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое - все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания.
Проблемы с которыми сталкиваюсь
Не вызывает возражений утверждение о необходимости учиться с помощью ИКТ технологий детям школьного возраста (и детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности). Вопрос стоит в другой плоскости — как это сделать оптимальным образом для каждого ребенка?
Оборудование и программное обеспечение дистанционного обучения
В семью, где проживает ребенок инвалид, для обучения выдан комплект оборудования. Но на компьютер не установлена программная оболочка для «Живой географии» и др. компонентов. А В школе нет вообще никакого оборудования для дистанционного обучения. Ну, надеюсь, что это временные трудности.
Однако, несмотря на то, что проблемы людей-инвалидов в последнее время достаточно часто обсуждается в российском обществе: в средствах массовой информации, на различных конференциях, совещаниях, причем самого высокого уровня, имеет место изоляция и неприятие таких людей. В частности, многие дети-инвалиды продолжают жить в своем замкнутом мире, лишённом нормального общения и досуга, часто не имея возможности получить полноценное среднее, а за тем и профессиональное образование, успешно адаптироваться к условиям современной жизни.Дети - инвалиды испытывают на сегодняшний день следующие проблемы:1. Дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении, проходящем в традиционной форме, получают среднее образование не высокого уровня в силу того, что зачастую его проводят учителя обыкновенных (не специализированных) образовательных школ, а также слабого материально-технического обеспечения учебного процесса (отсутствие наглядных и демонстрационных пособий, лабораторных работ и т.д.)2. Получение знаний в современных условиях занимает в жизни ребенка-инвалида гипертрофированно большую часть, что даёт минимальные возможности реализовать себя, адаптироваться в обществе.Решение указанных проблем с детьми ограниченными возможностями в настоящее время не соответствует масштабам: в районе отсутствует образовательная инфраструктура, ориентированная на детей-инвалидов; не используется возможность дистанционного обучения детей-инвалидов.
ВЫВОДЫ Общество должно подходить к решению проблемы “инвалид-личность” не с позиции жалости к некому явлению вне общества, а с позиции содружества, соучастия, содействия, сотворчества. У детей-инвалидов должны быть равные возможности в получении образования, полноценного развития, возможности (не только на законодательном уровне, но и на практическом) попробовать себя во всех областях деятельности, включая творчество, иметь возможность выбора реализации собственных потенций.
Когда прихожу к ребенку, с какой радостью светятся его глаза, с какой непосредственностью и с восторгом сообщают о своих новых достижениях. И в процессе работы Я поняла, что именно детям с ограниченными возможностями здоровья живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям.