Конспект урока по литературному чтению Н.А. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы


Конспект урока
по литературному чтению в 3 классе
Тема урока: стихотворение Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (в сокращении)
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Образовательная система (УМК): Школа России.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по осознанию смысла стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Планируемые результаты:
Личностные:
•пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке;
•применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой произведения.
Метапредметные:
Регулятивные:
•анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал. Фиксировать причины неудач в устной форме. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
•осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные:
•анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
•выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные:
•проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
•аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).
Предметные:
•проявлять интерес к чтению произведений Н.А. Некрасова;
•читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
•задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Средства обучения:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение, 3кл., 1 ч.: М.: Просвещение, 2013, 223 с.
- круги 3-х цветов.
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007. — 464 с. — (Высшее профессиональное образование).
1. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии
2. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 576(747) с.
3. ФГОС НОО, М.; 2013
Этапы урока
(с указанием времени) Дидактические задачи этапа Содержание материала урока Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся Средства обучения Анализ этапа
Организационный момент Здравствуйте, дети. Меня зовут Анастасия Константиновна. Сегодня я проведу урок литературного чтения. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Эмоциональный настрой на работу Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живётся веселей! Словесный
___ Подготовка к восприятию Формирование навыков объяснения смысла пословицы, высказывать предположение о содержании произведения, опираясь на его название. Работа с разрезной пословицей: «Без хозяина земля – круглая сирота». Обучающиеся собирают её, объясняют смысл пословицы.
С творчеством какого поэта вы познакомились на прошлом уроке? Что интересного из его биографии вы запомнили?
(Н.А. Некрасов)
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревне, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.
Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову, известному русскому поэту, нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его незаменимым спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни.
Н.Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
Как вы думаете, опираясь на название произведения, о чём оно? Какой сюжет вы себе представляете? А сейчас мы это и проверим. Практический
Словесный (рассказ)
Словесный (беседа) Разрезанная пословица Первичное чтение Формирование навыков жужжащего чтения Чтение произведения (в сокращении) жужжащим чтением. Практический Вербальный (учебник) Словарная работа до чтения
Формирование умения объяснять значение слов, расширение активного словаря Какие слова в произведении вам были непонятны?
Нагоняет - приносит водой
Подбиралась - вот-вот затопит все
Лопочут- хлопают
Прочим- другим
Пропал под водой- скрылся под водой
гуторя - разговаривая
горемыка - попал в беды (горе мыкает)
тягота не велика - маленькие, легкие
копошится - еле шевелится
толста, как купчиха - толстая тетенька
зипуном - кафтан (одежда - длинная куртка)
не рано уж было - должна разродитьсяпластом - развалившись, на животе
поволок – потащил
Потехи - радости
прокатил я деревней - залита водой
озимь - первая травка
плотно - близко очень
пригнал - добрался до берега
причалил - поставил к берегу Словесный (разъясняющая беседа) Беседа по содержанию прочитанного текста Формирование навыков первичной оценки произведения О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай?
Когда произошел этот случай?
Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило? Словесный (беседа) Вторичное чтение + анализ произведения Формирование навыков выразительного чтения, умения находить и зачитывать нужную информацию, анализировать произведение по предложенным вопросам Чтение по частям по цепочке.
Чтение первой части. (Приложение 1)
С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ?
О чем он переживает?
"Где у них совесть?" - говорит он. Как думаете - к чему призывает дед своим вопросом? (бережное отношение к животным)
А к какому жанру относится данное произведение?
Раз это стихи, то должна быть рифма и ритм.
Как понимаете слово рифма?
Найдите в тексте рифму и зачитайте.
Чтение второй части. (Приложение 1)
В этой части много фраз, которые кончаются на середине строчки, читать их трудно, поэтому надо внимательно следить за знаками препинания. И голосом передать доброту Мазая.
Кто попробует?
Почему дед Мазай отправился за дровами?
Найдите и прочитайте строки, ответ на вопрос: Кого дед Мазай увидел на островке?
Как дед называет зверят? (Он называет их: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, плуты мои)
Какую находку было жаль бросать деду? Прочитайте отрывок.
О чем это говорит? (Дедушке Мазаю их жалко, он любит их. Хочет помочь им в беде)Как вы думаете, что будет дальше?
Чтение третьей части. (Приложение 1)
Почему Мазай не взял в лодку зайцев с бревна?
Как он вышел из этого положения? (Зачитать)
Чтение четвёртой части. (Приложение 1)
"Тут мои зайчики..., грести не дают" Почему?
В этой части часть строк короче, автор меняет ритм. И не случайно, почему?
А теперь посмотрите на эту картинку.
К какой части стихотворения она больше подходит? Найдите ее. Зачитайте. Докажите. Словесный (чтение +беседа) Вербальный (учебник)
Наглядный (иллюстрация) Самостоятельная работа Формирование умения характеризовать главного героя, аргументировать свою точку зрения Выбор слов, характеризующих деда Мазая. Запись в тетрадь.
(слова записаны на доске).
Справедливый, жестокий, добрый, несчастный, эгоистичный, милосердный, злой, бессердечный, жалостливый, заботливый, любящий природу.Объясните, почему вы выбрали то или иное слово. Практический Рабочая тетрадь, ручка Итоговая беседа Формирование умения определять главную мысль произведения, высказывать своё отношение к нему Какова главная мысль произведения?
Как автор относится к своему герою?
А как вы относитесь?
Почему так озаглавлен?
Понравилось ли вам произведение? Словесный (итоговая беседа) 11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Формирование навыков оценивания своей работы на уроке, способов достижения лучших результатов У вас на столе лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Кто сегодня хорошо рассуждал, понял рассказ, ему понравилось произведение - поднимает зелёный кружок. Кто немного не понял смысл рассказа, мало рассуждал – жёлтый кружок, кто не понял смысл рассказа, не хотел рассуждать, не понравился рассказ – красный кружок.
Кто поднял красный и жёлтый кружок, давайте вместе подумаем, над чем вам нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы вы добились больших успехов? Словесный, практический Круги 3-х цветов Приложение 1.
1 часть
Старый Мазай разболтался в сарае:
"В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, -
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть ?..
2 часть
Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
3 часть
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
" То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его - тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха -
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном -
Сильно дрожала... Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...
4 часть
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и "с богом!" сказал...